Докладчик: Мернова О.А. Федеральный судья: Курлаева Л.И. 08 декабря 2010года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе судей: председательствующего Шевченко Э.Н. судей Мерновой О.А. и Углановой М.А. при секретаре Наумовой Н.М. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Васильева В.Е. на решение Советского районного суда г. Орла от 02 ноября 2010 года, которым постановлено: «Васильеву Владимиру Евгеньевичу в удовлетворении требований предъявленных к Муниципальному образованию «Город Орел», Департаменту строительства, транспорта, ЖКХ Орловской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включение в списки- участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы отказать в полном объеме. Заслушав дело по докладу судьи областного суда Мерновой О.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Васильев В.Е. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «город Орел» в лице администрации г. Орла о признании права на получение субсидии для приобретения жилья как инвалиду - участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В обоснование заявленных требований указал, что постановлением администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ 2010года № его семья в количестве 4-х человек признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ августа 2010года он обратился к ответчику с заявлением о рассмотрении вопроса о принятии на учет его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещение на льготных условиях –как инвалида чернобыльца 2-й группы для дальнейшего предоставления ему на состав семьи социальной выплаты (субсидии, жилищного сертификата) для последующего проживания. Однако в постановке на учет как инвалида и участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС администрацией г. Орла ему было отказано, со ссылкой на то, что мера социальной поддержки из федерального бюджета для приобретения жилья в собственность гарантируется участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005года, а лица вставшие на учет после указанной даты, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством по договору социального найма. Считает, что постановление ответчика от ДД.ММ.ГГГГ мая 2010 года в части принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является незаконным и нарушающим право истца на льготное предоставление жилья за счет средств федерального бюджета как инвалиду вследствие Чернобыльской катастрофы. По указанным основаниям просил суд признать за ним право на обеспечение жильем на льготных условиях путем предоставления жилищной субсидии для приобретения жилья как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы, признать незаконным постановление администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ мая 2010 года № в части принятия его с составом семьи 4 человека на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также обязать ответчика принять его на учет для обеспечения жильем на льготных условиях путем предоставления социальной выплаты для приобретения жилья как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы. В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и окончательно просил признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, обязать администрацию г. Орла включить его в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» по муниципальному образованию г. Орел в порядке, предусмотренном действующим законодательством, обязать Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области включить его в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» по муниципальному образованию г.Орел в порядке, предусмотренном действующим законодательством. К участию в деле судом привлечен Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области в качестве третьего лица, и Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области в качестве соответчика. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной представитель Васильев В.Е. просит отменить решение суда, как незаконное. Указывает, что суд при разрешении спора не учел Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2009г. №17-П, которым положения п.2 ч.1 ст. 14 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признано не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой данное положение в системе действующего правового регулирования не устанавливает правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005года, так и после этой даты. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Васильева В.Е. – Родина С.И., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя администрации г. Орла по доверенности Полосухиной Л.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Статьями 14 (пункт 2 части 1), 15 (пункт 1 части 1), Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) гражданам из числа указанных в данном Законе категорий гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации; при этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 право на участие в подпрограмме имеют, в том числе граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, вставшие на учет до 1 января 2005 года. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Часть 2 указанной статьи предусматривает исчерпывающий перечень лиц имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди. Распоряжением Коллегии Орловской области от 19 сентября 2006 года №216-р на Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области возложены функции по реализации на территории области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы. Из анализа выше указанных норм следует, что право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы, предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии) в соответствии с законодательством предоставлено инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации её последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. Участие инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы действующее законодательство не предусматривает. Как видно из материалов дела, Васильев В.Е. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.5) Вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Васильев В.Е. был признан инвалидом 2-й группы (л.д.4) Судом при рассмотрении спора установлено, что Васильев В.Е. зарегистрирован и проживает в трехкомнатной квартире <адрес>, площадь которой составляет 71 кв.м. Указанная квартира находится в совместной собственности ФИО8, ФИО9, Васильева В.Е., ФИО10 и Васильева В. Е. на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Помимо истца в указанной квартире зарегистрировано 7 человек, в том числе и члены его семьи: жена ФИО11, несовершеннолетние дети ФИО11 и ФИО12 26.04.2010года, в связи с необеспеченностью жилой площадью, Васильев В.Е. обратился в администрацию г. Орла с заявлением о признании его семьи малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилой площади, предоставляемой по договору социального найма. Постановлением администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ мая 2010 года № семья Васильева В.Е. в составе 4 человек была признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. 16 августа 2010 года Васильев В.Е. обратился в администрацию г. Орла с просьбой изменить формулировку принятия его на учет с составом семьи 4 человека в связи с его правом на обеспечение жильем на льготных условиях в связи с тем, что он является инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации её последствий. Поскольку участие инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы действующее законодательство не предусматривает, а Васильев В.Е был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца права на обеспечение жилым помещением в соответствии с нормами Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и правильно отказал в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы о том, суд не принял во внимание Постановление Конституционного Суд РФ от 10.11.2009г. №17-П судебная коллегия находит несостоятельными, ввиду того, что те же самые доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Мотивация их необоснованности подробно приведена судом в решении и судебная коллегия с ними согласна, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшегося решения не имеется. Руководствуясь ст. ст. 361-367 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Советского районного суда г. Орла от 02 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Васильева В.Е. оставить без удовлетворения. Председательствующий: судья Судьи: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>