иск об обязании приостановить строительные работы



Дело № 33-1791

Докладчик: Старцева С. А. Федеральный судья: Гудкова Е. И.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 декабря 2010 г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Саниной Л.Л.

и судей Шевченко Э.Н., Старцевой С.А.

при секретаре Даниловой Е.В.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ОАО «Орелкиносервис» на решение Советского районного суда г. Орла от 05 октября 2010 года, которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Орелкиносервис» и ООО «Кредит-строй» об обязании приостановить строительные работы - удовлетворить.

Обязать ОАО «Орелкиносервис» приостановить все виды строительных работ, несогласованных с Департаментом образования, культуры и спорта <данные изъяты> области, в здании кинотеатра «Победа» по ул. <адрес> - до получения разрешения Департамента образования, культуры и спора <данные изъяты> области на их осуществление.

Обязать ООО « Кредит-строй» приостановить все виды строительных работ в здании кинотеатра «Победа» по ул. <адрес>, ведущихся на основании договора подряда № 10 от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ООО «Кредит-строй» и ОАО «Орелкиносервис», до получения последним разрешения Департамента образования, культуры и спорта <данные изъяты> области на их осуществление».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С. А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Орелкиносервис» и ООО «Кредит-строй» об обязании приостановить строительные работы в кинотеатре «Победа».

В обоснование требований указал, что прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка законности проведения строительных работ в кинотеатре «Победа», являющимся памятником истории и культуры регионального значения, материалами которой установлено, что собственником нежилых помещений № 1 и № 2 кинотеатра «Победа» является ОАО «Орелкиносервис». Внутри фойе здания-памятника подрядной организацией ООО «Кредит-строй» на основании договора подряда №10 от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного с ОАО «Орелкиносервис», ведутся несогласованные с Департаментом образования, культуры и спорта <данные изъяты> области строительные работы с целью размещения на 2 этаже здания летнего кафе.

По установленному проверкой факту незаконного проведения строительных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия прокуратурой района возбуждено дело об административном правонарушении по ст.7.14 КоАП РФ в отношении генерального директора ОАО «Орелкиносервис» ФИО11

По указанным основаниям просил суд обязать ОАО «Орелкиносервис» и ООО «Кредит-строй» приостановить несогласованные с Департаментом образования, культуры и спорта <данные изъяты> области строительные работы, ведущиеся в здании кинотеатра «Победа» до получения ОАО «Орелкиносервис» в установленном законом порядке разрешения Департамента образования, культуры и спорта <данные изъяты> области на их осуществление.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе представитель ОАО «Орелкиносервис» по доверенности Евстафьев М. В. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Указывает, что на момент рассмотрения дела в суде отсутствовал предмет спора по заявленным требованиям, поскольку ОАО «Орелкиносервис» завершило строительные работы в фойе на первом этаже кинотеатра «Победа» и добровольно приостановило строительные работы на втором этаже здания.

Полагает, что в решении суда не приведены нормы права, которые возлагали бы на ОАО «Орелкиносервис» обязанность по получению разрешения на проведение указанных строительных работ от Департамента образования, культуры и спорта <данные изъяты> области.

Указывает на отсутствие в материалах дела доказательств наличия какой – либо угрозы зданию памятника культуры кинотеатра «Победа», а также причинения ему вреда из – за проведения в нем строительных работ, связи с чем, полагает, прокурором не доказано нарушение ответчиками прав и интересов неопределенного круга лиц. Поэтому оснований для приостановления строительных работ не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения представителя прокуратуры Лебедевой Ю.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.10.2010) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу ч. 3, 4 ст. 48 вышеуказанного Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется:

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;

местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В силу ч. 2, 3, 4 ст. 35 указанного Закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Статьей 13 Закона Орловской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Орловской области » 06.04.2004г. № 391-03, предусмотрено, что проектирование и проведение работ по сохранению памятника, или ансамбля, и (или) их территорий, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места, а также в зонах охраны объекта культурного наследия осуществляются в отношении объекта культурного наследия регионального значения и выявленного объекта культурного наследия по согласованию с Органом специальной компетенции области (в ред. Закона Орловской области от 08.06.2007 N 684-ОЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 вышеуказанного закона Орловской области земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания Органа специальной компетенции области либо федерального органа охраны объектов культурного наследия.

После принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или после устранения угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению Органа специальной компетенции области, по предписанию которого работы были приостановлены (часть 3).

Постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2009 N 24 (ред. от 01.07.2010) утверждено Положение о Департаменте образования, культуры и спорта Орловской области", пунктом 4 которого предусмотрено, что Департамент образования, культуры и спорта Орловской области реализует на территории области единую государственную политику в сферах образования, молодежной политики, культуры и архивного дела, физической культуры и спорта, туризма, защиты прав несовершеннолетних, опеки и попечительства, государственной регистрации актов гражданского состояния (далее - подведомственные сферы деятельности), а также осуществляет, в том числе следующие полномочия:

Осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) /п. 4.23/.

Осуществляет в рамках своей компетенции согласование проектирования и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия и их территорий, а также проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места и в зонах охраны объектов культурного наследия /п.4.27/.

Осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения /п. 4.30.1/.

Материалами дела установлено, что здание кинотеатра «Победа», расположенное по адресу: <адрес> принято как памятник истории области на государственную охрану и является памятником истории регионального значения, что подтверждается паспортом кинотеатра «Победа», выданным отделом охраны недвижимых памятников истории культуры Министерства культуры России (л.д.26 - 29).

На основании свидетельства о государственной регистрации от 16.11.2006 г. здание кинотеатра «Победа», состоящее из помещений № 1 и № 2, принадлежит на праве собственности Открытому акционерному обществу «Орелкиносервис» (л.д. 8,9).

Из материалов дела также следует, что 07.06.2010 г. представителями Управления культуры и архивного дела Департамента образования, культуры и спорта <данные изъяты> области был произведен осмотр состояния памятника « Кинотеатр «Победа», в результате которого выявлено, что внутри фойе здания на основании договора подряда, заключенного ОАО «Орелкиносервис» с подрядчиком ООО «Кредит – строй» ведутся строительные работы по установке семи железных балок перекрытий, несогласованные с Департаментом образования, культуры и спорта <данные изъяты> области, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, что подтверждается актом осмотра состояния памятника от указанной даты с приложенными к нему фотоматериалами, договором подряда № 10 от 07.05.2010 г. и не оспаривалось ответчиками (л.д. 47-48).

В связи с выявленными нарушениями 08.06.2010 г. Департаментом образования, культуры и спорта <данные изъяты> области в адрес ОАО «Орелкиносервис» направлено предписание о необходимости немедленного приостановления Заказчиком и Исполнителем указанных строительных работ и предоставлении на рассмотрение в Департамент в срок до 11.06.2010 г. проектной документации и оформления охранного обязательства на объект культурного наследия (л.д.51).

05.08.2010 г. указанным Департаментом в адрес ОАО «Орелкиносервис» направлено письмо, согласно которому представленная на согласование документация не соответствует предъявляемым к ней требованиям (л.д.120).

Допрошенный в качестве свидетеля специалист Департамента образования, культуры и спорта <данные изъяты> области ФИО10 пояснил суду, что специалистами Департамента 17.09.2010 г. осуществлен выход на место проведения работ, в ходе которого было установлено, что несмотря на отсутствие соответствующих согласований строительные работы завершены только в фойе на 1 этаже кинотеатра «Победа», на 2 этаже на момент проверки рабочие отсутствовали, но строительные инструменты находились на месте, в связи с чем был составлен соответствующий акт от 17.09.2010 г. (л.д. 133, 143).

Таким образом, установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что на момент рассмотрения дела ОАО «Орелкиносервис» не получено согласование и разрешение соответствующего органа специальной компетенции области на проведение строительных работ в кинотеатре «Победа», являющимся памятником культуры регионального значения, в силу приведенных норм права районный суд пришел к обоснованному выводу об уклонении указанного ответчика от исполнения обязательств по охране памятника, возложенных на него законом. Поэтому правомерно обязал ответчиков приостановить все виды строительных работ в кинотеатре «Победа» до получения его собственником - ОАО «Орелкиносервис» разрешения Департамента образования, культуры и спорта <данные изъяты> области на их осуществление.

Ввиду изложенного, несостоятельны доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для приостановления строительных работ в здании кинотеатра «Победа», поскольку по материалам дела бесспорно установлено, что на момент рассмотрения дела в суде соответствующие согласование и разрешение от Департамента образования, культуры и спорта <данные изъяты> области на осуществление работ в указанном здании ни собственником кинотеатра ОАО «Орелкиносервис», являющимся заказчиком работ, ни исполнителем работ – ООО «Кредит-строй» получено не было.

Не влечет отмену решения суда и довод кассатора о том, что в решении суда не приведены нормы права, в соответствии с которыми ОАО «Орелкиносервис» обязано получить разрешение на проведения указанных строительных работ от Департамента образования, культуры и спорта <данные изъяты> области, поскольку в силу ч.2,3 ст. 14 Закона Орловской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Орловской области» от 06.04.2004г. № 391-03 земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания Органа специальной компетенции области, которые могут быть возобновлены только после принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или после устранения угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия по письменному разрешению Органа специальной компетенции области, по предписанию которого работы были приостановлены (часть 3).

Несостоятельны, как противоречащие материалам дела, и доводы кассатора об отсутствии доказательств наличия какой – либо угрозы зданию памятника культуры – кинотеатра «Победа», а также причинения ему вреда из – за проведения в нем указанных строительных работ.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Орла от 05 октября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «Орелкиносервис» – без удовлетворения.

Председательствующий: судьяСудьи: