Дело № 33-1667 Докладчик: Угланова М.А. Федеральный судья: Афонасьева Т.Е. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 10 ноября 2010 г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего: Шевченко Э.Н. судей Углановой М.А., Склярука С.А. при секретаре Фоминой И.Б. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Малоархангельском районе Орловской области на решение Малоархангельского районного суда Орловской области от 12 октября 2010 года, которым постановлено: «Исковое заявление Куликовой Валентины Николаевны к УПФ РФ в Малоархангельском районе о признании за ней права на льготную пенсию по возрасту с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на чернобыльской АЭС - удовлетворить. Признать за Куликовой Валентиной Николаевной право на льготную пенсию по возрасту с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС - с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Малоархангельском районе Орловской области в пользу Куликовой Валентины Николаевны судебные расходы -госпошлину в сумме 200 (двести ) рублей». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Куликова В.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Малоархангельском районе (далее Управление) о признании за ней права на льготную пенсию по возрасту с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время она постоянно проживает в <адрес>, <адрес>. Данный населенный пункт относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с этим она обратилась к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости. Однако в назначении пенсии ей необоснованно было отказано из-за отсутствия регистрации в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, просила суд признать за ней право на льготную пенсию по возрасту с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В судебном заседании исковые требования дополнила и просила назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения в пенсионный орган. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Управление просит решение суда отменить и отказать истице в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению ответчика, поскольку постоянное проживание Куликовой В.Н. в <адрес>, <адрес>, относящейся к территории с льготным социально-экономическим статусом в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подтверждено регистрацией, права на снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона от 15.05.1991 г. она не имеет. Кроме того, ссылаются на то, что суд необоснованно обязал Управление производить выплату пенсии истице с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с письменным заявлением о назначении ей пенсии с ДД.ММ.ГГГГ она в пенсионный орган не обращалась. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Управления по доверенности Сидориной О.Н., поддержавшей жалобу, возражения истицы Куликовой В.Н., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшегося решения. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 с последующими изменениями и дополнениями, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся лица, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии со ст. 34 вышеприведенного закона, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01г. № 173-ФЗ, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32-35 цитируемого Закона предусматривается для граждан, проживающих или проживавших на указанных территориях в период от момента катастрофы на ЧАЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени проживания на указанной территории до момента принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного Правительством РСФСР от 28.12.1991года № 237-Р, действовавшим до 01.02.1998г., и перечне от 18.12.1997г. № 1582, утвержденного Правительством РФ, действующем с 01.02.1998 года – населенный пункт – <адрес> <адрес> указан как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Согласно ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Судом первой инстанции при разрешении спора установлено, что Куликова В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно без регистрации проживала в <адрес> <адрес>, которая относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Из материалов дела усматривается, что Куликова В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем трудовой пенсии по старости и компенсационной выплаты по уходу за своей нетрудоспособной матерью - инвалидом 1 группы ФИО8, которая проживала в <адрес> <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией ГУ УПФ РФ в Малоархангельском районе № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), а также справкой отдела соцзащиты населения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25). Кроме того, факт ее пребывания и постоянного проживания в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается справкой УПФ РФ в Малоархангельском районе № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20). Согласно свидетельств о регистрации по месту пребывания №№ №, № № Куликова В.Н. была зарегистрирована в <адрес> <адрес> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-18). Справкой исполнительного комитета Дзержинского совета народных депутатов г. Харькова № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что истица Куликова В.Н. ДД.ММ.ГГГГ была выписана на постоянное место жительства в Россию (л.д. 27). Указанный факт также подтвержден имеющимся в материалах дела адресным листком убытия Куликовой В.Н. из г. Харькова (л.д. 19). Судом при разрешении спора установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована по месту жительства в <адрес> <адрес> (л.д. 10). В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась получателем трудовой пенсии по старости и компенсационной выплаты по уходу за своим нетрудоспособным отцом ФИО9 (л.д.14). Факт проживания Куликовой В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время в доме своих родителей подтверждается также справкой администрации Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24). Допрошенные судом первой инстанции свидетели ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 также подтвердили доводы истицы о ее постоянном проживании в период с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес> (л.д. 50-51). С учетом установленных обстоятельств о постоянном проживании с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Куликовой В.Н. в <адрес> <адрес>, которая, согласно Постановлению Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 г. относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истица имеет право на пенсию с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». По указанным основаниям довод кассационной жалобы ответчика о том, что, поскольку период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией, то он не может быть засчитан как время постоянного проживания на загрязненной территории, является несостоятельным и не влечет отмену решения суда. В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. В связи с этим, суд первой инстанции правильно исходил из того, что право на пенсию у истицы возникло с момента достижения ею пятидесяти двух лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В заседании судебной коллегии представитель ответчика не оспаривала то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ истица обращалась в пенсионный орган по вопросу назначения ей пенсии, Куликовой В.Н. было разъяснено ее право на обращение в суд, при этом ей не разъяснили ее право написать письменное заявление о назначении пенсии. Поэтому довод жалобы ответчика в той части, что суд необоснованно назначил Куликовой В.Н. пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не имелось письменного заявления, судебная коллегия находит необоснованным. Суд при разрешении спора в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, в связи с чем, оснований для отмены решения по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь ст.ст. 360-367 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Малоархангельского районного суда Орловской области от 12 октября 2010 года оставить без изменения, а жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Малоархангельском районе об отмене решения - без удовлетворения. Председательствующий: судья Судьи: