Дело № 33 - 220 Докладчик: Орлова А.В. Федеральный судья: Окорокова Э.Н. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 16 февраля 2011г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: Председательствующего Орловой А.В. и судей Ларионовой С.В., Герасимовой Л.Н. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ УПФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области на решение Ливенского районного суда Орловской области от (...) года, которым постановлено: «Исковые требования Ченцовой Антонины Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе засчитать периоды работы Ченцовой Антонины Анатольевны с (...) года по (...) года в должности «(...)», с (...) г. по (...) г. в должности «(...)» в детских яслях № (...) МУЗ «(...)»; с (...) г. по (...). в должности (...)», с (...). по (...). в должности «(...)» в детских яслях № (...) МУЗ «(...)»; с (...) г. по (...). в должности «(...)», с (...). по (...). должности «(...)» в детском саду № (...) (...); с (...). по (...) в должности «(...)» в детском саду № (...) (...); с (...). по (...). в должности «(...)» в МДОУ детского сада № (...) комбинированного вида; с (...) г. по (...). в должности «(...)» в МДОУ «(...)» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Орловой А.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Ченцова А.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ливны и Ливенском районе с заявлением о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В обоснование требований указала, что она работала с (...). в качестве (...). (...). она обратилась в ГУ УПФ в г. Ливны и Ливенском районе с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет в связи с медицинской деятельностью. Однако в этом ей было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, так как УПФ отказало включить ей в стаж работы для назначения пенсии на льготных условиях периоды работы: -в детских яслях № (...) МУЗ «(...)»: с (...) года по (...) года в должности «(...)», с (...). по (...). в должности «(...)»; -в детских яслях № (...) МУЗ «(...)»: с (...). по (...) г. в должности «(...)», с (...). по (...). в должности «(...)»; - в детском саду № (...) (...): с (...). по (...). в должности «(...)», с (...). по (...). в должности «(...)», с (...). по (...). в должности «(...)»; - в детском саду № (...): с (...). по (...). в должности «(...)»; - в МДОУ «Детский сад № (...)» : с (...). по (...). в должности «(...)»; - в МДОУ «(...)»: с (...). по (...). в должности «(...)». Отказ был мотивирован тем, что указанные должности и учреждения не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Считает отказ в зачете данного стажа работы неправомерным и нарушающим её право на получение пенсии на льготных условиях. Она, работая в яслях № (...) МУЗ «(...)» в должности «(...)», «(...)»; в яслях № (...) МУЗ «Ливенская (...)»: в должности «(...)», «(...)»; в детском саду № (...): в должности «(...)», фактически выполняла обязанности (...), в ее группах находились дети от (...) лет, наличие медицинского образования у воспитателя ясельной группы было обязательным, она исполняла свои должностные обязанности, получала заработную плату, соответственно за неё перечислялись взносы в Пенсионный фонд РФ. Во все вышеуказанные периоды работы она фактически работала в должности «медицинской сестры ясельной группы в детских яслях № (...) МУЗ «(...)», в детских яслях № (...) МУЗ «(...)», в детском саду № (...) (...), а с (...). по настоящее время в должности «(...)» МДОУ «(...)». За весь период её работы в детском саду № (...) изменялось только наименование учреждения: детского сада № (...) (...) на МДОУ «(...)». Работая в указанных учреждениях в должности «(...)», она исполняла работу среднего медицинского персонала, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья детей. В подтверждение этого обстоятельства у неё имеется (...). Она закончила (...)». Имеет свидетельство о (...)», которые подтверждают её квалификацию по специальности «(...)». Учреждения типа детские ясли №(...) детские ясли №(...) а также детский сад № (...), детский сад № (...) (...), МДОУ детский сад № (...), МДОУ «(...)» не предусмотрены Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Однако, фактически она работала на должности (...), и исполняла те же обязанности, что и (...) в муниципальном или государственном учреждении здравоохранении. В связи с указанным просит суд обязать Управление Пенсионного фонда в г. Ливны и Ливенском районе засчитать вышеуказанные периоды работы в стаж для назначения пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ливны и Ливенском районе просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что действующим ранее и в настоящее время законодательством не предусмотрено включение в льготный стаж периодов работы истицы медицинской сестрой в учреждении ясли – сад, которое является образовательным учреждением, а не медицинским, в связи с чем суд неправомерно включил спорные периоды в указанный стаж. Указывает, что спорные периоды не могли быть включены в специальный трудовой стаж истицы, поскольку на момент утраты силы (01.10.93 г.) Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, истица не выработала необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Полагает, суд необоснованно на основании свидетельских показаний включил в специальный стаж истицы период ее деятельности в качестве (...) с (...) г. по (...) г., с (...) г. по (...) г., с (...). по (...)., поскольку в её трудовой книжке имеется запись о том, что в указанный период она работала (...). Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на жалобу истицы, судебная коллегия приходит к следующему. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Ченцова А.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе с заявлением о назначении пенсии по старости на льготных условиях. Уведомлением пенсионного органа от (...) года Ченцовой А.А. в удовлетворении указанного заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В специальный стаж не были включены периоды работы истицы в детских яслях № (...) МУЗ «(...)» с (...). по (...). в должности (...), с (...). по (...). в должности (...), в детских яслях № (...) МУЗ «(...)» в должности (...) с (...). по (...)., с (...). по (...). в должности (...), в детском саду № (...) (...) в должности (...) с (...). по (...)., с (...) г. по (...). в должности (...), с (...). по (...). в должности (...), в детском саду № (...) с (...). по (...). в должности (...), с (...). по (...). в должности (...) МДОУ детского сада № (...), с (...). по (...). в должности (...) МДОУ «(...)», поскольку, как указано в уведомлении пенсионного органа, она осуществляла свою трудовую деятельность не в учреждениях здравоохранения, а в иных учреждениях, наименование и вид которых не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. (л.д. 7). Удовлетворяя заявленные требования Ченцовой А.А. в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", спорных периодов ее работы, суд первой инстанции руководствовался действовавшим до 1 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Кроме того, суд, сославшись на характер осуществляемой Ченцовой А.А. трудовой деятельности, пришел к выводу о необходимости включения в специальный трудовой стаж периодов работы на занимаемых ею должностях и после 1 октября 1993 года. Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, которыми регулируется порядок предоставления названных гарантий и компенсаций. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подпункта 20 пункта I статьи 27 названного Федерального закона (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами, патронажные медсестрами, медсестрами – воспитательницами, воспитательницами, исполняющими фактически обязанности медицинской сестры в детских яслях, детских садах и детских комбинатах. Медицинские сестры, старшие медицинские сестры, патронажные медсестры, медсестры - воспитательницы таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты, в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены. При изложенных обстоятельствах в специальный стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежат включению только периоды ее работы: в детских яслях № (...) МУЗ «(...)» с (...). по (...). в должности (...), с (...). по (...). в должности (...); в детских яслях № (...) МУЗ «(...) в должности (...) с (...). по (...)., с (...). по (...).в должности (...); в детском саду №(...) с (...). по (...). в должности (...), с (...). по (...)., что подтверждается представленными суду письменными доказательствами (выписками из приказа, архивной справкой МУЗ «(...), копией трудовой книжки), полностью согласующимися с показаниями свидетелей (...) Л.М., (...) Г.И. том, что в вышеуказанные периоды истица осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья в вышеуказанных учреждениях. По изложенным основаниям является несостоятельным, как противоречащим собранным по делу доказательствам довод ответчика о том, что суд необоснованно включил в специальный стаж истицы периоды её деятельности с (...). по (...)., с (...). по (...), с (...) г. по (...). в должности (...), в должности (...) на основании свидетельских показаний с (...). по (...)., с (...) г. по (...). Материалами дела установлено, что судом включены указанные периоды в специальный стаж не только на основании свидетельских показаний, но и представленных ею письменных доказательств о том, что она имеет (...)( л.д. 130 -142). В то же время, поскольку с 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж Ченцовой А.А.. периодов ее трудовой деятельности после 1 октября 1993 года в должности (...), фактически исполняющей обязанности (...), в детском саду № (...) с (...)., в должности (...),. в должности (...) МДОУ детского сада № (...), в должности (...) МДОУ «(...)», нельзя признать правомерным. Поэтому решение суда в указанной части, а, следовательно, и в части возложения на ответчика обязанности по назначению Ченцовой А.А. пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья подлежит отмене, поскольку на указанную дату у истицы отсутствовал необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и, соответственно, права на указанную пенсию у нее не имеется. Судом при разрешении настоящего спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, но им дана неправильная оценка, а также неправильно применены нормы материального права. В силу изложенного судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истицы о включении в специальный стаж периодов ее трудовой деятельности с (...). в должности «(...)», с (...). по (...). должности «(...)» в детском саду № (...); с (...). по (...) в должности «(...)» в детском саду № (...); с (...). по (...). в должности «(...)» в МДОУ детского сада № (...); с (...) г. по (...). в должности «(...)» в МДОУ «(...)» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ливенского районного суда Орловской области от (...). в отменить в части включения в специальный стаж периодов работы Ченцовой Антонины Анатольевны с 1 октября 1993г. в должности «(...)», с (...). по (...). должности «(...)» в детском саду № (...); с (...). по (...) в должности «(...)» в детском саду № (...); с (...). по (...). в должности «(...)» в МДОУ детского сада № (...); с (...) г. по (...). в должности «(...)» в МДОУ «Центр (...)» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью». В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Ливны и Ливенском районе – без удовлетворения. Председательствующий: судья Судьи: