Дело № 33- 1944 Докладчик: Старцева С. А. Федеральный судья: Петешова В. П. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 29 декабря 2010 г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: Председательствующего Саниной Л. Л. и судей Старцевой С. А., Герасимовой Л. Н. при секретаре Наумовой Н. М. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе представителя ответчика ОГУ « Областной центр социальной защиты населения» по доверенности Абаниной О.А. на решение Залегощенского районного суда Орловской области от 25 ноября 2010 года, которым постановлено: «Исковые требования Корнеевой З. А. удовлетворить. Взыскивать с Областного Государственного Учреждения « Управления социальной защиты населения», филиала по Залегощенскому району Областного Государственного Учреждения « Областной Центр социальной защиты населения» в пользу Корнеевой З. А. за счет средств федерального бюджета с 1 декабря 2010 года ежемесячную денежную компенсацию по потере кормильца <данные изъяты> с дальнейшей компенсацией в соответствии с действующим законодательством РФ. Взыскать с Областного Государственного Учреждения « Управления социальной защиты населения», филиала по Залегощенскому району Областного Государственного Учреждения за счет средств федерального бюджета в пользу Корнеевой З. А. единовременную задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации по потери кормильца за период с 01.01.09 г. по 01.12.2010 года в размере <данные изъяты>». Заслушав материалы дела по докладу судьи областного суда Старцевой С. А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Корнеева З.А. обратилась в суд с иском к ОГУ «Областной Центр социальной защиты населения» в лице филиала по Залегощенскому району об индексации ежемесячной компенсации по потере кормильца и взыскании задолженности по указанным выплатам. В обоснование требований указала, что она является вдовой умершего 26.08.2008 года Корнеева В.Ф., инвалида первой группы в результате ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, который являлся ее кормильцем, что подтверждается решением Залегощенского районного суда от 03.10.2008 г. С 5.09.2008 года на основании Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 года « О внесении "изменений и дополнений в Закон РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на основании решения Залегощенского районного суда от 21.11.2008 г. ей назначена ежемесячная компенсация по потере кормильца, которая ежегодно индексируется ответчиком исходя из уровня инфляции и на день подачи иска размер указанной компенсации составляет <данные изъяты> Полагала, что ответчик необоснованно применяет индексы инфляции, в то время как за период с 01.01.02 г. по 2004 г. необходимо применять индекс роста прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в <данные изъяты> области, а именно: <данные изъяты> Согласно приведенному ею расчету, сумма возмещения вреда здоровью кормильца, исходя из твердой денежной суммы с учетом индексов роста прожиточного минимума за период с 01.01.2002 г. по 2004 г., и за период с 01.01.2005 г. по 2010 г. – с учетом индексов инфляции должна была составить: <данные изъяты> Учитывая, что выплачиваемая ей компенсация составляет 50% от ежемесячной денежной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью кормильца, сумма компенсации по потере такового должна составлять: <данные изъяты> Таким образом, с учетом уточнений исковых требований, разница между образовавшейся задолженностью и выплаченной суммой составит: <данные изъяты> По указанным основаниям просила взыскать с ответчика в ее пользу единовременно задолженность по ежемесячным выплатам денежной компенсации по потере кормильца за период с 01.01.09 г. по 01.12.2010 года в размере <данные изъяты>, а также взыскивать с ответчика в её пользу за счет средств федерального бюджета, начиная с 01.12.2010 г. ежемесячную денежную компенсацию по потере кормильца в размере <данные изъяты> с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе представитель ОГУ « Областной центр социальной защиты населения» по доверенности Абанина О.А. просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. Указывает, что в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 ФЗ «« О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда происходит исключительно в твердой денежной сумме и зависит от группы инвалидности без учета какого-либо заработка, в связи с чем содержащиеся в п.2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. №11-П положение, согласно которому суды могут принимать решение о выплате гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ представляло собой конституционно — правовую меру временного характера, направленную на антиинфляционную защиту компенсационных выплат и распространяется она только на лиц, получивших данные выплаты до июля 2004 г., но не на истицу, которая приобрела право на указанные выплаты в сентябре 2008 года, т. е. уже после внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование компенсационных выплат. Ссылается также на то, что расчеты по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью по потере кормильца истице органами социальной защиты населения были произведены в соответствии с постановлениями Правительства РФ исходя из уровня инфляции, в т.ч. последняя индексация проведена согласно Постановлению Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", которым предусмотрено осуществить с 1 января 2010 г. индексацию с применением коэффициента 1,1. Ввиду изложенного полагала, что в соответствии с вышеприведенными НПА назначенная сумма ежемесячной компенсации по потере кормильца для Корнеевой З. А. правомерно составляет <данные изъяты> (твердая сумма инвалида 1 группы составляет <данные изъяты> деленная на количество иждивенцев <данные изъяты>). Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения представителя истицы по доверенности Гузенко В.В., судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что Корнеев В.Ф. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и согласно заключению ВТЭК от 22 февраля 1993 года (справка сер. ВТЭ-90 № 0071511) ему установлена I группа инвалидности с в связи с заболеванием, связанным с работами по ликвидации аварии на ЧАЭС. 26.08.2008 г. Корнеев В.Ф умер, что подтверждается свидетельством о смерти 1-ТД № 673573, выданным 05.09.2008 г. отделом ЗАГС администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области. Решением Залегощенского районного суда Орловской области от 03.10.2008 г. установлен факт нахождения Корнеевой З.А. на иждивении ее мужа Корнеева В.Ф., умершего 26.08.2008 г. Решением Залегощенского районного суда от 21.11.2008 г. на отдел социальной защиты населения администрации Залегощенского района Орловской области возложена обязанность назначить Корнеевой З.А. предусмотренную п. 15 ст. 14 Федерального закона от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью со дня первоначального обращения за ней, а именно – с 5 сентября 2008 года. Из выплатных ведомостей, представленных ответчиком, содержащаяся информация в которых не оспорена истицей и ее представителем, также следует, что впервые компенсация по потере кормильца истице была назначена и выплачивалась с 05.09.2008 г., которая за период с 05.09.2008 г. до января 2009 г. составила <данные изъяты>, с 1 января 2009 г. по 31.12.2009 г. - по <данные изъяты>, с 01.01.2010 г. по май 2010 г. – по <данные изъяты> ежемесячно, что соответствовало 50% получаемых Корнеевым В.Ф. при жизни сумм возмещения вреда с учетом соответствующей индексации. С 01.06.2010 г. Корнеевой З.А. назначена и выплачивается ежемесячная компенсация по потере кормильца в размере <данные изъяты>., что составляет 50% от выплачиваемой инвалидам 1 группы суммы возмещения вреда здоровью, исходя из твердой денежной суммы (<данные изъяты>), проиндексированной на уровень инфляции в соответствии с установленным Правительством РФ порядком (<данные изъяты>). Удовлетворяя требования об индексации вышеуказанных сумм с учетом величины прожиточного минимума по <данные изъяты> области за период с 1 января 2002 года до 1 января 2005 года, суд руководствовался Определением Конституционного Суда РФ № 364-О от 04.10.05 г. и Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П, со ссылкой на то, что указанные определение и постановление Конституционного Суда РФ представляют судам общей юрисдикции до внесения соответствующих изменений в действующее законодательством право при рассмотрении конкретных дел принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской аварии, соответствующих сумм возмещения вреда здоровью с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ. Судебная коллегия находит вывод суда о возможности индексации назначенных истице выплат пропорционально изменению прожиточного минимума в Орловской области за период с 01.01.2002 г. по 2004 г. неверным по следующим основаниям. Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства. Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в пункте 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенном в действие со 2 марта 1996 года. Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ). Кроме того, пункт 25 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца. Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения. Так, пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы - 5000 руб., инвалидам 2 группы - 2500 руб., инвалидам 3 группы - 1000 руб. Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью второй следующего содержания: "В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число". Из содержания этой нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией пункта 25 части первой статьи 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 года предусмотрены только твердые суммы. Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года N 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число. Аналогичная норма содержится и в абзаце втором пункта 4 Разъяснения Минтруда России 30 ноября 2001 года N 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года N 83. Решением Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 года N ГКПИ02-122 установлено, что пункт 4 Разъяснения Минтруда России в части слов "денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности" не противоречит части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П указано, что из пункта 25 части первой, части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года (то есть после 15 февраля 2001 года). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, сама Корнеева З.А. до 15 февраля 2001 года получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, ОГУ «ОЦСЗН» в лице филиала по Залегощенскому району правильно назначило ей возмещение вреда исходя из суммы компенсации, предусмотренной пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ. Указанные выплаты индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм, которые предусматривают, в частности, размер выплат для инвалидов I группы за июнь 2002 г. с учетом индексации за период с 19.06.2002 г. по 30.06.2002 г. – 5240 руб., за период с 1 июня 2002 г. по 31.12.2002 г. – 5600 руб., за период с 1 января 2003 г. по 31.12.2003 г. - 6272 руб., а с 1 января 2004 года по 31.05.2004 г. – 6900 руб. В дальнейшем порядок индексации названных сумм также устанавливается Постановлениями Правительства РФ, с учетом уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете" на соответствующий год, и предусматривает размер выплат, в том числе для инвалидов 1 группы: за период с 1 января по 31 декабря 2005 г. – 7590 руб., с 1 января по 31 декабря 2006 г. – 8348,31 руб., с 1 января по 31 декабря 2007 г. – 9016,17 руб., с 1 января по 31 декабря 2008 г. – 9016,17 руб., с 1 января по 31 декабря 2008 г. – 9962,87 руб., с 1 января по 31 декабря 2009 г. – 11258,04 руб., с 1 января по 31 декабря 2010 г. – 12383, 84 руб. Учитывая, что размер назначенных и получаемых истицей выплат как нетрудоспособным членом семьи, находившимся на иждивении Корнеева В.Ф., ставшим инвалидом 1 группы вследствие чернобыльской катастрофы, соответствует вышеприведенным нормам права, у районного суда отсутствовали законные основания для индексации выплачиваемой Корнеевой З.А. компенсации в связи со смертью кормильца, а, следовательно, и для взыскания в ее пользу задолженности по указанным выплатам с учетом индексов изменения прожиточного минимума в <данные изъяты> области за период с 01.01.2002 года по 2004 год. При таких обстоятельствах состоявшееся по делу решение суда не может быть признано законным и обоснованным, так как основано на неправильном толковании норм материального права, поэтому подлежит отмене. Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применен закон, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Корнеевой З.А. в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360-364 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Залегощенского районного суда Орловской области от 25 ноября 2010 года отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Корнеевой З. А. к ОГУ «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по Залегощенскому району о взыскании задолженности по ежемесячным выплатам денежной компенсации по потере кормильца за период с 01.01.09 года по 01.12.2010 года в размере <данные изъяты> и о взыскании за счет средств федерального бюджета, начиная с 01.12.2010 г. ежемесячной денежной компенсации по потере кормильца в размере <данные изъяты>. с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Судьи: