Дело № 33 – 694 Докладчик: Капустянская М.М. Федеральный судья: Ендовицкая Е.В. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 11 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего Орловой А.В. судей Капустянской М.М. и Мерновой О.А. при секретаре Алдошиной М.Ю. в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 01 апреля 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Симаненкова Александра Павловича удовлетворить. Признать за Симаненковым Александром Павловичем право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от 24.07.2009 г., с изм. от 10.11.2009 г.) с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Симаненкову Александру Павловичу пенсию по старости с 01 августа 2008 года и произвести выплату пенсии за период с 01 августа 2008 года по 21 января 2011 года». Заслушав дело по докладу судьи Капустянской М.М., выслушав представителя ответчика Горохову Н.Н., поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражение истца Симаненкова А.П., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Симаненков А.П. обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о назначении и выплате пенсии, как ликвидатору последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В обоснование иска указал, что 01.06.2008 г. обращался к ответчику за выплатой, в подтверждение права на досрочное назначение пенсии представил необходимые документы, в том числе удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, однако в назначении пенсии было отказано. Считая данный отказ незаконным, с учётом уточненных исковых требований, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с 01.08.2008 г., а также выплатить ему пенсию с 01.08.2008 г. по 21.01.2011 г. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить и отказать истцу в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению ответчика, поскольку статус Симаненкова А.П. как ликвидатора аварии на ЧАЭС не был подтвержден удостоверением установленного образца, права на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста он не имел. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшегося решения. Как установлено материалами дела, Симаненков А.П. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается соответствующими документами (л.д. 30-48). Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС было выдано истцу 01.04.1991 г. в установленном законом порядке, после чего 19.12.1997 г. выдано новое удостоверение, подтверждающее право на льготы и компенсации, установленные Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, для работавших в зоне отчуждения (л.д.31, 30,35). 01.06.2008г. истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, однако письмом от 10.10.2008 г. № 22-1042 ему было отказано в досрочном назначении пенсии по старости, в связи с предъявлением удостоверений образца СССР от 1991 года и образца Республики Украина от 1997 года, а также отсутствием удостоверения установленного образца (л.д.8). Решением Советского районного суда г. Орла от 19.10.2010 г., вступившим в законную силу, Симаненков А.П. признан участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в пределах зоны отчуждения, Департамент здравоохранения и социального развития обязан оформить и выдать Симаненкову А.П. соответствующее удостоверение (л.д.5-7). ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с 24.01.2011 г. назначило истцу пенсию в размере ... рублей ... копейки, что подтверждается удостоверением № 080929, выданным 15.02.2011 г. (л.д.10), в настоящее время выплата производится в размере ... рублей ... копеек (л.д.9). В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в порядке, предусмотренном ст. 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет). Аналогичная норма, гарантирующая льготы участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, в т.ч. в области пенсионного обеспечения, содержалась в Законе СССР от 12.05.1991 г. № 2146-1 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Статьей 14 данного Закона было установлено, что указанным лицам выдаются общесоюзные удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являющиеся документами, подтверждающими право на льготы, предусмотренные ст.13, 14 настоящего Закона, и нагрудные знаки. Указанный Закон утратил силу на территории РФ в связи с принятием Соглашения от 08.12.1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированного Постановлением ВС РСФСР от 12.12.1991 г. № 2014-1, согласно ст. 8 которого стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий. Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение, учитывающее тяжесть последствий катастрофы. Статьей 11 "Соглашения о гарантиях прав граждан государств -участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г., участниками которого являются Российская Федерация и Республика Украина определено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. Конституцией Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ст.7, ч. 1) гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1), определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, относится к компетенции законодателя (ст.39, ч. 2). Установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, в том числе снижение возраста ее назначения, связано с неблагоприятным воздействием на организм человека различного рода производственных, климатических и иных факторов и призвано компенсировать причиненный вред здоровью. Соблюдение принципа равенства в сфере пенсионного обеспечения, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет неравного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006г. № 350-О). Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». По смыслу действующего законодательства льготы для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаются с момента аварии на Чернобыльской АЭС, а отсутствие соответствующего документа не лишает гражданина права на указанные льготы. Следовательно, суд пришёл к правильному выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. По изложенным выше основаниям доводы кассационной жалобы ответчика о том, что поскольку статус Симаненкова А.П. как ликвидатора аварии на ЧАЭС не был подтвержден удостоверением установленного образца, права на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста он не имел, являются несостоятельными. Суд при разрешении спора в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Заводского районного суда г. Орла от 01 апреля 2011 года оставить без изменения, а жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об отмене решения - без удовлетворения. Председательствующий судья: Судьи: