Дело № 33-1830 Докладчик: Старцева С. А. Федеральный судья: Самойлова Ю. С. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 13 декабря 2010 г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: Председательствующего Орловой А.В. и судей Герасимовой Л.Н., Старцевой С.А. при секретаре Даниловой Е.В. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе представителя Бачик А. В. по доверенности Латышева В. С. на решение Советского районного суда г. Орла от 29 октября 2010 года, которым постановлено: «Исковые требования Бачик А. В. к администрации г. Орла об оспаривании действий об отказе в постановке на льготную очередь для получения жилой площади и признании права на получение жилья на льготных условиях – оставить без удовлетворения». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С. А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Бачик А.В. обратился в суд с заявлением к администрации г. Орла об оспаривании действий по отказу в постановке на льготную очередь для получения жилой площади и признании права на получение жилья на льготных условиях. В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. проходил службу в УВД по <данные изъяты> области на должностях среднего начальствующего состава, с которой был уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Выслуга на момент увольнения составила 20 лет 04 месяца 24 дня. Полагал, что в соответствии с действующим законодательством имеет право, как бывший сотрудник МВД, прослуживший в органах внутренних дел более 15 лет в календарном исчислении, состоять на льготной очереди нуждающихся в получении жилья в связи с избранием постоянным местом жительства г. Орел, что подтверждается выданным ему удостоверением на право пользования льготами, в связи с чем обратился к ответчику с заявлением о постановке на льготную очередь для получения жилья, однако в этом ему было отказано. По указанным основаниям просил признать незаконным отказ администрации города Орла в постановке его на учет нуждающихся в получении жилья в связи с избранием постоянным местом жительства г. Орел и обязать поставить его на указанную очередь на льготных условиях, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1985 г., взыскав в его пользу понесенные по делу судебные расходы. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе представитель Бачик А. В. по доверенности Латышев В. С. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Полагает не основанным на законе отказ суда в удовлетворении исковых требований Бачик А. В., поскольку согласно Постановлению Правительства РФ № 1054 от 06.09.98 г. и ответу Департамента тыла МВД РФ с выходом на пенсию истец имеет право на получение жилья по избранному постоянному месту жительства, т. е. в городе Орел. Ссылается также на то, что в соответствии с выданным Бачик А.В. удостоверением он имеет право именно на льготу по постановке его органом местного самоуправления на учет нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя истца по доверенности Латышева В.С., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя администрации города Орла Андреевой, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Частью 3 ст. 40 Конституции РФ определено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Сотрудники органов внутренних дел относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются ФЗ "О милиции", Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденные Приказом МВД России "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" от 24 мая 2003 г. N 345 и ряд других нормативных правовых актов, устанавливающие конкретные формы реализации таких гарантий. В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 22.07.2010)"О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, пунктом 4 которых определено, что вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. При этом Федеральный закон или закон субъекта РФ, в соответствии с которыми нуждающимися в жилых помещениях с целью поставки на соответствующий учет в органах местного самоуправления признавались бы граждане, прослужившие в ОВД в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии, отсутствуют. Вместе с тем, Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» установлено, что впредь до приведения в соответствии с этим Кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и данному Федеральному закону (ч.1 ст. 4). Этим же Законом предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6). В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексам основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ (ч.3 ст. 49 ЖК РФ). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч.4 ст. 49 ЖК РФ). Из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Положениями Закона Орловской области от 06.02.2006 N 573-ОЗ (ред. от 08.06.2010)"О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" также определено, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Орловской области, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным федеральным законодательством, а также иные категории граждан, определенные федеральным законодательством (статья 2). Таким образом, анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что нормы Правил учета, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных со службы в ОВД, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на момент введения в действие ЖК РФ и не отвечающих требованиям, установленным статьями 49-51 ЖК РФ, противоречат действующему законодательству ввиду отсутствия соответствующих Федеральных законов и законов субъекта РФ, которыми были бы предусмотрены исключения из вышеприведенных условий для постановки на учет нуждающихся в получении жилья указанной категории граждан, а также в связи ненаделением органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение таких граждан жилыми помещениями, и поэтому в силу ст. 120 Конституции РФ ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат. Как следует из материалов дела Бачик А. В. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в УВД по <данные изъяты> области на должностях среднего начальствующего состава, с которой был уволен по статье 58 пункт «В» (по выслуге срока службы), которая на момент увольнения составляла в календарном исчислении 20 лет 04 месяца 24 дня, дающего право на пенсию. (л.д.9). Материалами дела также установлено и не оспаривалось представителем истца в суде, что в с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Бачик А.В.со своей семьей проживает и зарегистрирован по месту жительства в квартире № д. № по <данные изъяты>, принадлежащей на праве собственности в порядке приватизации его сыну ФИО9., и до введения в действие ЖК РФ не обращался в администрацию города Орла с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в получении жилья в связи с переездом из районов Крайнего Севера в избранное им постоянное место жительства - город Орел (л.д.11). ДД.ММ.ГГГГ УВД по <данные изъяты> области выдало Бачик А. В. удостоверение на право пользования льготами, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. №1054, после получения которого истец впервые обратился в администрацию города Орла с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье в избранном постоянном месте жительства в г. Орел (л.д.8). Ответом администрации города Орла от 19.10.2010 г. № Б-5146 в постановке на указанный учет Бачик А.В. было отказано (л.д.15-16). 15.07.2010 г. Бачик А.В. повторно обратился в администрацию г. Орла с аналогичным заявлением о постановке на льготную очередь для получения жилья, в чем ему также было отказано, что подтверждается ответом администрации города Орла от 26.07.10 г. Б-4961 (л.д. 19-21). В заседании судебной коллегии представитель истца подтвердил, что Бачик просит поставить его на указанную льготную очередь именно с целью получения жилого помещения, а не субсидий на приобретение такового за счет средств федерального бюджета. При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу действующего законодательства на органы местного самоуправления не возложены обязанности по учету и обеспечению жилыми помещениями уволенных со службы в ОВД граждан, которые не соответствуют условиям, установленным ЖК РФ и другими федеральными законами, законами субъектов для постановки их на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, районный суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Бачик А.В. о постановке администрацией города Орла его на очередь в получении жилья в избранном им постоянном месте жительства г. Орел в связи с выездом из районов Крайнего Севера, ввиду отсутствия предусмотренных к тому правовых оснований. Ввиду изложенного, несостоятелен как основанный на ошибочном толковании норм материального права, довод кассационной жалобы о том, что согласно Постановлению Правительства РФ № 1054 от 06.09.98 г. с выходом на пенсию и при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера более 15 лет Бачик А.В. имеет право постановки на льготную очередь нуждающихся в получении жилья в органе местного самоуправления по избранному им постоянному месту жительства в г. Орел, так как с ведением в действие ЖК РФ с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению лицам, уволенным с военной службы, жилых помещений. Не может коллегия согласиться и с доводом кассатора о том, что в соответствии с выданным Бачик удостоверением он имеет право именно на льготу по постановке его органом местного самоуправления на учет нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства, так как п. 29 вышеприведенных Правил учета отмечено, что граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очередности государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь(социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и в порядке, определенных законодательством РФ. В соответствии с Федеральным законом от 25.11.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели, жилищные субсидии предоставляются органами исполнительной власти субъектов РФ по месту жительства граждан. Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Советского районного суда г. Орла от 29 октября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Бачик А.В. по доверенности Латышева В.С. – без удовлетворения.