Об устранении препятствий в пользовании земельным участком



Дело №33-368

Докладчик: Зубова Т.Н. Федеральный судья: Окороковой Э.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2011г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Саниной Л.Л.

судей Зубовой Т.Н. и Ларионовой С.В.

в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Смородиной Р.В.

на решение Ливенского районного суда Орловской области от 21 декабря 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Смородиной Р.В. и встречного требования Шиловой В.М. об установлении граничной линии отказать.

Обязать Смородину Р.В. перенести компостную кучу, распо­ложенную на участке по <адрес> вдоль стены гара­жа, принадлежащего Шиловой В.М., с отступом на рас­стояние не менее <...> от стены данного гаража.

Взыскать со Смородиной Р.В. в пользу Шиловой В.М. судебные расходы по уплате госпошлины в размере <...>».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Смородина Р.В. обратилась в суд с иском к Шиловой В.М. об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

В обоснование заявленных требований указывала, что владелица земельного уча­стка по <адрес> ответчица Шилова В.М. нарушила смежную границу с её земельным участком .

Ссылалась на то, что со дня выделения ей земельного участка его граничные линии по фа­садной и тыльной сторонам были равными <...> м., расстояние в срединной части участка также равнялось <...> м.

Линия, соединяющая точки по фасадной стороне и тыльной стороне её земельного участка со стороны земельного участка ответчицы, проходила несколько вкось, создавая небольшой клин земли, оста­вавшийся за гаражной стеной, использовавшийся для об­служивания её гаража.

Считала, что Шилова В.М. самовольно захватила часть её земельного участка, возведя свой гараж с выступом вглубь участка на <...> см., а за гаражом ответчица перенесла установленный ранее забор на <...> см. в сторону её земельного участка.

Таким образом, по мнению истицы, в результате действий ответчицы, площадь её земельного уча­стка уменьшилась на <...> кв.м., поэтому вместо положенных <...> кв.м., площадь земельного участка стала равной <...> кв.м.

В связи с этим, уточнив исковые требования, просила суд восстановить граничную линию, перенеся смежную границу в сто­рону участка по линии гаража ответчицы на <...> м и <...> м ; выделить ей в качестве компенсации земли, занятой гаражом ответчицы, по тыльной стороне участке часть земли: шириной - <...> м. по тыльной границе в сторону участка ответчицы, длиной -<...> и дополнительно рас­стояние от точки окончания линии длиной <...> м до точки соединения со смежной границей, которая по тыльной стороне гаража истицы должна сместиться в сторону участка на <...> м.

Не согласившись с исковыми требованиями, ответчица Шилова В.М. обратилась в суд со встречным иском к Смородине Р.В. об установлении межевой границы между земельными участками и устранении препятствий в пользовании земельным участком.

В обоснование заявленных требований указывала, что Смородина Р.В. самовольно передвинула межевые разметки, захватив часть выделенной ей земли, вследствие чего по фасадной стороне её участка граничная линия уменьшилась на <...> м.

Кроме этого, Смородина Р.В. вплотную к стене гаража разместила компостную кучу.

В связи с этим просила суд восстановить граничную линию по фасадной стороне земельного участка, пе­ренеся ее на <...> м в сторону участка Смородины Р.В., а также обязать Смородину Р.В. перенести компостную кучу от стены её гаража.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В кассационной жалобе Смородина Р.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что у суда не имелось законных оснований для отказа ей в иске.

Указывает на то, что судом неправильно определена ширина и длина её земельного участка.

Ссылается на то, что при разрешении спора суд не привлёк специалистов, имеющих специальные знания и навыки, которые могли бы дать заключение по порядку определения ширины, длины участка, и, соответственно, его площади.

Полагает, что суд необоснованно не принял во внимание расписку Шиловой В.М., из содержания которой следует, что уменьшение размера её земельного участка произошло в связи с тем, что она уступила часть земельного участка соседу, проживающему в домовладении .

Считает, что суд не принял во внимание строительство ответчицей гаража, расположенного на спорной границе.

Кроме того, по мнению истицы, суд необоснованно обязал её перенести компостную кучу, фактически изъяв у нее не менее <...> кв.м. земли.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п.9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О госу­дарственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного уча­стка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в до­кументе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших ме­стоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусст­венного происхождения, позволяющих определить местоположение границ зе­мельного участка.

Как установлено материалами дела, Смородина Р.В. является собственником дома расположенного на земельном участке площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>.

В доме она проживает с <дата> года. Указанный земельный участок принадлежит ей на праве пожизненного наследуемого владения с <дата>.

Собственником соседнего домовладения с <дата> года является ответчица Шилова В.М. по праву наследования. Ранее собственником указанного домовладения являлся ФИО1, муж ответчицы.

Шилова В.М. проживает в доме с <дата> года.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Первичная техническая инвентаризация жилого дома и хозстроений на имя собственника - Смородиной Р.В., размещенных на участке по вышеуказанному адресу, была произведена в <дата>, основанием учета послужил до­говор застройки от <дата>. Площадь участка, выделенного местным горкомхозом, по документам составляла <...> кв.м., фактически отмечено по учетным данным на <дата> - <...> кв.м. Согласно первичному генеральному плану домовладения , изготовленному техником-инвентаризатором по со­стоянию на <дата>, длина граничных линий по фасадной и тыльной сторонам отмечена равной - <...> м, длина смежной граничной линии с участком - <...> м., в срединной части ширина участка составляет - <...> м.

В последующем по записям технического учета, текущие изменения фиксиро­вались на даты : <дата>, <дата> и <дата>, разметка гранич­ных линий была указана без изменений. Генеральных планов, отражающих по­следующее изменение граничных линий, не составлялось.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании архивным техническим паспортом домовладения по <адрес>, предоставленным по за­просу суда Ливенским филиалом ОГУП ОЦ «<...>».

В техническом паспорте домовладения , находящегося у истицы, имеется описание генерального плана домовладения на <дата>, аналогичное вышеуказанным описаниям.

Судом установлено, что согласно первичных учетных данных инвентаризация строений на участке , общей площадью <...> кв.м., была произведена за собственником ФИО1 по состоянию на <дата> на основании договора застройки от <дата>.

Даты технического учета и составления генеральных планов домовладения в техническом паспорте указаны: - <дата>, <дата>, <дата>, <дата> На всех планах домовладения длины граничных линий указаны следующие : по фасадной и тыльной сторонам -<...>., по смежной границе с участком - <...>, ширина участка в его сре­динной части - <...> м.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании архивным техническим паспортом до­мовладения по <адрес>, предоставленным по запросу суда из архива Ливенского филиала ОГУП ОЦ «<...>».

Кадастровый учет участка владельцем земли - Шиловой В.М. в настоящее время не проводился, межевание пройдено только с владельцем уча­стка - ФИО2, у которого с Шиловой В.М. споров по смежной граничной линии не имеется.

Кадастровый учет участка был произведен без установления границ участка в соответствии с действую­щим законодательством.

То обстоятельство, что фактическая площадь земельного уча­стка, принадлежащего Смородине Р.М., на дату его обследования <дата> составила <...> кв.м. в границах : по фасаду -<...> м, по тыльной стороне - <...> м., по границе с участком - <...> м., по границе с участком - <...> м., подтверждаются межевым делом, изготовленным Смородиной Р.В., из которого также следует, что согласование границ было произведено только с владельцем участка , согласование границ с Шиловой В.М. отсутствует, а также замерами, произведёнными судом с привлечением специалиста в ходе судебного разбирательства.

При этом судом было установ­лено, что ширина участка в срединной его части на уровне гаража ответчицы Шиловой В.М. составляет - <...> м.

При обследовании земельного участка Шиловой В.М. судом первой инстанции было установлено, что длина фасадной линии земельного участка составила - <...> м, расстояние от угла жилого дома до границы с участком - <...> м., по тыльной стороне длина участка Шиловой В.М. составила - <...> м., в срединной части ширина участка составила - <...> м.

Длины фасадных линий участков и составили - по <...> м. каждого.

Таким образом, суд установил, что как по фасадной, так и по тыльной стороне участка ответчицы Шиловой В.М. не имеется превышения размеров, зафиксированных в генеральных планах ее домовладения, а на­оборот установлено изменение длин граничных линий в сторону уменьшения. При этом превышение на <...> см ширины участка Шиловой В.М. в срединной его части суд правильно признал незначительным.

Установив изложенное, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в изменении граничных линий как по требованию истицы Смородиной Р.В., так и по встречному иску Шило­вой В.М., поскольку судом не установлено действий со стороны собственников смежных земельных участков, направленных на изменение гранич­ных линий путем захвата части земельных участков.

Кроме того, при разрешении спора суд обоснованно исходил из длительности фактического пользования сторонами граничными линиями в тех размерах, которые зафиксированы в ходе осмотра участков на день судебного разбирательства.

Вместе с тем, при осмотре стены гаража, принадлежащего Шиловой В.М., со стороны участка , судом было установлено, что в непосредственной близости от стены разме­щена компостная куча, в которую по объяснениям истицы Смородиной Р.В., складируются остатки растительности с участка и ветви деревьев для образова­ния компоста.

Учитывая, что размещение остатков растительности с целью изготовления компоста произведено без каких-либо специальных емкостей, которые могли бы предотвратить негативные последствия разложения растительных остатков на фундамент и стену гаража, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил встречные требования Шиловой В.М. о переносе компостной кучи на расстояние не менее <...> от стены ее гаража, по­скольку это устранит нарушение ее прав в отношении данного строения и обес­печит нормальную циркуляцию воздуха в месте прохождения гаражной стены.

Довод жалобы Смородиной Р.В. о том, что судом неправильно определена ширина и длина её земельного участка, противоречит установленным по делу обстоятельствам.

Не влечёт отмену решения суда ссылка кассатора на то, что при разрешении спора суд не привлёк специалистов, имеющих специальные знания и навыки, которые могли бы дать заключение по порядку определения ширины, длины участка, и, соответственно, его площади, поскольку обстоятельства дела судом были установлены правильно и при выходе на место суд производил замеры земельных участков с привлечением специалиста инженера- геодезиста ФИО3

Не влияет на законность принятого судом решения довод жалобы Смородиной Р.В. о том, что суд необоснованно не принял во внимание расписку Шиловой В.М., из содержания которой следует, что уменьшение размера её земельного участка произошло в связи с тем, что она уступила часть земельного участка соседу, проживающему в домовладении , так как судом бесспорно установлено отсутствие нарушение прав истицы со стороны ответчицы Шиловой В.М.

Утверждение в жалобе Смородиной Р.В. о том, что суд не принял во внимание строительство ответчицей гаража, расположенного на спорной границе является несостоятельным, поскольку вопрос о сносе гаража по её исковому заявлению был предметом судебного разбирательства и имеется вступившее в законную силу решение суда, которым в удовлетворении её исковых требований отказано.

Ссылка в жалобе истицы на то, что суд необоснованно обязал её перенести компостную кучу, фактически изъяв у нее не менее <...> кв.м. земли, является необоснованной, поскольку наличие компостной кучи в непосредственной близости от гаража приводит к нарушению имущественных прав Шиловой В.М.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ливенского районного суда Орловской области от 21 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Смородиной Р.В.- без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: