Дело № 33 - 1704 Докладчик: Угланова М.А. Федеральный судья: Сафронова Л.И. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 17 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего судьи Орловой А.В. судей Углановой М.А., Мерновой О.А. при секретаре Фоминой И.Б. в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 октября 2010 года, которым постановлено: «Исковые требования Емец Ирины Анатольевны удовлетворить. Признать за Емец Ириной Анатольевной право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на три года. Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Емец Ирине Анатольевне с ДД.ММ.ГГГГ». Заслушав дело по докладу судьи Орловского областного суда Углановой М.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Емец И.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом и признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указывала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживалана территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС по адресу: <адрес>, <адрес>, однако при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, в назначении пенсии ей было отказано, поскольку факт проживания ее по указанному адресу не подтвержден регистрацией. В ходе рассмотрения дела Емец И.А. исковые требования уточнила, окончательно просила установить факт ее проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес> и признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что суд необоснованно обязал назначить истице досрочную пенсию, поскольку у Емец И.А. отсутствуют документы, подтверждающие её регистрацию по месту жительства в <адрес>, <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что у суда не имелось законных оснований для назначения Емец И.А. пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Гороховой Н.Н., поддержавшей кассационную жалобу, возражения Емец И.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона. Согласно ст. 34 Федерального закона от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. На основании примечания к ст. 35 данного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года Емец И.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости (л.д. 12), однако ДД.ММ.ГГГГ года в назначении досрочной пенсии по старости ей было отказано (л.д. 11). В качестве основания отказа ответчик ссылался на то, что факт проживания на указанной территории, подтвержденный регистрацией составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> день, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 2 года. Как усматривается из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 45). Между тем, при разрешении спора судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Емец И.А. фактически постоянно проживала в <адрес>, <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах дела справкой администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56), а также выписками из похозяйственных книг за ДД.ММ.ГГГГ г.г. и ДД.ММ.ГГГГ г.г. (л.д. 51-52). Согласно имеющимся в деле справкам МОУ «Оптушанская средняя общеобразовательная школа» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58), Становского медицинского пункта от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30, 57), личного дела № № (л.д. 60-61), аттестату об основном общем образовании (л.д. 21), страховому медицинскому полису обязательного страхования граждан (л.д. 55), выпискам из медицинских карточек (л.д. 22-34), сыновья истицы ФИО8 и ФИО9 обучались в МОУ «Оптушанская средняя общеобразовательная школа», состояли на учете по Становскому ФАПУ и соответственно, проживали в спорный период в <адрес> Кроме того, факт проживания Емец И.А. в <адрес> (ранее <адрес>) подтверждается также доказательствами, подтверждающими, что в <адрес> супруг истицы ФИО10 имеет в собственности домовладение и земельный участок, выделенный ему для огородничества в данном населенном пункте (л.д. 13, 14, 54, 59). Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО11, ФИО12, ФИО13 подтвердили проживание истицы в указанном населенном пункте в спорный период (л.д. 64-65). Судом также установлено и не оспаривалось ответчиком, что с ДД.ММ.ГГГГ <адрес> относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Таким образом, факт постоянного проживания Емец И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне радиоактивного загрязнения следует считать установленным. При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что истица имеет право на назначение пенсии по старости досрочно с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Довод кассационной жалобы ответчика о том, что истица не имеет права на уменьшение общеустановленного возраста для назначения пенсии досрочно на три года, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию в спорный период на территории с льготным социально-экономическим статусом, судебная коллегия находит несостоятельным и противоречащим установленным по делу обстоятельствам. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Из материалов дела следует, что с заявлением о назначении досрочной пенсии истица обратилась в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, однако, право на досрочное назначение пенсии по старости по вышеуказанным основаниям у Емец И.А. возникло со дня достижения ею 52- летнего возраста, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика назначить Емец И.А. пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы ответчика несостоятельными. ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Заводского районного суда г. Орла от 13 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об отмене решения - без удовлетворения.