о признании незаконным бездействия участковых избирательных комиссий и территориальных избирательных комиссий



Дело № 33-603

Докладчик Орлова А.В. Федеральный судья Старых М.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего: Орловой А.В.

судей: Ларионовой С.В. и Мерновой О.А.

с участием прокурора: Териной Н.Н.

при секретаре: Шалаевой И.В.

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе Краюхина Д.А. на решение Советского районного суда г. Орла от 16 марта 2011 года, которым постановлено:

«Краюхину Д.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия муниципальной, территориальной и участковой избирательных комиссий отказать».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Орловой А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Краюхин Д.А. обратился в Советский районный суд г. Орла с исковым заявлением о признании незаконным бездействия участковых избирательных комиссий (далее УИК) и территориальных избирательных комиссий (далее ТИК).

В обоснование требований указывалось, что он является избирателем, проживающим на территории г. Орла. 13 марта 2011 года он принимал участие в голосовании по выборам депутатов Орловского городского Совета народных депутатов.

Во время проведения выборов он попытался ознакомиться с информацией об имуществе кандидатов, но на информационном плакате эта информация отсутствовала.

Указывает, что действующим законодательством РФ предусматривает обязательное размещение на избирательном участке информации об имуществе кандидатов, указанная информация отсутствовала и на других избирательных участках в разных районах города.

Предполагает, что члены территориальных избирательных комиссий, заведомо отпечатали информационные плакаты, не содержащие всей предусмотренной законом РФ информации.

На обращение в муниципальную избирательную комиссию города Орла устранить указанные нарушения, этого сделано не было.

На основании изложенного, просит суд признать незаконными уклонение участковых и территориальных избирательных комиссий от размещения информации об имуществе кандидатов в депутаты; обязать МИК и ТИК до окончания голосования разместить на избирательных участках информацию об имуществе всех кандидатов в депутаты.

В судебном заседании Краюхин Д.А. заявленные требования поддержал и уточнил. Просил суд признать незаконным уклонение муниципальной избирательной комиссии г. Орла, территориальной избирательной комиссии Советского района г. Орла и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 135 от размещения информации об имуществе кандидатов в депутаты.

Представитель МИК г. Орла Андрианова Т.Д. заявленные требования не признала.

Судом постановлено указанное решение.по по протоекоо итогам Орловской областной избирательной комиссии.ятого созыва от 02.12.2007г.

В кассационной жалобе Краюхин Д.А. просит решение суда отменить и вынести новое решение.

Указывает, что вывод суда о том, что МИК г. Орла вправе определять объем сведений о кандидатах в депутаты, которые подлежат размещению на информационном стенде, при этом «ТИК и УИК самостоятельно не могли установить объем информации на информационном стенде, не основан на законе.

Полагает, что ТИК и УИК обязаны обеспечить подготовку помещения для голосования в полном соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, в том числе предоставляя предусмотренную федеральным законом информацию о кандидатах.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Краюхина Д.А., возражения на жалобу представителя МИК Зоць С.А., заключение прокурора прокуратуры Орловской области Териной Н.Н., полагавшей отказать в удовлетворении кассационной жалобы заявителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии с п. «д» ч.3 ст.61 Закона РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень: сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.

Краюхин Д.А. обращаясь с вышеуказанными требованиями, ссылался на то, что муниципальная избирательная комиссия, территориальная избирательная комиссия и участковая избирательная комиссия уклонились от размещения информации об имуществе кандидатов, в связи с чем, требования закона не были соблюдены.

Суд, проверив доводы истца, правильно пришел к выводу об их необоснованности.

В соответствии с п. «а» ст. 11 «Положения о муниципальной избирательной комиссии города Орла», принятого 29 сентября 2005 года постановлением Орловского городского Совета народных депутатов № 75/790 ГС, избирательная комиссия осуществляет подготовку и проведение на территории города Орла выборов депутатов представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением.

Таким образом, организующей выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов избирательной комиссией является, избирательна комиссия города Орла (МИК), которая и определяет объем сведений о кандидатах в депутаты, которые подлежат размещению на информационных стендах.

Судом было установлено, что в рамках подготовки к проведению выборов муниципальная избирательная комиссия города Орла 07 декабря 2010 года приняла решение № 37/11 «О порядке подготовки сводного информационного плаката по зарегистрированным кандидатам в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов» (л.д. 39-40).

Данное решение было принято членами комиссии единогласно, опубликовано в средствах массовой информации «Орловская городская газета» № 17 (26) 15.12.2010 года в разделе официальной информации, а также размещено на сайте муниципальной избирательной комиссии www.mik-orel/ru (л.д. 38).

К данному решению был принят и Порядок подготовки сводного информационного плаката о зарегистрированных кандидатах по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Орловского городского Совета народных депутатов, согласно п.2.13. которого обязательными для включения в качестве информации о кандидате в информационный плакат являются сведения о доходах зарегистрированных кандидатов (включая информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений)( л.д. 40).

На основании данного решения на информационном стенде в сведениях об имуществе и доходах кандидатов размещается информация о доходах зарегистрированных кандидатов, включая информацию о фактах предоставления кандидатами недостоверных сведений.

Таким образом, МИК был определен объем информации о доходах и имуществе кандидатов в депутаты, которая подлежала размещению на информационных стендах, и эти сведения касались дохода за год, предшествующий году назначения выборы.

То обстоятельство, что плакаты о кандидатах были изготовлены централизованно, путём заключения МИК муниципального контракта, а территориальные и участковые комиссии к их изготовлению не имели отношения, в судебном заседании никто не оспаривал.

Кроме того, судом было установлено, что избирательные права граждан ущемлены не были, в том числе и право на получение достоверной информации о кандидатах, поскольку МИК приняла необходимые меры к тому, чтобы избиратели имели возможность ознакомиться со сведениями, представленными кандидатами о своем имущественном положении. Сведения о имуществе кандидатов в депутаты были размещены на сайте муниципальной избирательной комиссии и в СМИ- газете «Орловская городская газета» № 4(32) от 02 февраля 2011 года, которые являются официальными источниками информации. МИК обнародовала полные сведения об общем доходе кандидатов за 2009 год, принадлежащем кандидатам имуществе, сведения об акциях кандидата, наименовании организации, доля участия в %, иные ценные бумаги, что позволило получить полную информацию об имуществе кандидатов всем заинтересованным лицам.

Тот факт, что с жалобой на действия в МИК заявитель обратился 13.03.2011г. около 17 час. 50 мин., в день проведения выборов, он не отрицал в судебном заседании.

Поскольку Краюхин Д.А. имел возможность получить интересующую информацию об имуществе кандидатов в депутаты из других источников, помимо той, которая была размещена на информационном стенде, то в удовлетворении его требований о признании незаконным бездействия муниципальной, территориальной и участковой избирательных комиссий судом в данном конкретном случае было правильно отказано.

Кроме того, территориальная и участковая комиссии самостоятельно не могли установить объем информации на информационном стенде, а информация в объеме, установленном муниципальной избирательной комиссией на избирательных участках была размещена.

По изложенным основаниям, довод кассационной жалобы о том, что УИК и ТИК обязаны были отреагировать на нарушения избирательных прав граждан, в том числе по размещению информации об имуществе кандидатов в депутаты, не может служить основанием для отмены решения суда.

Таким образом, в кассационной жалобе не приведено доказательств, свидетельствующих о неправильном установлении судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Орла от 16 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Краюхина Д.А. об отмене решения суда – без удовлетворения.

Председательствующий: судья

Судьи: