об оспаривании бездействия должностного лица и обязании назначить экспертизу для признани права на установление инвалидности по профзаболеванию



Дело № 33-650

Докладчик Мернова О.А. Судья Самойлова Ю.С.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

04 мая 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе

Председательствующего судьи Старцевой С.А.

судей Мерновой О.А., Капустянской М.М.

при секретаре Шалаевой И.В.

в открытом судебном заседании в Орловском областном суде слушала гражданское дело по кассационной жалобе Кудряшовой Т.Т. на решение Советского районного суда г. Орла от 29 марта 2011г., которым постановлено:

«Исковое заявление Кудряшовой Т.Т. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» об оспаривании бездействия должностного лица и обязании назначить экспертизу для признания права на установление инвалидности по профзаболеванию, оставить без удовлетворения».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Мерновой О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кудряшова Т.Т. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» об оспаривании бездействия должностного лица и обязании назначить экспертизу для признания права на установление инвалидности по профзаболеванию.

В обоснование своих требований указала, что с 1990 г. является инвалидом второй группы по общему заболеванию. Однако полагает, что должна быть признана инвалидом по профессиональному заболеванию - болезни легких, поскольку с 15.12.1966 г. по август 1976 г. работала оператором пятого разряда нейтрализационного хозяйства цеха водоканализации Орловского сталепрокатного завода в условиях вредного воздействия на организм щелочей, кислот и окислов. Длительность контакта составляла до 6 часов в смену.

При обращении в ФГУ ГБ МСЭ по Орловской области об изменении причины инвалидности получила отказ.

Считая отказ незаконным, просила суд признать незаконным бездействие ФГУ ГБ МСЭ по Орловской области, а также обязать ответчика назначить экспертизу для признания права на установление инвалидности по профессиональному заболеванию.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В кассационной жалобе Кудряшова Т.Т. просит об отмене решения суда, как незаконного.

Полагает, что в нарушение гражданского процессуального кодекса в качестве ответчика по делу не привлечена МЛПУЗ Городская больница им. С.П. Боткина.

Утверждает, что имеет право на установление ей группы инвалидности по профзаболеванию.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Кудряшову Т.Т., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определение причин инвалидности возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

Пунктом 5 Разъяснений №1 от 15.04.2003 г. «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ №17 от 15.04.2003 г. говорит о том, что причина инвалидности с формулировкой "профессиональное заболевание" определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений).

Указанная причина инвалидности определяется как по прямым последствиям профессионального заболевания, так и по его осложнениям, обусловившим наступление инвалидности.

Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой "профессиональное заболевание" является акт о случае профессионального заболевания, оформленный в порядке, предусмотренном Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967, или решение суда об установлении факта профессионального заболевания.

В соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967, Акт о случае профессионального заболевания является документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве.

Акт о случае профессионального заболевания составляется в 3-дневный срок по истечении срока расследования в пяти экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, центра профессиональной патологии (учреждения здравоохранения) и страховщика. Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и заверяется печатью центра.

Указанный акт в отношении Кудряшовой Т.Т. не составлялся, что не оспаривалось истицей в судебном заседании. В судебном порядке с заявлением об установлении факта профессионального заболевания Кудряшова Т.Т. также не обращалась.

Согласно приказа №90 от 14.03.1996 г. Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, в случаях установления признаков профессионального заболевания у работника при прохождении им медицинского осмотра либо при обращении он направляется лечащим врачом, руководителем лечебно -профилактического учреждения или профпатологом в установленном порядке в центр профпатологии для специального обследования с целью уточнения диагноза и установления связи заболевания с профессиональной деятельностью.

Все лица с выявленными профессиональными заболеваниями либо отклонениями в состоянии здоровья, которые можно связать с профессиональным фактором, должны находиться на диспансерном наблюдении у лечащего врача или врача - специалиста по профилю заболевания, либо у врача - профпатолога.

Из материалов дела усматривается, что Кудряшова Т.Т. с 19.12.1966 г. работала в ОАО «Орловский сталепрокатный завод» оператором в цехе водоснабжения.

С 01.08.1969 г. по 01.06.1970 г. в цехе товаров народного потребления. С 01.06.1970 г. по 28.08.1976 г. в цехе водоснабжения аппаратчиком нейтрализации, затем сменным мастером.

С 28.08.1976 г. переведена на склад материально-технического снабжения кладовщиком спецодежды.

С 01.09.1980 г. переведена в сталепроволочный цех №1 уборщицей производственных помещений.

С 08.02.1983 г. уволена по инвалидности (л.д. 13).

Кудряшова Т.Т. 01.04.1990 г. была признана инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д.15).

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поддерживая заявленные исковые требования, истица ссылалась на то, что в 1966 г. или 1967 г., она работала оператором пятого разряда нейтрализационного хозяйства цеха водоканализации Орловского сталепрокатного завода в условиях вредного воздействия на организм щелочей и кислот.

В указанный период времени имел место случай отравления работников кислотой, в связи с чем все работники, кроме Кудряшовой Т.Т. и электрика, были эвакуированы и получили акты отравления.

Спустя 10 лет, осенью 1976 г. она почувствовала первые признаки заболевания легких в результате отравления кислотой, но за медицинской помощью не обращалась, занималась самолечением.

В настоящее время, по ее мнению, имеет заболевание легких, однако ответчик необоснованно отказывает ей в направлении на экспертизу для признания права на установление инвалидности по профессиональному заболеванию.

Проверяя доводы истицы о том, что ей необходимо выдать направление на экспертизу для признания права на установление инвалидности по профессиональному заболеванию и возражение ответчика по данному вопросу, судом при рассмотрении спора установлено, что Кудряшова Т.Т. неоднократно обращалась в лечебное учреждение с заявлением о наличии профессионального заболевания.

Акт о производственном случае у нее отсутствует.

Кроме того, Кудряшова Т.Т. ежегодно проходит полный курс обследования, в том числе флюорографическое исследование, осмотр пульмонолога и профпатолога, в результате никаких патологий легочной системы не установлено, в связи с чем ей отказано в направлении в центр профпатологии.

Кроме того, ранее Кудряшова Т.Т. по своей инициативе обращалась в НИИ Медицины труда РАМН г. Москвы, где ей было отказано в установлении профпатологии в связи с отсутствием каких-либо заболеваний.

Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля участкового-терапевта МЛПУЗ Городская больница им. СП. Боткина ФИО7, которая пояснила, что легочная система Кудряшовой Т.Т. патологий не имеет, исследованной в судебном заседании амбулаторной картой Кудряшовой Т.Т., в которой отсутствуют сведения об обращении истицы с жалобами на заболевания легочной системы, а также данными флюорографических исследований об отсутствии патологии органов дыхания.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отказе Кудряшовой Т.Т. в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка в жалобе кассатора на то, что в нарушение гражданского процессуального кодекса в качестве ответчика по делу не привлечена МЛПУЗ Городская больница им. С.П. Боткина не влечет отмену решения суда, поскольку надлежащим ответчиком по делу является ФГУ ГБ МСЭ по Орловской области.

Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, исследованных и оцененных в судебном заседании в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд дал правовую оценку всем материалам по настоящему делу, результаты оценки отразил в решении и привел мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средства обоснования своих выводов, с которыми судебная коллегия согласна.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. 361-367 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Орла 29 марта 2011 года оставить без изменения, жалобу Кудряшовой Т.Т. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи