Дело № 33-648 Докладчик Ларионова С.В. Федеральный судья Гудкова Е.И. 04 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего Углановой М.А. судей Зубовой Т.Н., Ларионовой С.В. при секретаре Новиковой Е.В. в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе на решение Советского районного суда г. Орла от 22 марта 2011 года, которым постановлено: «Мова <данные изъяты> в интересах недееспособной Мова <данные изъяты> к администрации г. Орла и Управлению социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, признании права на получение единовременной денежной выплаты - отказать». Заслушав дело по докладу судьи Ларионовой С.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Мова Е.П. в интересах недееспособной Мова А.М. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла, Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечении жилым помещением как участника Великой Отечественной войны. В обоснование исковых требований указывала, что ее матери Мова А.М., являющейся участником Великой Отечественной войны, никогда не предоставлялось жилое помещение по договору социального найма. Дом, в котором они проживают, требует капитального ремонта. По состоянию здоровья ее мать нуждается в постороннем уходе, поскольку признана недееспособной и над ней установлена опека. Считает, что в соответствие с ФЗ «О ветеранах» Мова А.М. имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В связи с этим неоднократно обращалась в различные инстанции по вопросу ремонта жилого помещения, в котором проживает и в администрацию г. Орла для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 23.11.2010года зам.главы администрации г.Орла отказал в удовлетворении заявления по тем основаниям, что по месту ее жительства на каждого члена семьи приходится общей площади жилого помещения более установленной в г. Орле учетной нормы. Считая отказ незаконным, просила суд признать ее мать, участницу Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также признать за ней право на получение жилья либо денежной компенсации на его приобретение. В судебном заседании Мова Е.П. исковые требования уточнила и просила признать отказ администрации г. Орла от 23.11.2010г. незаконным, обязать администрацию г. Орла признать за Мова А.М. право на улучшение жилищных условий и включить ее в список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки 23.11.2010года, который предоставить в Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области, обязать Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области включить Мова А.М. в сводный реестр инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и направить его в Департамент строительства транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе истица просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не учтено при рассмотрении дела, что Мова А.М.проживает в доме опекуна, поскольку нуждается в постоянном уходе, как недееспособный человек. Ссылается на то, что суд при отказе в удовлетворении требования неправильно применил нормы материального права и не учел ее права на получение жилого помещения, как участника Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. Полагает, что судом не приняты во внимание те обстоятельства, что дом находится в ветхом состоянии и выводы комиссии, изложенные в акте от 09.03.2011г. сделаны без осмотра жилого дома. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Мова Е.П., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членовсемей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30). В соответствии со ст. 21 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 21.12.2009г.) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу ч. 1 ст. 23.2 этого же Закона РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901 установлено, что основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются, в том числе: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется: по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом: В силу ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее че6м за три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. Решением Городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 года № 5/058-ГС установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 11,5 кв.м. на одного человека. Из материалов дела видно, что Мова Александра Михайловна вступившим в законную силу решением Советского районного суда от 26.07.2010 года признана недееспособной. Постановлением администрации г. Орла от 13.09.2010 года над ней установлена опека, опекуном назначена Мова Е.П., которая приходится ей дочерью (л.д. 30). Мова А.М. является участником ВОВ, что подтверждается удостоверением участника войны (л.д.52). 17.11.2010 года Мова Е.П. обратилась к мэру города Орла с заявлением о постановке ее мамы Мова A.M. на очередь для предоставления ей благоустроенного жилья, как участнику боевых действий ВОВ (л.д.36). Из ответа администрации г. Орла следует, что Мова A.M. проживет с семьей 2 человека по <данные изъяты>, общей площадью 73,7 кв.м. и на каждого члена семьи приходится по 36,85 кв.м. общей площади жилого помещения, поэтому отсутствуют основания для постановки ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д.14). Судом проверялась правомерность отказа администрации г.Орла и установлено, что на основании договора дарения земельного участка с жилым домом от 14.05.2003 года Мова А.М. передала безвозмездно в собственность Мова Елене Петровне земельный участок, площадью <данные изъяты> и жилой дом общей площадью 73,7 кв.м., <данные изъяты> и договором предусмотрено, что Мова A.M. сохраняет за собой право проживания в доме(л.д.21). Право собственности на объекты недвижимости зарегистрированы за Мова Е.П., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.20). Согласно домовой книге указанного дома следует, что в доме зарегистрированы Мова A.M., 1918 года рождения и Мова Е.П., 1957г.р. (л.д.22-25). Установив изложенные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых основания для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Мова А.М., поскольку она обеспечена жилой площадью свыше 11,5 кв.м. То обстоятельство, что Мова Е.П.обращалась в администрацию г.Орла с заявлениями о предоставлении субсидий для проведения капитального ремонта, не свидетельствует о наличии у Мова А.М. права на предоставление субсидий, как участнику Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, поскольку судом при разрешении спора установлено, что в Межведомственную комиссию при Администрации города Орла с заявлением о признании ее дома непригодным для проживания Мова Е.П. в интересах Мова А.М. не обращалась. Довод жалобы о том, что Мова А.М. проживает в доме опекуна, поскольку нуждается в постоянном уходе, как недееспособный человек, является несостоятельным и не влечет отмену решения суда, поскольку не является юридически значимым при рассмотрении данного спора. Не является основанием к отмене решения и ссылка в жалобе на то, что суд при отказе в удовлетворении требования неправильно применил нормы материального права и не учел ее права на получение жилого помещения, как участника Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, поскольку судом были исследованы все обстоятельства по делу, которым дана правильная правовая оценка. Также не может служить основанием для отмены решения и тот довод, что судом не приняты во внимание обстоятельства, что дом находится в ветхом состоянии и выводы комиссии, изложенные в акте от 09.03.2011г. сделаны без осмотра жилого дома, поскольку опровергается материалами дела. При разрешении спора суд в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, в связи с чем, оснований для отмены решения по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Советского районного суда г. Орла от 22 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мова Е.П. – без удовлетворения. Председательствующий - судья Судьи