О возмещении ущерба



Дело №33-226

Докладчик: Зубова Т.Н. Федеральный судья: Майорова Л.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 февраля 2011г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Шевченко Э.Н.

судей Зубовой Т.Н. и Склярука С.А.

при секретаре Наумовой Н.М.

в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ФИО1, Алисовой С.К.

на решение Мценского районного суда Орловской области от 28 декабря 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования Тимонина Ю.Н. и Карпова Г.М. удовлетворить частично.

Взыскать солидарно с ФИО2 и ФИО1, а в случае отсутствия у них самостоятельного заработка в субсидиарном порядке с Алисова Е.С., Алисовой С.К. и Самохваловой Н.И. возмещение материального ущерба в пользу Тимонина Ю.Н. в размере <...> и расходы по госпошлине <...>, а всего <...>; в пользу Карпова Г.М. - <...>, расходы на оплату услуг представителя - <...>, а всего <...>.

В удовлетворении остальной части иска Тимонину Ю.Н. и Карпову Г.М. отказать.

Взыскать солидарно с ФИО2 и ФИО1, а в случае отсутствия у них самостоятельного заработка в субсидиарном порядке с Алисова Е.С., Алисовой С.К. и Самохваловой Н.И. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Мценск в размере <...>».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав Алисову С.К., представителей Алисовой С.К. и ФИО1 адвоката Шоренко А.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Тимонина Ю.Н. по доверенности Щукина К.Н, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тимонин Ю.Н. обратился в суд с иском к ФИО2, Самохваловой Н.И., ФИО1, Алисову Е.С., Алисовой С.К. о возмещении ущерба.

В обоснование заявленных требований указывал, что в ночь с 21 на 22 июля 2010 года несовершеннолетние ФИО2 и ФИО1 проникли в его гараж с целью слить бензин из его автомобиля, находившегося в данном гараже.

Слив бензин, ФИО2 и ФИО1 в темноте стали искать крышку от канистры, освещая помещение гаража спичками, в результате чего в гараже произошло возгорание.

В результате пожара сгорел гараж и принадлежащий ему автомобиль, а также находившийся в гараже электроинструмент (сварочный аппарат, циркулярная пила, шлифовальный станок, дрель) и хозяйственный инвентарь.

Всего сумма ущерба составила <...>, затраты на оценку автомобиля в размере <...>.

В связи с этим просил суд взыскать солидарно с несовершеннолетних ФИО2 и ФИО1, а при отсутствии у них самостоятельного заработка в субсидиарном порядке с их родителей - ответчиков Самохваловой Н.И., Алисовой С.К. и Алисова Е.С., материальный ущерб в размере <...> и расходы по оплате госпошлины <...>.

Впоследствии истец Тимонин Ю.Н. отказался от исковых требований в части материального ущерба, связанного с уничтожением гаража и электроинструмента, и просил суд взыскать с ответчиков только материальный ущерб за сгоревший автомобиль <...> в размере <...>.

Определением суда от 23.12.2010 г. принят отказ истца Тимонина Ю.Н. от указанной части исковых требований и в данной части производство по делу прекращено.

Кроме того, в суд с иском к ФИО2, Самохваловой Н.И., ФИО1, Алисову Е.С., Алисовой С.К. о возмещении ущерба обратился Карпов Г.М., который определением суда был привлечен к участию в деле в качестве соистца.

В обосновании заявленных требований Карпов Г.М. указывал, что сгоревший гараж, а также находившийся в нем электроинструмент и хозяйственный инвентарь, принадлежали ему на праве собственности.

Указывал, что стоимость работ по восстановлению сгоревшего гаража составляет согласно смете <...>, стоимость сгоревшего электроинструмента он оценивает в <...>, а всего сумма причинённого ему ущерба составила <...>.

Уменьшив размер ущерба, просил суд взыскать с ответчиков в возмещение причинённого ему вреда <...>, а также расходы на оплату услуг представителя - <...>

Судом постановлено обжалуемое решение.

В кассационной жалобе ФИО1 и Алисов С.К. просят решение суда отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют доказательства вины ФИО1 и ФИО2 в причинении материального ущерба истцам, поскольку судом не установлено, что при проникновении в гараж несовершеннолетние использовали открытый огонь.

Указывают на то, что суд необоснованно отказал им в допросе специалиста отдела государственного пожарного надзора и начальника отдела государственного пожарного надзора по г. Мценску для выяснения обстоятельств пожара.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу абз.1 и абз.2 п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно ч.1 ст.1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

В соответствии с п.1 и абз.1 п.2, п.3 ст.1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующей организации по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Из материалов дела усматривается, что в ночь с 21 на 22 июля 2010 года несовершеннолетние ФИО2 и ФИО1 через открытое окно проникли в гараж, принадлежащий Карпову Г.М., расположенный по адресу: <адрес>, где стали сливать бензин в принесенную с собой 5-литровую канистру.

Слив бензин, они стали искать крышку от канистры, чтобы ее закрыть. Так как было темно, ФИО1 и ФИО2 стали освещать помещение гаража спичками, в результате чего произошло возгорание внутри гаража. Не сумев потушить огонь, ФИО1 и ФИО2 покинули гараж обратно через окно, и ушли домой.

Указанные обстоятельства подтверждаются:

-материалом проверки ОВД по г. Мценску и Мценскому району;

-постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от <дата>;

-техническим заключением по исследованию причины пожара от <дата> отдела государственного пожарного надзора по г. Мценску, из которого следует, что наиболее вероятной версией возникновения пожара является неосторожное обращение с огнём.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО3, ФИО4, ФИО5. ФИО6 также пояснили, что со слов односельчан им стало известно, что причиной пожара послужило неосторожное обращение с огнём несовершеннолетними ФИО1 и ФИО2, которые проникли в гараж с той целью, чтобы слить бензин из автомашины.

Ответчики ФИО1 и ФИО2 в суде первой инстанции также не отрицали, что в ночь с 21 на 22 июля 2010 года они находились в гараже, где произошел пожар, в результате которого истцам причинен материальный ущерб.

В результате пожара сгорел деревянный гараж, принадлежащий Карпову Г.М., и находившийся в нем автомобиль <...>, государственный номер <...>, <дата> выпуска, принадлежащий Тимонину Ю.Н.

То обстоятельство, что гараж принадлежит Карпову Г.М., подтверждается справкой администрации <...>, из которой видно, что согласно записи в похозяйственной книге , лицевой счёт за Карповым Г.М. числится гараж, расположенный на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности (л.д. 37), свидетельством о праве собственности на землю, выданное Карпову Г.М. <дата> (л.д. 173).

Факт принадлежности сгоревшей в гараже автомашины <...> Тимонину Ю.Н. подтверждается сообщением МОТОТРЭР ГИБДД УВД по Орловской области, карточками проверки по учетам (л.д. 28, 29-32).

Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пожар в гараже, принадлежащем Карпову Г.М., по причине которого сгорел гараж с находящимся в нем автомобилем <...>, принадлежащем Тимонину Ю.Н., возник в результате совместных действий несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2

Поэтому они должны солидарно возместить истцам причиненный пожаром материальный ущерб.

Определяя размер причиненного Тимонину Ю.Н. материального ущерба в размере <...>, суд правомерно положил в основу заключение эксперта ООО «<...>» и отчет об оценке ООО «<...>», сделанных в рамках назначенной и проведенной по делу автотовароведческой экспертизы (л.д.129-160).

При определении размера ущерба, причиненного Карпову Г.М., в размере стоимости сгоревшего деревянного гаража, суд обоснованно руководствовался сметой на общестроительные работы, выполненной ОАО «<...>» на общую сумму <...> (л.д. 165-167).

Допрошенная судом первой инстанции в качестве свидетеля специалист ОАО «<...>» ФИО7, выполнившая смету, полностью подтвердила произведенный ею расчет затрат и стоимости материалов.

Вместе с тем, из данной сметы суд правомерно исключил работы и стоимость материалов по устройству смотровой ямы, поскольку в гараже истца смотровая яма отсутствовала.

Таким образом, размер ущерба, причиненного Карпову Г.М., судом определен правильно в размере <...>, в пределах заявленных им исковых требований о возмещение материального ущерба за гараж.

Также обоснованным является отказ суда в удовлетворении исковых требований Карпова Г.М. в части возмещения ущерба, причиненного в результате пожара за сгоревший электроинструмент и хозяйственный инвентарь, поскольку принадлежность данного имущества Карпову Г.М. с указанием его конкретной стоимости никакими письменными доказательствами в суде не подтвердилась.

При разрешении спора судом первой инстанции бесспорно установлено, что возраст несовершеннолетних ФИО1, <дата><...>, а ФИО2, <дата>- <...>.

Несовершеннолетний ФИО1 является сыном Алисова Е.С. и Алисовой С.К., а несовершеннолетний ФИО2 является сыном Самохваловой Н.И.

Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований истцов Тимонина Ю.Н. и Карпова Г.М. о взыскании материального ущерба солидарно с ФИО2 и ФИО1, а в случае отсутствия у них самостоятельного заработка в субсидиарном порядке с Алисова Е.С., Алисовой С.К. и Самохваловой Н.И.

Довод кассационной жалобы ФИО1 и Алисовой С.К. о том, что отсутствуют доказательства вины ФИО1 и ФИО2 в причинении материального ущерба истцам, является несостоятельным и не влечёт отмену решения суда, поскольку противоречит установленным по делу доказательствам.

Ссылка в жалобе на то, что суд необоснованно отказал в допросе в качестве специалиста отдела государственного пожарного надзора и начальника отдела государственного пожарного надзора по г. Мценску для выяснения обстоятельств пожара, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку у суда имелось достаточно доказательств для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Мценского районного суда Орловской области от 28 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО1, Алисовой С.К. – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: