Дело №33-211 Докладчик: Зубова Т.Н. Федеральный судья: Ракова Н.Н. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 18 февраля 2011г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: Председательствующего Циркуновой О.М. судей Зубовой Т.Н. и Сабаевой И.Н. при секретаре Наумовой Н.М. в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе судебного пристава-исполнителя <...>. на решение Северного районного суда г. Орла от 17 декабря 2010 года, которым постановлено: «Жалобу ООО «Грандалта Логистикс» в лице представителя, действующего по доверенности ФИО1 на постановление судебного пристава-исполнителя <...> от 25.10.2010г. об оценке вещи или имущественного права удовлетворить. Признать недействительным постановление судебного пристава - исполнителя <...> об оценке вещи или имущественного права от 25.10.2010г. в части принятия отчета от <дата> № об оценке рыночной стоимости имущества ООО «Грандалта Логистикс» в размере <...> (без учета НДС)». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав представителя судебного пристава исполнителя Северного РОСП УФССП Орловской области Житкова А.В. по доверенности Аксютину Т.А., поддержавшую доводы кассационной жалобы, пояснения взыскателей Нефёдова А.С., представителя ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Горохову Н.Н., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ООО «Грандалта Логистикс» в лице представителя ФИО1 обратилось в суд с заявлением об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя <...>. В обоснование заявленных требований указывало, что 17.08.2010г. в рамках исполнительного производства в отношении должника ООО «Грандалта Логистикс» был наложен арест на его имущество - автомобиль <...>, для проведения оценки которого судебным приставом-исполнителем был привлечен оценщик ФИО2 Постановлением судебного пристава исполнителя <...> от 25.10.2010г был принят отчет ФИО2 об оценке рыночной стоимости имущества- автомашины <...>, согласно которому стоимость арестованного автомобиля была установлена в размере <...>, а по постановлению о внесении изменений в постановление об оценке вещи или имущественного права от 25.10.2010г., стоимость имущества была определена в сумме <...>. Однако, согласно отчету об оценке вышеназванного имущества, проведенной ООО «<...>» по заказу ООО «Грандалта Логистикс», рыночная стоимость арестованного имущества (автомобиля <...>) составила <...>. В связи с этим ООО «Грандалта Логистикс», полагая, что оценщиком ФИО2 и судебным приставом-исполнителем определена не рыночная стоимость арестованного имущества, просило суд признать недействительным постановление СПИ <...> об оценке вещи или имущественного права от 25.10.2010г. в части принятия отчета от <дата> №г. об оценке рыночной стоимости имущества ООО «Грандалта логистикс» в размере <...>. Судом постановлено обжалуемое решение. В кассационной жалобе судебный пристав исполнитель <...> просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что у суда не имелось законных оснований для отмены постановления судебного пристава, и соответственно вывод суда о том, что в отчете об оценке № специалистом ФИО2 указана не рыночная стоимость объекта оценки, а ликвидационная, противоречит действующему законодательству. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является специалист-оценщик ОГУП ОЦ «<...>» ФИО2, поскольку обжалованию подлежит стоимость объекта оценки, указанная в отчёте специалиста об оценке вещи или имущественного права. Полагает, что судом не установлены обстоятельства, в силу которых отчет об оценке ОГУП ОЦ «<...>» не соответствует установленным целям оценки, произведен с нарушением Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности и утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 №519, а стоимость объекта оценки, указанная в данном отчете является недействительной. Ссылается на то, что отчет, произведенный специалистом ООО «<...>» и положенный судом в основу решения, произведен с нарушением Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности и утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 №519, поскольку оценка автомобиля производилась только на основании фотографий, представленных заказчиком, внутренний осмотр объекта оценки не производился, приведенные аналоги являются автомобилями отечественного производства, что не позволяет считать их аналогами. Указывает на то, что суд в решении не указал, каким образом судебному приставу-исполнителю следует восстановить нарушенные права заявителя. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в виду нарушения норм материального права. Удовлетворяя заявление ООО «Грандалта Логистикс» об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя <...>, суд первой инстанции обосновал свой вывод тем, что постановление судебного пристава-исполнителя от 25.10.2010г. об утверждении отчета от <дата> об оценке рыночной стоимости имущества (автомобиля <...>) в размере <...> не соответствует требованиям Закона об исполнительном производстве и нарушает права и законные интересы должника в исполнительном производстве. Однако данный вывод суда судебная коллегия считает ошибочным. В соответствии с ч.1 ст.441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). В силу п.1 ст.36 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи. Согласно п. 1, пп.1 п.2, п.4 ст. 85 названного Закона оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества. Статьёй 69 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен порядок обращения взыскания на имущество должника. В соответствии с п.1, п.3, п.8 ст. 87 названного Закона реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации. Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Материалами дела установлено, что в <...> РОСП <...> на исполнении находится сводное исполнительное производство №, возбужденное в отношении ООО «Грандалта Логистикс» о взыскании задолженности в пользу физических лиц по заработной плате, в пользу бюджетной системы налоговых платежей и государственной пошлины. 17.08.2010г. судебным приставом-исполнителем составлен акт описи и ареста имущества должника - автомобиля «<...> <...><...>, предварительная стоимость которого составила <...>. Поскольку единственным, отобранным Государственным контрактом на оказание услуг по оценке арестованного имущества должников является специалист – оценщик ОГУП «<...>», постановлением судебного пристава-исполнителя 07.09.2010г для дачи заключения о действительной стоимости арестованного имущества для реализации в качестве специалиста назначен специалист указанного учреждения. 25.10.2010г. из ОГУП ОЦ «<...>» получен отчет об оценке № от <дата> тягача «<...>», принадлежащего должнику, согласно которому итоговая рыночная стоимость объекта оценки составила <...>, а рыночная стоимость объекта оценки без учета НДС <...>. 25.10.2010г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об оценке вещи или имущественного права, согласно которому он постановил принять отчет № от <дата> и установил стоимость имущества в сумме <...>. 25.10.2010 судебным приставом-исполнителем было принято постановление о внесении изменений в постановление об оценке вещи или имущественного права от <дата>, поскольку в нем была допущена описка в стоимости имущества. Согласно данному постановлению стоимость имущества составила <...>. Указанные обстоятельства подтверждаются актом о наложении ареста (описи имущества) от 17.08.2010 г., постановлением об участии специалиста в исполнительном производстве, отчетом № ОГУП «<...>», постановлением об оценки вещи или имущественного права от 25.10.2010 г., постановлением о внесение изменений в постановление об оценке вещи или имущественного права (л.д.90-92,93,94-119,9,8). Не согласившись со стоимостью арестованного имущества (автомобиля «<...>») ООО «Грандалта Логистике» обратилось в ООО «<...>», которым была проведена оценка рыночной стоимости данного автомобиля «<...>», и она была определена в размере <...> (л.д.37-83). Согласно показаниям допрошенного в суде первой инстанции специалиста - оценщика ОГУП ОЦ «<...>» ФИО2, ею определена стоимость арестованного имущества - автомобиля «<...>» с учетом того, что данное имущество арестовано и будет реализовываться в ограниченные сроки в условиях вынужденной реализации, то есть фактически ею была определена ликвидационная стоимость имущества. Согласно показаниям допрошенного в суде первой инстанции специалиста - оценщика ООО «<...>» ФИО3, ею была проведена оценка рыночной стоимости автомобиля «<...>» без учета того, что данное имущество будет реализовываться в определенные сроки в рамках исполнительного производства. Между тем согласно п.6 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного Приказом от 20 июля 2007 года №255 Минэкономразвития Российской Федерации при определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме. Возможность отчуждения на открытом рынке означает, что объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов, при этом срок экспозиции объекта на рынке должен быть достаточным для привлечения внимания достаточного числа потенциальных покупателей. Разумность действий сторон сделки означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя. Полнота располагаемой информации означает, что стороны сделки в достаточной степени информированы о предмете сделки, действуют, стремясь достичь условий сделки, наилучших с точки зрения каждой из сторон, в соответствии с полным объемом информации о состоянии рынка и объекте оценки, доступным на дату оценки. Отсутствие чрезвычайных обстоятельств означает, что у каждой из сторон сделки имеются мотивы для совершения сделки, при этом в отношении сторон нет принуждения совершить сделку. В соответствии с п.9 названного Федерального стандарта оценки при определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным. В данном случае, условия реализации оцениваемого объекта в рамках осуществления процедуры исполнительного производства не соответствуют представленному выше определению рыночной стоимости по следующим позициям: - в рамках процедуры исполнительного производства отсутствует добровольность продавца, и судебный пристав-исполнитель в соответствии с действующим законодательством «Об исполнительном производстве» обязан реализовать имущество должника для достижения целей исполнительного производства (правильное и своевременное исполнение судебных актов), направленных на удовлетворение требований взыскателя; - условия реализации оцениваемого объекта в рамках процедуры исполнительного производства не предполагают предоставление потенциальным покупателям достаточного (нормального) срока для изучения реализуемого объекта и рыночных условий его реализации, кроме того, основной целью реализации имущества предприятия-должника является правильное и своевременное исполнение судебных актов для удовлетворения требований кредиторов, то есть в интересах взыскателя, а не максимизация прибыли, то есть действие в интересах должника; - публичная оферта оцениваемого объекта на открытом рынке в рамках процедуры исполнительного производства не является типичной, поскольку законодательно ограничена по времени, по процедуре реализации и целям продажи объекта; - имущество должника реализуется на рынке в интересах взыскателя, но никак не в интересах его собственника. Кроме того, в законодательстве напрямую указано, что обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию (п. 1 ст. 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Поскольку продажа объекта является необходимым условием для достижения целей исполнительного производства, в наличии фактор принуждения к совершению сделки. Таким образом, с учетом анализа действующего законодательства, условия реализации оцениваемого объекта в рамках процедуры исполнительного производства, утвержденные судебным приставом-исполнителем, более всего соответствуют определению ликвидационной стоимости объекта, указанному в п. 9 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом от 20 июля 2007 года №255 Минэкономразвития Российской Федерации: при определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным. Поэтому судебный пристав исполнитель обоснованно принял отчёт об оценке оценщика ОГУП «Орловский центр «<...>», которым правомерно были применены понижающие коэффициенты при окончательном определении рыночной стоимости имущества. Учитывая изложенное, у суда не имелось законных оснований для признания незаконным обжалуемого постановления судебного пристава исполнителя. При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене. Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно и в полном объёме, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ООО «Грандалта Логистикс» в лице представителя ФИО1 об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя <...> от 25.10.2010г. об оценке вещи или имущественного права. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Северного районного суда г. Орла от 17 декабря 2010 года отменить. В удовлетворении заявления ООО «Грандалта Логистикс» в лице представителя ФИО1 об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя <...> от 25.10.2010г. об оценке вещи или имущественного права – отказать. Председательствующий судья: Судьи: