о признании незаконным бездействия ответчика по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты для строительства жилья, компенсации морального вреда



Дело № 33-712

Докладчик Орлова А.В. Судья Курлаева Л.И.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 мая 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Орловой А.В.

и членов коллегии Капустянской М.М., Зубовой Т.Н.

при секретаре Наумовой Н.М.

в открытом судебном заседании в г.Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе представителя Суханова Ю.В. по доверенности- Мосина А.В. на решение Советского районного суда г. Орла от (...) года, которым постановлено:

«Суханову Юрию Викторовичу и Сухановой Ларисе Сергеевне в удовлетворении требований предъявленных к Департаменту сельского хозяйства Орловской области, администрации Троснянского района Орловской области о признании незаконным бездействия и признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья, выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Орловской области в 2010 году отказать».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Орловой А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Суханов Ю.В., Суханова Л.С. действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, обратились в суд с иском к Департаменту сельского хозяйства Орловской области о признании незаконным бездействия ответчика по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты для строительства (приобретения) жилья, взыскании компенсации морального вреда в сумме (...) рублей.

В последующем (...) года истцы обратились с уточненным исковым заявлением, просили суд признать недействительным и незаконным бездействие ответчика по выдаче свидетельства на право семьи Сухановых на получение социальной выплаты для приобретения жилья, просил суд обязать ответчика выдать свидетельство на право семьи истцов на получение социальной выплату для приобретения жилья.

(...) года истцы вновь уточнили исковые требования тем, что ими были предъявлены требования и к администрации Троснянского района.

В обоснование заявленных требований было указано, что (...) они изъявили желание участвовать в мероприятиях
по федеральной программе «Социальное развитие села до 2012 года» и подали в администрацию Троснянского района Орловской области заявление.

(...) года (...) судом (...) было утверждено мировое соглашение, по которому Администрация Троснянского района Орловской области обязалась включить истца в списки граждан на получение социальной выплаты, в качестве гражданина, на 2010 год на улучшение жилищных условий, в рамках федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года». Определением районного суда от (...) года было удовлетворено заявление истца о выдаче исполнительного листа. На основании, которого Суханов был включен в списки граждан.

(...) года истцы предоставили администрации Троснянского района проект договора купли-продажи жилого дома. Однако до настоящего времени ответчики не исполнили своих обязательств и не выдали свидетельство на получение социальной выплаты лишив истца права на материальное возмещение затрат. Заявители просили суд признать недействительным и незаконным бездействие ответчика по выдаче свидетельства на право семьи истцов на получение социальной выплаты для

приобретения жилья, просили суд обязать ответчика выдать свидетельство на право семьи истцов на получение социальной выплату для приобретения.

В судебном заседании представитель истца по доверенности – Мосин А.В. уточнил заявленные Сухановыми требования.

Просил суд признать бездействие ответчиков по признанию права семьи истцов - Суханова Ю.В., Сухановой А.Ю., (...) на получение социальной выплаты для приобретения жилья по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ № 858 от 03.12.2002г. незаконным; признать их право на получение социальной выплаты для приобретения жилья по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов, согласно постановлению Правительства РФ № 858 от 03.12.2002г.;

обязать администрацию Троснянского района направить в Департамент сельского хозяйства документы, необходимые для получения социальной выплаты, которая предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002г. №858 и Постановлением правительства Орловской области № 97, обязать Департамент сельского хозяйства Орловской области включить семью истцов в сводный список участников мероприятий -получателей социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Орловской области в 2010 году, произвести расчет размера субсидии, включить семью в реестр получателей социальной выплаты.

Представитель ответчика Департамента сельского хозяйства по доверенности Цуканова Ю.А. исковые требования Сухановых не признала.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе представитель истца Суханова Ю.В.-Мосин А.В. просит решение суда отменить, поскольку является незаконным и необоснованным.

Указывает на то, что в процессе рассмотрения дела ответчики ввели суд в заблуждение о том, что у них не было возможности произвести расчет субсидии для семьи Сухановых.

Обращает внимание на то, что судом не рассмотрены заявленные требования истцов о признании бездействий ответчика по признанию права семьи Сухановых на получение социальной выплаты для приобретения жилья по Федеральной целевой программе; обязании Департамента сельского хозяйства Орловской области включить семью Сухановых в сводный список мероприятий в рамках указанной программы, произвести расчет субсидии, обязании Департамента финансов Орловской области произвести перечисление причитающихся денежных средств в виде социальной выплаты для приобретения жилья.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Суханова Ю.В. – Мосина А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя Департамента сельского хозяйства Орловской области Цукановой Ю.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года в целях решения задач по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.

Согласно пункта 2 «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» Приложения N 16 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ.

В силу пунктов 4. 8 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение № 1 к Правилам) гражданин имеет право на получение социальной выплаты при условия постоянного проживания в сельской местности; наличии собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по установленной форме.

В соответствии с п. 9 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м – на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации. В случае если фактическая стоимость 1кв.м общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. м обшей площади жилья. В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилья, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты определяется исходя из фактической площади жилья.

В соответствии с пунктами 12, 14 Типового положения гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением установленных в пункте 12 документов, в том числе копии документов, подтверждающих наличие собственных и заемных средств, необходимых для приобретения жилья, выписки из домовой книги, подтверждающих признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием авральных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

Уполномоченные же органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, утверждают сводные списки, уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения дот граждан информации о включении их в указанные списки. Порядок формирования и утверждения списков и порядок выдачи свидетельств устанавливаются правовыми актами субъектов РФ.

Законом Орловской области от 30.12.2004 г. № 477-03 утверждена областная целевая программа «Социальное развитие села Орловской области до 2012 года», в соответствии с которой Департамент сельского хозяйства Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, участвующим в реализации данной программы и исполняющим основные программные мероприятия.

Постановлением Правительства Орловской области от 01.04.2010 г. № 97 утвержден Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в 2010 году и Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, в 2010 году.

На основании пунктов 2, 3, 6 Порядка органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», и достоверность содержащихся ь них сведений, формируют списки граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, которые до 1 ноября года, предшествующего планируемому, направляют в Департамент сельского хозяйства Орловской области.

В соответствии с п.7-8 Порядка оформление свидетельств на получение социальной выплаты для приобретения жилья гражданам, проживающим в сельской местности производится после предоставления в Департамент проекта договора купли-продажи жилого помещения, оформленного на имя участника мероприятия и членом его семьи и копии документа, подтверждающего определение рыночной стоимости приобретаемого жилого помещения (в ред. постановления Правительства Орловской области от 23.12.2010 года № 448).

На основании представленных органами местного самоуправления списков и документов Департамент, с учетом объема субсидий, предусмотренных на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов: формирует сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат по Орловской области на 2010 год.

В соответствии с п. 6 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета утв. постановлением Правительства Орловской области № 97, департамент производит расчет размера субсидии и составляет реестры получателей социальной выплаты на приобретение жилья на основании заверенной копии зарегистрированного договора «купли-продажи либо заверенного договора купли-продажи со свидетельством о государственной регистрации права с внесенными сведениями о наличии зарегистрированного ограничения (обременения) права, при этом приобретаемое жилое помещение оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи, на которых произведен расчет размера субсидии; заверенной копии документа, подтверждающего определение рыночной стоимости приобретаемого жилого помещения.

Материалами дела установлено, что (...) года Суханов Ю.В. обратился в администрацию Троснянского района Орловской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы « Социальное развитие села до 2012 года». Справки и документы, подтверждающие жилищные условия заявителя были представлены по состоянию на февраль 2007 года. Необходимее сведения по состоянию на день обращения с заявлением Сухановым в орган местного самоуправления не представлялись.

Указанное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Также судом установлено, что решением жилищной комиссии Троснянского сельского поселения Троснянского района Орловской области от (...) года № (...) Суханов Ю.В. был поставлен на учет по улучшению жилищных условий, заявитель является лицом, проживающим в сельской местности, факт предоставления документов подтверждающих наличие собственных или заемных средств ответчиками не был оспорен.

Определением Троснянского районного суда Орловской области от (...) года по гражданскому делу по иску Суханова Ю.В. к Администрации Троснянского района о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья было утверждено мировое соглашение, по условиям которого ответчик - Администрация Троснянского района Орловской области обязалось включить истца в списки граждан на получение социальной выплаты в качестве гражданина на 2010 год при соблюдении требований Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, возместить истцу (...) судебных расходов в сумме (...) рублей.

Истец Суханов в свою очередь отказался от предъявленного иска и обязался соблюдать Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ на улучшении жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 250 от 28 2006 г., в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Производством по делу было прекращено.

Определением от (...) года Троснянского районного суда было постановлено выдать исполнительный лист на принудительное исполнение мирового соглашения.

На основании исполнительного листа Суханов Ю.В. был включен в списки граждан на получение социальной выплаты в качестве гражданина на 2010 год в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 212 года» под номером 4, что подтверждается выпиской из сводного списка по Троснянскому району на 2010 год.

То обстоятельство, что семья Сухановых имеют право на участие в федеральной программе «Социальное развитие села до 2012 года», представителями ответчиков не оспаривалось.

Вместе с тем, тот факт, что Суханов не предоставил в администрацию Троснянского района Орловской области документы, подтверждающие рыночную стоимость приобретаемого жилого помещения, подтверждается письмом на его имя от (...) года № (...) и показаниями свидетеля (...). (л.д. 109-110).

Судом также установлено, что копия проекта договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от (...) года Сухановым Ю.В. была направлена по почте в орган местного самоуправления.

Факт того, что представленные документы не содержат сведений о стоимости приобретаемого жилого помещения, подтверждается копией вышеуказанного договора, из которого видно, что имеется указание лишь на общую стоимость приобретаемого домовладения, включая жилой дом, земельный участок и надворные постройки.

Сводный список участников мероприятий- получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Орловской области в 2010 году был утвержден руководителем Департамента сельского хозяйства Орловской области 11 января 2011 года.

Тот факт, что Суханов и его члены семьи в указанный сводный список включены не были в связи с тем, что Администрацией Троснянского района Орловской области полный пакет документов, необходимый для предоставления социальной выплаты, к (...). и к моменту утверждения, представлен не был в Департамент сельского хозяйства, подтверждается копией сопроводительного письма от (...), из которого видно, что фактически приняты были документы только (...) года( л.д. 108).

Представителем истца не оспаривалось в судебном заседании то обстоятельство, что отчёт об оценке рыночной стоимости отдельно квартиры и земельного участка, составлен был только (...). (л.д. 105 – 107).

Установив вышеуказанные обстоятельства, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, суд правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Сухановым, поскольку ими не было своевременно представлены документы, подтверждающие рыночную стоимость приобретаемого жилого помещения, что исключало возможность расчёта представляемой выплаты.

Суд дал правовую оценку всем материалам по настоящему делу, результаты оценки отразил в решении, привёл мотивы, по которым доказательства приняты в качестве обоснования своих выводов, с которыми судебная коллегия согласна.

Более того, представителем ответчика в заседание судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда представлена копия корешка свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № (...) от (...) года на имя Суханова Ю.В. в соответствии с условиями программы «Социальное развитие села до 2012 года», на сумму (...) рублей.

Довод кассационной жалобы о том, что Постановлением Правительства Орловской области от 1 апреля 2010г. №97 установлена расчётная стоимость 1 кв.м. жилой площади 19000 руб., что было взято за основу при составлении проекта договора – купли – продажи сторонами, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку согласно вышеуказанному проекту договора истцом приобреталось не только жилое помещение, но и земельный участок, а также подсобные помещения, а социальные выплаты предоставляются только на приобретение жилого помещения.

В кассационной жалобе не приведено доказательств, опровергающих выводы суда, или свидетельствующих о неправильном определении юридически значимых обстоятельств, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по изложенным в них доводах не имеется

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                    О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда от (...) года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Суханова Ю.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: судья

Судьи: