О перерасчете пенсии за выслугу лет



Дело № 33-673Докладчик: Циркунова О.М. Судья: Майорова Л.В.К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 мая 2011г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Шевченко Э.Н.

судей Циркуновой О.М., Герасимовой Л.Н.

секретаря Новиковой Е.В.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Метлиной Л.А. на решение Мценского районного суда Орловской области от 07 апреля 2011 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Метлиной Л.А. к Администрации города Мценска о перерасчете пенсии за выслугу лет отказать в полном объеме».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Циркуновой О.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Метлина Л.А. обратилась в суд с иском администрации г. Мценска о перерасчете пенсии за выслугу лет.

В обоснование заявленных требований указывала, что <дата> она была уволена с муниципальной должности <...>

С <дата> ей была назначена пенсия за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в г. Мценске Орловской области в размере <...> рублей согласно действующему на момент выхода на пенсию Положению «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Мценске» -МПА от <дата>.

<дата> решением Мценского городского Совета народных депутатов были внесены изменения в ранее действующее положение, в соответствии с которым пенсия за выслугу лет определяется исходя из установленного ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы, в то время как на момент назначения ей пенсии по выслуге лет предусматривалось, что указанная пенсия назначается в размере, не превышающем 2,3 должностного оклада муниципального служащего.

Полагала, что в связи с принятием указанного изменения с <дата> должен быть произведен перерасчет её пенсии и назначена пенсия за выслугу лет в большем размере, а именно в размере <...> рублей, исходя из осовремененного пропорционально росту МРОТ ежемесячного денежного содержания, который составит <...> рублей.

По изложенным основаниям просила суд обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ей пенсии за выслугу лет с <дата>., взыскать с ответчика недоплаченную муниципальную пенсию за период с <дата> по <дата> в сумме <...> рублей, с <дата> производить выплату пенсии за выслугу лет, исходя из денежного содержания на момент увольнения и размера МРОТ на сегодняшний день с последующей индексацией.

В ходе разрешения спора судом, истица заявленные требования дополнила и просила взыскать с ответчика необоснованно удержанные из пенсии денежные средства, которые выплачивали ей из федерального бюджета на содержание иждивенца, поскольку при определении размера пенсии не учитывалась базовая сумма, приходящаяся на нетрудоспособного члена семьи в размере <...> ежемесячно. Всего за период с <дата> по <дата> просила взыскать <...> рублей. Также ставила вопрос о взыскании расходов, понесенных на оплату услуг представителя в размере <...> рублей.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе Метлиной Л.А. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд не принял во внимание то, что решением Мценского городского Совета народных депутатов от <дата> были внесены изменения в ст. 3 Положения от <дата> которыми определен новый порядок расчета пенсии, согласно которому размер за выслугу лет исчисляется за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню её прекращения. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного ежемесячного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы, при этом п.2 указанного Решения признан противоречащим действующему законодательству.

Считает, что размер её пенсии определен неправильно, поскольку ответчик для определения суммы осовремененной среднемесячной заработной платы применил коэффициент 1,47, который не предусмотрен нормами действующего законодательства.

Полагает, что поскольку пенсия была ей начислена без учета индексации, и не был произведен расчет пенсии в связи с неоднократными изменениями размера трудовой пенсии, что привело к уменьшению размера пенсии за выслугу лет – вдвое, то данный расчет нельзя признать правильным.

Кроме того, считает необоснованным вывод суда о том, что ей пенсия была определена в большем размере.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения представителя Администрации г.Мценска Золотухиной Н.Л., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с положением ч. 4 ст.23 вышеназванного закона размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы.

Исходя из содержания пункта 5 части 1 ст. 22 указанного закона, муниципальному служащему гарантируется дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет, осуществляемое за счет средств органов местного самоуправления.

Как видно из материалов дела, истица работала в администрации г. Мценска Орловской области <...> <дата> она была уволена с муниципальной службы по собственному желанию <...> С <дата> Метлиной Л.А. была назначена пенсия по старости <...>

Общий стаж муниципальной службы Метлиной Л.А. для установления пенсии за выслугу лет определен администрацией г. Мценска в размере <...> <...>

После увольнения истицы с муниципальной службы в соответствии с действовавшим на тот период Законом Орловской области от 14.08.1997 года № 46-03 «О муниципальной службе в Орловской области» ей была установлена доплата к государственной пенсии.

В соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона Орловской области от 09.01.2008 г. N 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» ранее назначенные доплаты к государственным пенсиям гражданам, проходившим муниципальную службу в Орловской области, по их выбору сохраняются либо назначаются пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом.

В силу ч.3 ст. 23 Закона Орловской области № 736-ОЗ (в ред. действующей на момент назначения истице пенсии) муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях. За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего.

Согласно ст. 3 Положения «О порядке назначения, перерасчета, индексации выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Мценске» от <дата> и ч. 4 ст. 23 Закона размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих исчислялся из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения. Предусматривалось, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы.

С учетом действующего законодательства, решением главы г. Мценска от <дата> на основании заявления Метлиной Л.А. с <дата> ей была назначена пенсия за выслугу лет <...>

Размер указанной пенсии, назначенной истице, был определен следующим образом.

Среднемесячный заработок истицы с <дата> по <дата> за 12 месяцев, предшествующих увольнению, составлял <...> рублей. Далее к этому заработку был применен коэффициент осовременивания - 1,47, который определялся путем деления оклада по соответствующей замещаемой должности истца на <дата> - <...> рубля <...> на оклад, который она получала на момент увольнения <дата> - <...> рублей <...> то есть <...> = 1,47. В результате осовремененная среднемесячная заработная плата истца составила <...> рублей (<...> х 1,47).

Также определялась величина 2,3 должностного оклада, которая на момент назначения пенсии составила <...> рублей (<...> х 2,3).

Поэтому путем сравнения среднемесячной заработной платы истца -<...> рублей и 2,3 должностного оклада - <...> рублей, пенсия за выслугу лет ей определялась из 2,3 должностного оклада, которая являлась верхним пределом, свыше которого пенсия не могла быть назначена.

Размер пенсии в окончательной форме за выслугу лет Метлиной Л.А. (с учетом последующего перерасчета от <дата> был определен в сумме <...> рублей (<...>) (<...>

Решением Мценского городского Совета народных депутатов от <дата> были внесены изменения в статью 3 указанного выше Положения «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске» которыми предусматривается, что размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.

Согласно п. 2 данного решения было предусмотрено, что оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с <дата>

<дата> <...>

Указанный пункт признан противоречащим действующему законодательству и отменен решением Мценского районного суда от <дата> по иску ФИО9 к Администрации города Мценска и
Мценскому городскому Совету народных депутатов Орловской области о
признании недействительными пункта 2 решения Мценского городского
Совета народных депутатов от <дата> «О внесении изменений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске» <...>

Положение п. 2 Решения Мценского городского Совета народных депутатов от <дата> было признано недействующим в этой части со дня его принятия для неопределенного круга лиц.

При изложенных обстоятельствах, правильным является вывод суда о том, что изменения, внесенные решением , распространяются на лиц, вышедших на пенсию до его принятия, в том числе на истицу.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 23 Закона №736-ОЗ пенсия за выслугу лет таким лицам должна была назначаться исходя из их среднемесячного заработка, который у истца составлял <...> рублей.

Вместе с тем, судом установлено, и не оспаривалось истицей, при подсчете её заработка был применен коэффициент осовременивания ее среднемесячного заработка 1,47, который никакими нормативными правовыми актами не предусмотрен. В результате ее среднемесячный заработок увеличился до <...> рублей. Кроме того, верхний размер пенсии определен не из 2,3 должностного оклада истца (<...> рублей), а из 2,3 оклада по соответствующей должности по состоянию на <дата> (<...> рубля).

Таким образом, судом при разрешении спора было установлено, что на момент назначения Метлиной Л.А. в <дата> пенсии за выслугу лет ее размер был исчислен в большем размере, чем предусматривалось действующей редакцией Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области». Поэтому повышение верхнего предела пенсии до ежемесячного денежного содержания с <дата> никак не отразилось на пенсии истца, поскольку ее ежемесячное денежное содержание на момент увольнения <дата> составляло <...> рублей (<...>).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Положения «О денежном содержании муниципальных служащих города Мценска», утвержденного Решением Мценского городского Совета народных депутатов от <дата> , предусмотрено, что размер должностного оклада начальника отдела в составе управления исчисляется исходя из коэффициента соотношения к базовому должностному окладу, равного 2,3. На момент назначения истцу пенсии по выслуге лет базовый должностной оклад муниципальных служащих г. Мценска составлял <...> рублей, а с учетом изменений, внесенных в данное Положение Решением Мценского городского Совета народных депутатов от <дата> , - <...> рублей.

Согласно ст. 6 этого Положения муниципальному служащему одновременно выплачивается ежемесячное денежное поощрение в размере 100% от должностного оклада.

Кроме того, согласно п.п. 4 п. 1 ст. 3 данного Положения, муниципальным служащим, имеющим стаж муниципальной службы свыше 15 лет, который имелся у истца, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе выплачивается в размере 30 % от установленного должностного оклада.

Таким образом, вышеперечисленные части ежемесячного денежного содержания муниципального служащего в совокупности составляют 2,3 должностного оклада муниципального служащего.

В этом же размере, исходя из среднемесячного заработка равного 2,3 должностного оклада по вышеуказанной должности муниципальной службы, истцу была рассчитана пенсия по выслуге лет с <дата>, которую она получает до настоящего времени.

Установив изложенные обстоятельства, и исходя из того, что с <дата> пенсия за выслугу лет была установлена истцу по верхнему пределу, который для Метлиной Л.А. с <дата> не изменился, суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренных действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Мценска, оснований для перерасчета ранее назначенной истцу пенсии с <дата>, не имелось.

В связи с чем, судом было обоснованно отказано Метлиной Л.А. в перерасчете пенсии с <дата>

Правильным является также вывод суда об отказе Метлиной Л.А. в индексации с <дата> размера её ежемесячного денежного содержания, включающего оклад, надбавку за стаж и надбавку за квалификационный разряд, исходя из роста МРОТ, поскольку такая индексация не предусмотрена никакими нормативными правовыми актами.

Обоснованным является и вывод суда об отказе в удовлетворении требований Метлиной Л.А. о взыскании за период с <дата>. по <дата>. денежных средств, полагающихся ей, как лицу, имеющему на иждивении нетрудоспособного члена семьи.

В соответствии со ст. 3 Положения «О порядке назначения перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске», утвержденного Решением Мценского городского Совета народных депутатов от <дата>. , действующей в редакции на момент назначения истице пенсии за выслугу лет, муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о рудовых пенсиях.

Ст. 5 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции, действующей до 01.01.2010г., предусматривалось, что трудовая пенсия по старости может состоять из базовой части, страховой части и накопительной части.

В соответствии с п.3 ст.14 вышеуказанного закона в той же редакции, лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер базовой части трудовой пенсии по старости при наличии одного такого члена семьи устанавливается в фиксированной сумме рублей в месяц.

В действующей редакции указанного закона, регулирующей правоотношения в сфере обеспечения, возникшие с 01.01.2010г., при определении страховой части вводится понятие фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (ст.14 указанного закона) и понятие валоризации т.е. повышения величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица ( ст. ст.30.1, 30.2 закона).

В связи с этим, с 1 января 2010г. в соответствии с п.3 ст.14 Федерального закона от 15.12 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» ( в ред. от 24.07.2009г. №213-ФЗ) при определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном п.1 настоящей статьи, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи.

С целью приведения в соответствии с действующим федеральным законодательством Решением Мценского городского Совета народных депутатов от <дата> внесены соответствующие изменения в ст.3 Положения «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске», утвержденное Решением Мценского городского Совета народных депутатов от <дата>. , действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2010г., и предусмотрено, что муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом страховой части пенсии по старости, либо за вычетом государственной пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с федеральным законодательством о рудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении. При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном настоящим Положением, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет при наличии инвалидности 1 группы; размер доли страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), исчисленной в соответствии с Федеральным законом «О рудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из расчетного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения трудовой пенсии по старости за период не менее 12 полных месяцев работы и (или( иной деятельности, включая суммы её увеличения в связи с индексаций (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 указанного Федерального закона, а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии в Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Аналогичные изменения с этой же даты были внесены в ст. 53 Закона Орловской области -ОЗ «О государственной гражданкой службе Орловской области».

В соответствии с ч.1 и 2 ст.24 Закона РФ от 02.03.2007г. №25 ФЗ (в ред. от 17.07.2009г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации».

Судом установлено, что администрацией г. Мценска был произведен перерасчет пенсии за выслугу лет Метлиной Л.А. за период с <дата>. и по настоящее время при начислении пенсии за выслугу лет не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав. Указанные обстоятельства, истицей в судебном заседании не оспаривались.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрено взыскание указанных сумм за период с <дата>. по <дата>., то судом правильно было отказано истице и в удовлетворении данной части исковых требований.

Поскольку доводы жалобы истицы об отмене решения суда аналогичны тем, что ею выдвигались в ходе судебного разбирательства и судом им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия согласна, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Мценского районного суда Орловской области 07 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Метлиной Л. А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: