Дело № 33-1731 Докладчик Ларионова С.В. Федеральный судья Казимиров Ю.А. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 24 ноября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего Орловой А.В. судей: Ларионовой С.В. и Зубовой Т.Н. при секретаре Новиковой Е.В. в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе Холиной З. А. на решение Заводского районного суда г. Орла от 05 октября 2010 года, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований Холиной Зои Алексеевны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о назначении трудовой пенсии по старости, исчислении пенсии с 01.10.2009г. по нормам Федерального Закона №113-Ф3 от 21.07.1997г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», возмещении морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, взыскании судебных расходов на сумму <данные изъяты> - отказать». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Ларионовой С.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Холина З.А. обратилась в суд к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с иском о начислении ей пенсии с 01.10.2009г. в соответствии с нормами Федерального Закона №113-Ф3 от 21.07.1997г., возмещении морального вреда, взыскании судебных расходов. В обосновании требований указывала, что 10 сентября 2009г. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о начислении трудовой пенсии по старости и просила произвести расчет размера ее пенсии по нормам Закона от 17.12.2001г. №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», по нормам Закона от 20.11.1990г №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», по нормам Закона от 21.07.1997г. №113-Ф3 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», с целью выбора наиболее выгодного для себя варианта расчета и оценки своих пенсионных прав. 22.12.2009г. получила письмо от ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о том, что с 10.09.2009года ей была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1ст.7 закона от 17.12.2001г. №173-Ф3, из которого следовало, что УПФ самостоятельно произвело оценку ее пенсионных прав и выдало расчет ее пенсии, осуществленный по нормам закона от 17.12.2001года №173-Ф3. Поскольку оценка пенсионных прав и расчет ее пенсии по нормам законов от 20.11.1990года №340-1 и от 21.07.1997г. №113-ФЗ не был произведен, то была лишена права произвести оценку своих пенсионных прав и расчет начисленной пенсии по наиболее выгодному для себя варианту. Впоследствии неоднократно обращалась в отделение УПФ по Орловской области с требованиями произвести расчет и оценку пенсионных прав по нормам указанным выше, в чем ей было отказано. 21.01.2010г. ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области письмом №11-31-х-133 разъяснило ей, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г №2-П расчетный размер пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц определяется по наиболее выгодному варианту: по нормам Закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», по нормам Закона от 20.11.1990года № 340-1 «О государственных пенсиях в российской Федерации» либо по нормам Закона от 21.07.1997года №113-Ф3 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Ей были представлены варианты расчетов по указанным законам, при этом размер ее пенсии, рассчитанный по нормам Законов №173-Ф3 и №113-ФЗ оказался одинаков. Считает, что расчет произведенный по нормам Закона от 21.07.1997г. №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» является ошибочным и ответчик неправомерно назначил ей пенсию по нормам Закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ссылалась на то, что по нормам Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с июля 2010года ей подлежит начислению пенсия в размере <данные изъяты> Кроме того, в результате неправомерных действий ответчика она испытывала нравственные страдания, которые заключались в том, что УПФ РФ неоднократно отказывало в удовлетворении ее требований, в результате чего с 01.10.2009г. и по настоящее время она лишена необходимого пенсионного обеспечения, фактически лишена средств к существованию, в связи с чем просит взыскать в ее пользу <данные изъяты> рублей в качестве компенсации за причиненный моральный вред, а также судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины и оплатой услуг представителя. В судебных заседаниях истица и ее представитель по доверенности Ноздрин С.А. неоднократно уточняли исковые требования в части назначения пенсии, сформулировав их окончательно в следующем варианте: назначить трудовую пенсию по старости, исчислив пенсию с 01.10.2009г. по нормам Федерального Закона №113-ФЗ от 21.07.1997г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», остальные требования оставили без изменения. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе Холина З.А. просит решение суда отменить, ввиду нарушения норм материального права, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что при разрешении спора суд полностью принял позицию пенсионного органа, не проверив доводы искового заявления. При этом суд не дал оценку представленному ею расчету размера причитающейся ей пенсии по нормам ФЗ РФ № 113-ФЗ от 21.07.1997года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Ссылается на то, что суд необоснованно проигнорировал положения Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004года № 2-П, и не применил закон, подлежащий применению, что повлекло нарушение ее прав на назначение трудовой пенсии по старости на более выгодных условиях. Полагает, что суд необоснованно в качестве специалистов по делу допросил Силаеву Л.В. и Зайцеву С.А., поскольку, являясь работником ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области, они находятся в служебной зависимости от ответчика, в связи с чем их показания вызывают сомнения в объективности и беспристрастности. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Холиной З.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу представителя ГУ УПФ РФ по г. Орлу и Орловскому району Орловской области по доверенности Пальчиковой И.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения. Как следует из материалов дела, Холиной З.А. на основании заявления 10.09.2009 г. ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловкой области была назначена трудовая пенсия по старости с п.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»(л.д.11-12). Обращаясь в суд, истица указывала, что применённый Закон существенно ухудшает ее положение и при исчислении размера пенсии УПФ РФ должно было руководствоваться нормами Федерального Закона №113-ФЗ от 21.07.1997г., поскольку при определении размера ее пенсии по старости должен был применен расчет с учетом средней заработной платы по России согласно справки Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Орловской области за 2009год и применением коэффициента стажа пенсионера 25 лет, который на июль 2010года составил <данные изъяты>.<данные изъяты> Суд проверил доводы истицы, однако они не нашли своего подтверждения в ходе разрешения спора. Так, на момент обращения Холиной З.А. в суд и в настоящее время действует Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии со ст.7 вышеуказанного Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В силу п.2 ст. 31 названного Закона РФ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. До 1 января 2010 года при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применялось постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, которое предусматривало порядок определения расчетного размера трудовой пенсии по старости по условиям и нормам законодательства, действовавшего до принятия Закона от 01.12.2001 года, т.е. по нормам Закона от 20.11.1990 г. и Закона от 21.07.1997 г., согласно которого расчетный размер пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц определяется по наиболее выгодному варианту: по нормам Закона от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», по нормам Закона от20.11.1990г.№340-1 «О государственных пенсиях в РФ» либо по нормам Закона от 21.07.1997 №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». При исчислении расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав подтверждение и исчисление стажа, определение стажевого коэффициента, осуществляется по нормам того законодательного акта, в соответствии с которым определяется размер пенсии. Основанием для определения расчётного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г., является расчётный размер пенсии, который определяется в соответствии со ст. 30 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учётом: - стажевого коэффициента, определяемого исходя из продолжительности общего трудового стажа, имеющегося у гражданина по состоянию на 1 января 2002 года; - отношения среднемесячного заработка гражданина к среднемесячной заработной плате Российской Федерации за тот же период; - среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий. Таким образом, положениями приведенной выше нормы права в целях оценки пенсионных прав установлены конкретные периоды, за которые может быть учтен заработок застрахованного лица, и возможности использования заработка застрахованного лица за другие периоды работы при этом не предоставляется. Как следует из материалов дела размер трудовой пенсии по старости Холиной З.А., исчисленный из расчетного размера трудовой пенсии, определенного по нормам Закона от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ составил <данные изъяты> коп. и равен размеру трудовой пенсии по старости, исчисленному из расчетного размера трудовой пенсии, определенного по нормам Закона от 17.12.2001 г.№ 173-ФЗ, который на дату назначения составил <данные изъяты> руб. С 01.01.2010 года произведена валоризация (увеличение) пенсионного капитала на 29 процентов, в результате чего пенсия Холиной З.А. с 01.01.2010 г. составила <данные изъяты>. Данное обстоятельство подтверждается расчетом УПФ РФ(л.д.30-32). В связи с вступлением с 01.01.2010г. Федерального закона от 24.07.2009г № 213-Ф3, который предусмотрел выбор варианта конвертации пенсионных прав застрахованных лиц по их заявлению, Холиной З.А., на основании ее заявления от 24.12.2009г., где она впервые сослалась на Закон от 21.07.1997 г №113, так и при подаче ее заявления в Пенсионный Фонд 10.09.09г. о назначении ей пенсии, со ссылкой на Закон от 20.11.1990г. №340-1, была произведена конвертация пенсионных прав по нормам Закона от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ. По нормам Закона от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ возможно только определение расчетного размера трудовой пенсии по старости при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, если это выгодно гражданину. Правильность назначения и установления размера трудовой пенсии по старости Холиной З.А. в судебном заседании подтвердили специалисты ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Силаева Л.В, ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Орловской области Зайцева С.А., указавшие на то, что истицей неправильно произведен расчет размера предполагаемой пенсии по нормам ФЗ № 113-ФЗ от 21.07.1997г. из расчета 25 летнего стажа, поскольку на 1.01.2002года может быть взят только 20летний стаж и среднемесячная заработная плата может учитываться из расчета 1671руб. согласно Постановления Правительства РФ№ 720 от 11.10.2001года, а не за квартал, предшествующий назначению за 2009г. (л.д.79,80,113). Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что определение среднемесячного заработка застрахованного лица при исчислении расчетного размера трудовой пенсии исходя из заработка истицы за период 2009года действующим пенсионным законодательством не предусмотрено. В связи с этим суд обоснованно отказал Холиной З.А. в удовлетворении требований о признании незаконным отказа ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в назначении трудовой пенсии по старости с 01.10.2009г. по нормам Федерального Закона №113-ФЗ от 21.07.1997г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Доводы жалобы истицы о том, что суд принял позицию пенсионного органа, не дав при этом оценку представленному ею расчету размера причитающейся ей пенсии по нормам ФЗ РФ № 113-ФЗ от 21.07.1997г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» не влекут отмену решения суда, поскольку являлись предметом исследования и проверки при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые решением суда правильно признаны необоснованными. Ссылка в жалобе на то, что суд необоснованно проигнорировал положения Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004года № 2-П, и не применил закон, подлежащий применению, что повлекло нарушение ее прав на правильное исчисление и назначение трудовой пенсии по старости, не является основанием к отмене решения суда, поскольку Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П дает возможность в целях не ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованных лиц определить расчетный размер при исчислении пенсии по ранее действующему законодательству, когда размер пенсии, исчисленный по нормам Закона от 17.12.2001г. №173 ниже, чем исчисленный по ранее действующему законодательству. В данном случае размер пенсии по состоянию на 1.01.2010г.- 3451 руб.83 коп. по нормам Закона от 17.12.2001г. №173 был не ниже, чем по Закону 21.07.1997г. №113 – 3451руб. 83 руб., а в соответствии с Законом от 20.11.1990г. №340-1 - выше 3015,48 руб. Постановление же Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П предусматривает выбор законодательства только при наиболее выгодном варианте. Поскольку размер пенсии, начисленный по нормам Закона от 17.12.2001г. № 173 с 01.01.2010года предусматривает валоризацию (увеличение) пенсионного капитала на 29% и составил <данные изъяты>., следовательно УПФ РФ правильно рассчитал размер пенсии истицы, применив наиболее выгодный для нее вариант. Не может повлечь отмену решения суда и ссылка в жалобе на то, что суд необоснованно в качестве специалистов по делу допросил Силаеву Л.В. и Зайцеву С.А., так как, являясь работниками ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области, находятся в служебной зависимости от ответчика, в связи с чем их показания вызывают сомнения в объективности и беспристрастности, поскольку консультация специалиста не относится к числу средств доказывания, и связана она в данном случае с необходимостью получения пояснений по делу. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Заводского районного суда г. Орла от 05 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Холиной З.А. – без удовлетворения. Председательствующий: судья Судьи: