Об обязании направить документы и подготовить ходатайство о включении периодов работы в стаж государственной службы



Дело №33-810

Докладчик: Зубова Т.Н. Федеральный судья: Коптева А.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 июня 2011г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Циркуновой О.М.

судей Зубовой Т.Н. и Ларионовой С.В.

при секретаре Алдошиной М.Ю.

в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России №2 по Орловской области

на решение Заводского районного суда г. Орла от 14 апреля 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Федорова А.И. удовлетворить частично.

Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной Налоговой службы № 2 по Орловской области подготовить направить пакет документов, предусмотренного пунктом 10 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ в Федеральную Налоговую Службу России.

В остальной части иска отказать».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав представителя Межрайонной ИФНС России № 2 по Орловской области по доверенности Ноздрину Т.Н. и представителя ФНС России и межрайонной ИФНС России № 2 по Орловской области по доверенности Орехову Т.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения Фёдорова А.И. и его представителя адвоката Дмитровску Ж.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федоров А.И. обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 2 по Орловской области и Федеральной Налоговой Службе России об обязании направить документы в соответствии с Указом Президента РФ и постановлением Минтруда в Федеральную Налоговую службу России; обязании подготовить представление-ходатайство о включении в стаж периодов работы и направлении пакета документов в Минздравсоцразвитие РФ с последующим направлением в Пенсионный Фонд России для назначения льготной пенсии.

В обоснование заявленных требований указывал, что с 10 июня 1992 года по 29 июля 2007 года он работал в налоговых органах в должности <...> в отделе выездных проверок.

29 июля 2010 года он был уволен Межрайонной ИФНС России № 2 по Орловской области в связи с выходом на государственную пенсию.

До увольнения он обратился к ИФНС России № 2 по Орловской области с заявлением, в котором просил инспекцию зачесть в стаж государственной службы период работы с 5 октября 1988 года по 5 июня 1989 года в должности <...> КТБ «<...>» и с 6 июня 1989 года по 9 июня 1992 года <...> первой категории КТБ «<...>».

30 августа 2010 года он получил ответ, в котором было указано, что периоды работы в КТБ «<...>» не могут быть зачтены в стаж государственной службы, поскольку зачет этих периодов по представлению руководителя инспекции является правом начальника налоговой инспекции, а не его обязанностью.

Аналогичный ответ был дан ему на его заявлением Федеральной налоговой службой России.

Полагал, что отказ руководителя ИФНС России № 2 и отказ ФНС России являются незаконными, поскольку знания, полученные им в КТБ «Рембыттехника», пригодились ему при работе в налоговых органах, следовательно, по его мнению, период его работы в КТБ «<...>» должен быть включен в стаж государственной службы.

В связи с этим, уточнив исковые требования, просил суд обязать Межрайонную ИФНС России № 2 по Орловской области включить спорные периоды работы в стаж государственной службы, подготовить пакет документов и направить документы, предусмотренные п.10 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2004 г. №312, в ФНС России; обязать ФНС России подготовить представление о включении в стаж периодов работы с 5 октября 1988 года по 5 июня 1989 года в должности <...> КТБ «<...>» и с 6 июня 1989 года по 9 июня 1992 года <...> КТБ «<...>» в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2004 г. №312 и направить в Пенсионный фонд России.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России № 2 по Орловской области просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, как постановленное с нарушением норм материального права и отказать в удовлетворении исковых требований.

Указывает на то, что истцом несвоевременно, т.е. не в день увольнения, было подано заявление о включении иных периодов в стаж государственной службы для начисления пенсии. И при этом судом не принят во внимание довод ответчика о том, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрено восстановление пропущенного срока для обращения о включении в стаж государственной службы иных периодов службы.

Ссылается также на то, что Федоровым А.И. был пропущен трехмесячный срок обращения в суд с настоящим заявлением, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.

Кроме того, считает, что обращение с представлением (ходатайством) руководителя федерального государственного органа является правом, а не обязанностью федерального государственного органа, в котором лицо, претендующее на зачет иных периодов службы (работы) в стаж государственной службы, замещало государственную должность федеральной государственной службы.

Указывает также на то, что истец не представил необходимые документы, а именно: должностную инструкцию, которая позволила бы определить его должностные обязанности в КТБ «<...>», с указанием выполняемых функций, положение об отделе, в котором он работал, положение о конструкторском-технологическом бюро, позволяющие дать оценку обстоятельствам предшествующей работы, сопоставляя исполняемые работником функции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно абз.1 п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. №570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях федеральных государственных служащих, определяемых Президентом Российской Федерации» установлено, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.

В соответствии с абз.2 п.3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2004 г. №312 «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. № 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях федеральных государственных служащих, определяемых Президентом Российской Федерации» был утвержден Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы (далее Порядок).

В соответствии с абз.1,2,3 п.10 данного Порядка в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих могут быть включены иные периоды службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, в совокупности не превышающие 5 лет, на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации.

Решение Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации принимается по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы, оформленному не позднее двухмесячного срока со дня увольнения работника центрального аппарата федерального государственного органа и не позднее трехмесячного срока со дня увольнения работника территориального органа федерального органа исполнительной власти.

Представление руководителя федерального государственного органа о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы) оформляется на основании заявления федерального государственного служащего, имеющего на момент подачи заявления право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), поданного одновременно с его увольнением.

Из материалов дела следует, что 29 июля 2010 г. истец Федоров А.И. был уволен с должности <...> Межрайонной ИФНС России №2 по Орловской области в связи с выходом на государственную пенсию, что подтверждается приказом (распоряжением) о прекращении (расторжении) служебного контракта с гражданским служащим, а также копией трудовой книжки истца (л.д.210,13-22).

В тот же день, то есть 29 июля 2010 года, истец обратился в ФНС России с заявлением о включении в стаж государственной службы иных периодов службы (л.д.25).

Однако письмом Межрайонной ИФНС России №2 по Орловской области от 25 августа 2010 г. Федорову А.И. было отказано в направлении ходатайства о включение периодов работы в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, со ссылкой на то, что это право руководителя, но не его обязанность (л.д.23).

С аналогичным заявлением Федоров А.И. обратился непосредственно в ФНС России.

Письмом ФНС России от 04 октября 2010 г. ему было сообщено о том, что указанные периоды могут быть включены в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет на основании решения Минздравсоцразвития России, которое принимается по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы (л.д.24).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.

Частично удовлетворяя требования истца и возлагая на Межрайонную ИФНС России № 2 по Орловской области обязанность по подготовке и направлению в Федеральную Налоговую Службу России пакета документов, предусмотренных пунктом 10 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что право принимать решение о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периоды принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Однако указанное решение принимается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации только по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы.

Поэтому суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по подготовке и направлению необходимых документов в Федеральную налоговую службу России для решения вопроса о включении в стаж государственной службы истца для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов.

При этом суд правомерно учитывал баланс интересов участников спорных правоотношений.

Не может служить основанием к отмене решения суда довод жалобы Межрайонной ИФНС России №2 по Орловской области о том, что истцом несвоевременно, т.е. не в день увольнения, было подано заявление о включении иных периодов в стаж государственной службы для начисления пенсии, поскольку суду не было представлено бесспорных доказательств того, что указанное заявление истец подал не в день увольнения.

Указание в жалобе на то, что судом не дана оценка доводу ответчика о том, Федоровым А.И. пропущен трехмесячный срок обращения в суд с соответствующим заявлением, что является основанием для отказа в удовлетворении требований, основано на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку трехмесячный срок на обращения в суд не применим к возникшим спорным правоотношениям.

Другие доводы кассационной жалобы не влекут отмену правильного по существу решения суда, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и выводов суда.

Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заводского районного суда г. Орла от 14 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России №2 по Орловской области – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи