Дело № 33- 1744 Докладчик: Зубова Т.Н. Федеральный судья: Тишаева Ю.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 24 ноября 2010года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе судей: председательствующего: Орловой А.В. судей Зубовой Т.Н. и Ларионовой С.В. при секретаре Новиковой Е.В. в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе МРИ ФНС России №2 по Орловской области на заочное решение Северного районного суда г. Орла от 05 октября 2010 года, которым постановлено: «Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области к Орловскому региональному общественному учреждению «Оздоровительный лагерь «Дружба» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить. Признать Орловское региональное общественное учреждение «Оздоровительный лагерь «Дружба» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица. Исключить Орловское региональное общественное учреждение «Оздоровительный лагерь «Дружба» из Единого государственного реестра юридических лиц». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав объяснения представителя МРИ ФНС России №2 по Орловской области по доверенности Полатова З.Т., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Управлении Минюста РФ по Орловской области Кондратова Р.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области обратилось в суд с иском к Орловскому региональному общественному учреждению «Оздоровительный лагерь «Дружба» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование требований указывалось, что 21.04.2000г. Орловское региональное общественное учреждение «Оздоровительный лагерь «Дружба» было зарегистрировано Управлением юстиции администрации Орловской области и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц. Место нахождения постоянно действующего руководящего органа: <адрес> директор учреждения - ФИО1. Однако с момента государственной регистрации и по настоящее время Орловское региональное общественное учреждение «Оздоровительный лагерь «Дружба» не выполняет обязательств по предоставлению в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, согласно материалам учетного дела Орловское региональное общественное учреждение «Оздоровительный лагерь «Дружба» находится в стадии ликвидации. Вместе с тем, до настоящего времени процедура ликвидации данной организации не завершена, в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации не внесена. По этим основаниям Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области просило суд признать Орловское региональное общественное учреждение «Оздоровительный лагерь «Дружба» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе МРИ ФНС России №2 по Орловской области просит решение суда отменить, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, указывает, что после введения процедуры ликвидации (16.01.2008 года) Минюстом не предпринимались меры по контролю за ведением и осуществлением процедуры ликвидации ОРОУ ОЛ «Дружба», в то время как обращение в суд с заявлением о признании организации прекратившей свою деятельность и об исключении общественного учреждения из ЕГРЮЛ допустимо только, по их мнению, после проведения контрольных мероприятий в соответствии с федеральным законодательством РФ. Полагает, что судом не учтено наличие задолженности у ОРОУ ОЛ «Дружба» по налоговым обязательствам в сумме <данные изъяты> руб., поэтому в иске о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц необходимо было отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с абз. 4, 8 ч. 1 ст. 29 ФЗ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 4 ст. 29 ФЗ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» общественное объединение, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах общественных объединений, представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Как следует из материалов дела, 21 апреля 2000 года Управлением Министерства юстиции РФ по Орловской области было зарегистрировано Орловское региональное общественное учреждение «Оздоровительный лагерь «Дружба» и данные о нём были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Судом установлено, что Орловское региональное общественное учреждение «Оздоровительный лагерь «Дружба» начиная с 2003года не информировало уполномоченный орган – Управление Министерства юстиции РФ по Орловской области, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а также не представляло информацию об объёме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании. В связи с этим, 14.12.2006 года Управлением Федеральной регистрационной службы в отношении ответчика был составлен протокол об административном правонарушении. 16.02.2007г. Управлением Регистрационной службы ответчику вынесено письменное предупреждение (предписание) о недопустимости нарушения ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», в котором предлагалось в срок до 15.03.2007 года устранить указанное нарушение. Поскольку Орловским региональным общественным учреждением «Оздоровительный лагерь «Дружба» в установленный срок не было выполнено предписание об устранении нарушений законодательства, 16 марта 2007 года ответчик приглашался заказной почтой с уведомлением в Управление Федеральной регистрационной службы для составления протокола об административном правонарушении. Однако почтовое уведомление было возвращено в Управление с отметкой об отсутствии адресата по указанному адресу. В мае 2007 года ответчик вновь был предупрежден о недопустимости нарушений действующего законодательства и ему был предоставлен новый срок для устранения нарушений до 13.06.2007 года. 25.09.2007 года в Управление Федеральной регистрационной службы по Орловской области директором ОРОУ ОЛ «Дружба» ФИО1 была представлена информация о том, что Орловское региональное общественное учреждение «Оздоровительный лагерь «Дружба» не осуществляет свою уставную и финансово- хозяйственную деятельность с 2006 года. При разрешении спора судом было также установлено, что 14.01.2008 года на общем собрании учредителей ОРОУ ОЛ «Дружба» было принято решение о ликвидации общественного учреждения, формировании ликвидационной комиссии, а также был назначен руководитель ликвидационной комиссии. 19.03.2008 года на общем собрании учредителей общественного учреждения был утверждён ликвидационный баланс. Однако до настоящего времени ответчик находится в стадии ликвидации, процедура ликвидации не завершена. Поскольку ответчик неоднократно нарушал требования действующего законодательства по непредставлению в уполномоченный орган сведений, предусмотренных ст. 29 ФЗ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», и на момент рассмотрения дела в суде указанные нарушения ответчиком не устранены, им не представлены доказательства уважительности неисполнения требований закона, а также учитывая, что организация фактически прекратила свою деятельность, в связи с чем было принято решение о её добровольной ликвидации, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции РФ по Орловской области о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Довод жалобы кассатора о том, что обращение в суд с заявлением о признании организации прекратившей свою деятельность и об исключении общественного учреждения из ЕГРЮЛ допустимо только после проведения Управлением Министерства юстиции РФ по Орловской области контрольных мероприятий в соответствии с федеральным законодательством РФ, является несостоятельным, поскольку не основан на нормах материального права. Не может служить основанием для отмены решения суда утверждение в жалобе МРИ ФНС России №2 по Орловской области о том, что судом не учтено наличие задолженности у ОРОУ ОЛ «Дружба» по налоговым обязательствам в сумме <данные изъяты> руб., поэтому в иске о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц необходимо было отказать, поскольку МРИ ФНС России №2 по Орловской области имела возможность с 2008 года решить вопрос о взыскании задолженности с ответчика по налоговым обязательствам в судебном порядке. Однако до настоящего времени с такими требованиями в суд не обращалась. Кроме того, наличие имеющейся задолженности по налоговым обязательствам не может служить основанием для отказа в признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы у судебной коллегии не имеется. Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Заочное решение Северного районного суда г. Орла от 05 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу МРИ ФНС России №2 по Орловской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: