о предоставлении жилого помещения



Дело № 33- 659

Докладчик Мернова О.А. Судья Курлаева Л.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 мая 2011года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Старцевой С.А.

судей Мерновой О.А. и Капустянской М.М.

при секретаре Шалаевой И.В.

в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 23 марта 2011года, которым постановлено:

« Исковые требования Дмитриева Д.О. удовлетворить. Обязать Администрацию города Орла предоставить Дмитриеву Д.О. благоустроенное жилое помещение в г. Орле в виде отдельной квартиры или дома по договору социального найма на состав семьи из трех человек (он, жена ФИО6, дочь ФИО7) в размере не менее 18 кв.м. общей площади на человека в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Мерновой О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Дмитриев Д.О. обратился в суд с иском к Администрации г. Орла о предоставлении жилья.

В обоснование заявленных требований указывал, что с 2004 года состоит на службе в ОВД в должности участкового ОМ УВД по г. Орлу.

Постановлением Администрации г. Орла от 20 августа 2010 года его семья была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и он значится в очереди под № 350.

Поскольку ему, как сотруднику милиции, признанному нуждающемуся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени по Закону РФ«О милиции» не предоставлено жилое помещение, просил суд обязать ответчика выделить ему жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры или дома по установленным нормам из расчета на семью из трех человек.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе администрация г. Орла просит решение суда отменить ввиду нарушения норм материального права.

Указывает, что администрация г. Орла является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на возникшие правоотношения распространяются нормы ФЗ «О полиции», в соответствии с которыми предоставление жилого помещения является расходным обязательством РФ, а на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилья малоимущим и иным категориям граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке очередности.

Кроме того, указывает на то, что в судебном заседании судом не выяснялся вопрос о наличии либо отсутствии жилого фонда у органов исполнительной власти, и у организации, в которой работает истец.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя администрации г. Орла по доверенности Борисову О.В., поддержавшую доводы жалобы, возражения на жалобу Дмитриева Д.О. и третьего лица ФИО6, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 1,3,4 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального

найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом Порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

В силу ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям, (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2006 г. № 5/058-ГС «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения и учетная норма площади жилого помещения в размере 11,5 квадратных метров общей площади жилого помещения.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. №-1027-1, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 50 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, в собственности муниципального образования может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Судом при разрешении спора установлено, что Дмитриев Д.О. состоит на службе в органах внутренних в должности участкового уполномоченного милиции ОУУУМ ОМ (по заводскому району) УВД по г. Орлу (л.д.62,55).

2 августа 2010 г. он обратился с заявлением в Администрацию г. Орла о предоставлении ему отдельной квартиры как участковому уполномоченному Отдела милиции № 1 (по Железнодорожному району) УВД по г. Орлу.( л.д. 42-43).

Постановлением администрации г. Орла от 20.08.2010года №2710, Дмитриев Д.О. с семьей 3 человека (он, жена ФИО6, дочь ФИО7), проживающий по <адрес> общей площадью 26.7.кв.м, в котором зарегистрировано 7 человек был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д.46).

Однако до настоящего времени жилым помещением в установленный законом срок Дмитриев Д.О. не обеспечен.

Поскольку Дмитриев Д.О., являясь участковым уполномоченным милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, не был в добровольном порядке в установленный законом срок обеспечен жилой площадью в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам органами местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Дмитриева Д.О. о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.

Доводы кассационной жалобы о том, что жилое помещение истцу может быть предоставлено органами местного самоуправления только в случае наделения данных органов соответствующими государственными полномочиями в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", являются несостоятельными, поскольку право истца на обеспечение жильем в течение 6 месяцев с момента вступления в должность и обязанность органов местного самоуправления обеспечить их соответствующим жильем прямо предусмотрены Законом РФ "О милиции", действующим в период возникновения спорных правоотношений.

Не влечет отмену решения суда и ссылка в жалобе на то, что в судебном заседании судом не выяснялся вопрос о наличии либо отсутствии жилого фонда у органов исполнительной власти, и у организации, в которой работает истец, поскольку иной порядок предоставления жилых помещений участковым инспекторам милиции законом не установлен.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженного в определении от 15 февраля 2005 года N 58-0 связанной с проверкой конституционности ч.1 ст. 30 Закона Российской Федерации "О милиции", подтвердившего, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

Указанная правовая позиция в полной мере распространяется на ч.1 ст. 30 Закона РФ "О милиции", обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200