Дело № 33-1586 Докладчик: Орлова А.В. Федеральный судья: Рогожин Н.А. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: Председательствующего: Орловой А.В. судей: Зубовой Т.Н. и Наместниковой Л.А. при секретаре: Плескачёвой Е.Ю. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Васиной И.Н. на решение Орловского районного суда Орловской области от 22 сентября 2010 года, которым постановлено: «В удовлетворении заявления Васиной Ирины Николаевны о признании незаконным бездействия Правительства Орловской области по нерассмотрению заявления Васиной Ирины Николаевны о включении земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью (...) кв.м., кадастровый № (...), расположенного по адресу: (...) область, (...) район, с/пос (...), (...) (на территории бывш. «(...)»), в границы городского поселения (...) (...) района (...) области и изменении вида его разрешенного использования с «для сельскохозяйственного использования» на «индивидуальное жилищное строительство», и обязании Правительства Орловской области устранить допущенное нарушение прав и свобод Васиной Ирины Николаевны – в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по вопросу о включении указанного земельного участка в границы городского поселения (...) (...) района (...) области и изменении вида его разрешенного использования с «для сельскохозяйственного использования» на «индивидуальное жилищное строительство» - отказать». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Орловой А.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Васина И.Н. обратилась в Орловский районный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным бездействия органа государственной власти. В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью (...) кв.м., кадастровый номер (...), расположенный по адресу: Ор(...) область, (...) район, с/пос. (...), (...) В связи с намерением использования данного участка для индивидуального жилищного строительства, (...) обратилась в администрацию городского поселения (...) (...) района с заявлением о его включении в границы данного городского поселения, изменении вида его разрешенного использования, которое (...) вместе с поступившими документами было направлено в Правительство Орловской области для рассмотрения по существу. В нарушение ч. 18 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Правительством Орловской области до (...) решение о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида его разрешенного использования либо отказ в принятии такого решения, не принято. В связи с чем, просила суд признать незаконным бездействие Правительства Орловской области по нерассмотрению её вышеуказанного заявления, обязать Правительство устранить допущенное нарушение её прав и свобод путем принятия в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу решения по вопросу о включении указанного земельного участка в границы городского поселения (...) (...) района (...) области и изменении вида его разрешенного использования с «для сельскохозяйственного использования» на «индивидуальное жилищное строительство». Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе Васина И.Н. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права. Считает, что суд не учел того обстоятельства, что её заявление возвращено в порядке ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" неуполномоченным органом, в то время как Правительством Орловской области каких-либо решений либо действий по её заявлению не принято. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя истицы Лунина Е.В. и представителя заинтересованного лица – администрации городского поселения Знаменка Орловского района Бородиной Н.В., поддержавших жалобу, возражения на жалобу представителя заинтересованного лица – Правительства Орловской области Сапрыкиной И.В., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям. Суд, отказывая Васиной И.Н. в удовлетворении её заявления, сослался на то, что ей правомерно Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области было возвращено заявление со всеми приложенными документами по мотиву несоответствия их содержания требованиям действующего земельного законодательства, а именно ч.3 ст.3 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Судебная коллегия находит данный вывод суда ошибочным по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст. 254 ГПК гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Статья 1 Федерального Закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ (ред. 25.12.2009г.) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» устанавливает, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Пунктом 3 ст. 4 Федерального Закона от 29.12.2004г.№191-ФЗ (в ред. от 28.09.2010г. «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» предусмотрено вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года: решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Частями 1, 2, 4 ст. 4.1 указанного ФЗ установлено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается. Исходя из смысла и содержания вышеуказанных норм права специальными нормативными актами, регулирующими правоотношения по переводу земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности с изменением границ населённых пунктов, а также изменение на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство является законодательство РФ о градостроительной деятельности. Как видно из материалов дела, Васиной И.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённого вида использования: для сельскохозяйственного использования общей площадью (...) кв.м., расположенный с/пос. (...), ОАО АПО «(...)» (...) района, (...) области (л.д. 10). (...) Васина И.Н. обратилась в администрацию городского поселения (...) (...) района (...) области с заявлением о включении указанного земельного участка в границы городского поселения и изменении вида его разрешённого использования на «для индивидуального жилищного строительства». (...) администрацией городского поселения (...) (...) района (...) области подготовлено заключение о возможности и целесообразности включения данного земельного участка в границы этого городского поселения изменении вида его разрешённого использования и (...) заявление Васиной И.Н. вместе с другими документами было направлено в Правительство Орловской области (л.д. 8 – 19). То обстоятельство, что (...) на имя главы администрации городского поселения (...) (...) района заместителем Председателя правительства Орловской области было направлено письмо с разъяснением о предоставлении необходимых дополнительных материалов, а именно заключения администрации (...) района (...) области о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населённого пункта, не оспаривалось никем в судебном заседании, а также подтверждается копиями вступившего в законную силу решения Орловского районного суда от (...) и определения судебной коллегии по гражданским делам от (...) (л.д.33 – 42). (...) в период рассмотрения заявления Васиной И.Н. судом первой инстанции, документы с заявлением о включении земельного участка в границы городского поселения (...) (...) района и изменении его разрешённого использования были возвращены руководителем Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области Васиной И.Н. без рассмотрения по существу по аналогичным основаниям (л.д. 68 – 69). Согласно п.18 ст. 4.1 ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения. Поскольку вышеуказанным Федеральным Законом «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» не допускается требовать представления от заинтересованного лица иных документов, за исключением предусмотренных ч.4 ст. 4.1 настоящего закона, то вывод суда о правомерности действий Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области по возврату заявления Васиной И.Н. со всеми документами без рассмотрения по мотиву непредоставления заключения администрации (...) района, является необоснованным. По изложенным основаниям, обжалуемое решение суда об отказе Васиной И.Н. в удовлетворении её требований является незаконным, подлежащим отмене. В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно разъяснениям, содержащимся в п.28 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту… При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать … на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод. Поскольку обжалуемые действия (бездействие) Правительства Орловской области не соответствует вышеуказанному Федеральному закону и нарушают права заявителя, судебная коллегия находит заявленные требования Васиной И.Н. обоснованными. Учитывая, что юридически значимые обстоятельства по делу установлены полно, дополнительная проверка не требуется, а суд лишь неправильно применил нормы материального права, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об удовлетворении требований Васиной И.Н. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360 – 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Орловского районного суда Орловской области от 22 сентября 2010 года отменить. Удовлетворить заявление Васиной Ирины Николаевны. Признать незаконным бездействие Правительства Орловской области по нерассмотрению заявления Васиной Ирины Николаевны о включении земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью (...) кв.м., кадастровый № (...), расположенного по адресу: (...) область, (...) район, с/пос (...), ОАО АПО «(...)» (на территории бывш. «(...)»), в границы городского поселения (...) (...) района (...) области и изменении вида его разрешенного использования на «индивидуальное жилищное строительство». Обязать Правительство Орловской области рассмотреть заявление Васиной Ирины Николаевны – в течение месяца со дня вступления нового решения в законную силу и принять решение по вопросу о включении указанного земельного участка в границы городского поселения (...) (...) района (...) области и изменении вида его разрешенного использования на «индивидуальное жилищное строительство» либо об отказе в этом. Председательствующий: Судья Судьи: СОГЛАСОВАНО судья Орлова А.В. "_____" ноября 2010г.