о признании действий по выставлению в счетах платы за электроснабжение в местах общего пользования с учетом среднемесячного показателя



Дело № 33-1818

Докладчик: Угланова М.А. Федеральный судья: Казимиров Ю.А.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

08 декабря 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Шевченко Э.Н.,

судей Углановой М.А., Ларионовой С.В.

при секретаре Наумовой Н.М.

с участием прокурора Марковой О.К.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе МУП ЖРЭП (З) на решение Заводского районного суда города Орла от 11 октября 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования Заводской районной прокуратуры г. Орла к МУП ЖРЭП (З) удовлетворить.

Признать незаконными действия МУП ЖРЭП (З) по выставлению в счетах платы за электроснабжение в местах общего пользования с учетом среднемесячного показателя.

Обязать МУП ЖРЭП (З) производить расчет размера оплаты услуг по электроснабжению граждан в домах оборудованных приборами индивидуального учета, находящихся в управлении данной организации, в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2001г., а именно при расчете размера по формуле № 9 в знаменателе в позиции V п. р. учитывать суммарный объем электроэнергии, потребленной за расчетный период в помещениях оборудованных приборами учета».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Заводского района города Орла в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП ЖРЭП (З), ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» о признании незаконными действий МУП ЖРЭП (З) по начислению платы за электроснабжение, обязании их производить расчет размера оплаты услуг по электроснабжению граждан в домах, оборудованных приборами индивидуального учета, в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2001г.

В обоснование требований указывалось, что прокуратурой Заводского района г. Орла была проведена проверка по вопросу правомерности взимания платы обслуживающей организацией МУП ЖРЭП (3) за электроснабжение в местах общего пользования с граждан, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, на обслуживаемой данной организацией территории, в результате которой установлено, что при подсчете платы за электроэнергию ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», пользуясь формулой № 9 приложения 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 в нарушение закона в знаменателе учитывался суммарный объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период, заявленный потребителями или самостоятельно подсчитанный по среднему, в то время как в данной формуле Правил требуется указывать суммарный объем электроэнергии, измеренный индивидуальными приборами учета.

Ссылался на то, что в нарушение Постановления Правительства № 307 МУП ЖРЭП (3) в случаях несвоевременной оплаты или отказа от оплаты электроэнергии, в счетах на оплату указывается размер, исходя из среднемесячного потребления коммунальных услуг.

По указанным основаниям, просил признать незаконными действия МУП ЖРЭП (З) по начислению платы за электроснабжение, обязать ответчика производить расчет размера оплаты услуг по электроснабжению граждан в домах, оборудованных приборами индивидуального учета, находящихся в управлении данной организации, в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2001г., а именно при расчете размера по формуле № 9 в знаменателе учитывать суммарный объем электроэнергии, потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета и обязать МУП ЖРЭП (3) произвести гражданам перерасчет платы за коммунальные услуги электроснабжение за период с октября 2008 года по день вступления решения суда в законную силу.

В процессе разрешения спора прокурор отказался от требований в части обязания ответчика произвести перерасчет платы за коммунальные услуги электроснабжение гражданам за период с октября 2008 года по день вступления решении суда в законную силу.

По ходатайству прокурора, ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» было исключено из числа ответчиков и привлечено в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе МУП ЖРЭП (З) просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в нарушение установленного Правилами порядка суд наделил их правом и обязанностью самостоятельно, минуя собственников квартир, ежемесячно снимать показания всех индивидуальных приборов учета обслуживаемого многоквартирного дома, обязав, таким образом, потребителей ежемесячно допускать к индивидуальным приборам учета, расположенным в их жилых помещениях, представителей исполнителя, что является также нарушением ст. 25 Конституции РФ и ст. 3 Жилищного кодекса РФ.

Кроме того, указывают на то, что суд не принял во внимание, что согласно п.п. «г» п. 50 и п.п. «з» п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг, обслуживающей организации предоставляется право снимать показания индивидуальных приборов учета не чаще 1 раза в 6 месяцев.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя МУП ЖРЭП (З) Блажко О.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя администрации г. Орла по доверенности Тиунова А.С., полагавшего решение суда отменить, возражения на жалобу прокурора Марковой О.К., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе, за электроснабжение.

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и МУП ЖРЭП (З) заключен договор электроснабжения (л.д. 15-17).

В соответствии с условиями договора ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» обязуется осуществлять поставку электроэнергии МУП ЖРЭП (З) в объеме фактического потребления на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электроэнергии межквартирных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), включая потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, которые определяется как разница между объемом потребленной энергии, определяемой по общедомовым приборам учета и суммарным объемом потребления электроэнергии гражданами - потребителями.

В соответствии с подпунктом 2.1.3 пункта 2.1 ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» приняло на себя обязате6льства по расчету стоимости поставляемой энергии, а также оказанных услуг.

При этом, МУП ЖРЭП (З) по данному договору обязалось представлять ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» надлежащим образом оформленный акт передачи электроэнергии в отношении потребителей, а также показания расчетных приборов учета.

Счетчики КВ и МОП расположены на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в доме и отражают количество электроэнергии, потребленной домом в целом.

Данные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что на примере договоров управления многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, предусмотрено, что при выполнении условий договора стороны обязались руководствоваться, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ 23.05.2006г. № 307.

Так, управляющая организация предоставляет коммунальные услуги собственникам.

Плата за коммунальные услуги должна производиться всеми жильцами дома до 10 числа месяца, следующего за истекшим, на основании платежных документов, выставляемых Управляющей организацией. Размер платы за коммунальные услуги гражданам устанавливается в соответствии с тарифами, установленными для Ресурсоснабжающей организации в соответствии с законодательством РФ и Орловской области. При этом Управляющая организация вправе заключать договоры с третьими лицами по начислению, сбору и перерасчету платежей Собственника за работы и услуги по настоящему Договору.

В судебном заседании сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что контрольные показания двух коллективных (общедомовых) приборов учета (счетчика ВК и счетчика МОП) снимаются в последние два дня текущего месяца представителями управляющей организации в присутствии представителей собственников указанных домов, о чем оставляется ведомость.

Возражая против заявленных требований, представитель ответчика ссылалась на то, что для расчета платы за энергоснабжение в расчетном периоде для всех собственников квартир, учитывалось общее потребление, полученное путем суммирования показаний счетчиков МОП и KB, из которого вычитали показания, заявленные гражданами, а также брались средние показатели (л.д. 75-85).

Между тем, в соответствии с пунктом п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы, в том числе электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) электрической энергии, … определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил».

Согласно п. 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Из содержания п. 19 Правил следует, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: б) для. .. электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом, для определения размера платы за электроснабжение для собственников квартир, имеющих индивидуальные приборы учета по смыслу п.п. 7, 23 Правил п.п. 1 п. 3 Приложения № 2 к Правилам (формула № 9) в числителе указывается общий объем коммунального ресурса электрической энергии, потребленный домом, в расчетном периоде, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, т. е. в данном конкретном случае это суммированные показания двух счетчиков: МОП и КВ, а в знаменателе применяются два показателя, а именно указывается сумма суммарного объема коммунального ресурса электроэнергии, потребленного за расчетный период в квартирах, оборудованных приборами учета, измеренного индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (кВт. час) и суммарного объема коммунального ресурса электроэнергии, потребленного за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенного по нормативам потребления коммунальных услуг по формуле № 3 (кВт. час).

Расчет оплаты за электроэнергию по «средним» показателям за предыдущие 12 месяцев не предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконными действий МУП ЖРЭП (З) по выставлению в счетах платы за электроснабжение в местах общего пользования с учетом среднемесячного показателя, а также обязании ответчика производить расчет размера оплаты услуг по электроснабжению граждан в домах, оборудованных приборами индивидуального учета, находящихся в управлении данной организации, в соответствии с «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2001г., а именно при расчете размера по формуле № 9 в знаменателе в позиции V n.р учитывать суммарный объем электроэнергии, потребленной за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, так как применение усредненного показателя при расчете платы за электроэнергию собственникам квартир, имеющим индивидуальные приборы учета, нарушает права других собственников, оплачивающих электроэнергию согласно показаниям индивидуальных приборов учета.

Довод жалобы ответчика в той части, что суд в нарушение установленного Правилами порядка и ст.ст. 25 Конституции РФ, 3 ЖК РФ наделил исполнителя коммунальной услуги правом и обязанностью самостоятельно, минуя собственников квартир, ежемесячно снимать показания всех индивидуальных приборов учета обслуживаемого многоквартирного дома, обязав, таким образом потребителей ежемесячно допускать к индивидуальным приборам учета, расположенным в их жилых помещениях представителей исполнителя не влечет отмену состоявшегося решения ввиду ошибочного толкования норм материального права.

Таким образом, при разрешении спора суд в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам, содержащимся в кассационной жалобе ответчика, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 360-367 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заводского районного суда города Орла от 11 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу МУП ЖРЭП (З) об отмене решения – без удовлетворения.

Председательствующий: судья

Судьи: