о включении периода работы в стаж и назначении пенсии досрочно



Дело № 33-812

Докладчик Ларионова С.В. Федеральный судья Коптева А.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе судей:

председательствующего Циркуновой О.М.

судей Зубовой Т.Н., Ларионовой С.В.

при секретаре Алдошиной М.В.

в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 26 апреля 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ловчиковой <...> к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с даты первоначального обращения к ответчику, удовлетворить.

Включить период работы Ловчиковой <...> с 11 марта 1990 года по 15 января 1991 года в должности медсестры в детском саду-яслях №36 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. №73-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Ловчиковой Татьяне Анатольевне выплату пенсии с 05 марта 2011 года».

Заслушав дело по докладу судьи Ларионовой С.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ловчикова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с даты первоначального обращения к ответчику.

В обоснование требований указывала, что, имея стаж, необходимый для назначения пенсии по старости на льготных условиях, она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении пенсии по старости на льготных условиях, где ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа.

Ответчиком не включен в ее стаж на соответствующих видах работ период работы с 11.03.1990 года по 15.01.1991г. в должности медсестры детского сада- яслей №36, поскольку учреждение «детский сад-ясли» не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списков №781 и №516.

Полагая отказ необоснованным, первоначально просила суд признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью; обязать ответчика выплатить задолженность досрочной трудовой пенсии со дня обращения к ответчику; включить в трудовой стаж период работы в детском саду-яслях №36 в должности медсестры физиокабинета с 11.03.1990 года по 15.01.1991 года.

В судебном заседании требование уточнила и окончательно просила суд включить период работы с 11.03.1990 года по 15.01.1991 года в должности медсестры в детском саду- яслях №36 в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с даты первоначального обращения к ответчику, то есть с 05 марта 2011г.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управлением Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывается, что период работы в должности медицинской сестры в детском саду- яслях № 36 с 11.03.1990 года по 15.01.1991 года не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ, так как указанное учреждение не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка № 781, а также ранее действовавшими списками.

Полагает, что права на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Ловчикова Т.А. не имеет, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Также указывает, что в связи с тем, что отказ пенсионного органа истице в досрочном назначении пенсии не признан судом необоснованным, то у суда не было законных оснований для удовлетворения требования Ловчиковой Т.А. о назначении ей пенсии с момента первоначального обращения в пенсионный орган.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области Пальчиковой И. В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно п. 20 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.

Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.

В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.

В тоже время, согласно анализу законодательства, регулирующего отношения, связанные с пенсионным обеспечением, данные изменения не были внесены в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959г.

Из материалов дела видно, что Ловчикова Т.А. имея среднее специальное образование с квалификацией медицинской сестры, 11 марта 1990 года в порядке перевода из Городской больницы скорой медицинской помощи им. Семашко была принята на должность медсестры в ясли - сад №36, где работала до 15 января 1991 года.

Указанное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки истицы, а также копией приказа отдела народного образования исполкома Заводского районного Совета народных депутатов №52-К-б от 11 марта 1990 года и копий приказа №17 от 05марта 1990 года по детскому саду №36, копией диплома AT №180755 от 02.07.1982г. (л.д.7-12, 13, 34,35).

В штатных расписаниях по детскому саду №36 на 1990-1991 годы указана, в том числе, должность медсестры (л.д.19-20).

Факт того, что деятельность истицы в саду- яслях была связана с медицинской деятельностью, т.к. она проводила физиопроцедуры детям с ослабленным здоровьем: кварцевание, ингаляции, процедуры по предписаниям врача, подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели <...>

Не доверять показаниям этих свидетелей у суда оснований не имелось.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к правильному выводу о том, что период работы Ловчиковой Т.А. в должности медсестры в детском саду- яслях N 36 с 11 марта 1990 года по 15 января 1991 года подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку только с 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.

Обоснованно суд удовлетворил и требование истицы о назначении ей пенсии с 05 марта 2011 года, поскольку в соответствии с п.п.1,2 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. У истцы такое право возникло с момента первоначального обращения к ответчику, т.е с 05 марта 2011 года.

В связи с изложенным, довод жалобы ответчика о том, что у суда отсутствовали законные основания для включения в специальный стаж работы периода работы истицы в должности медсестры в детском саду- яслях N 36, т.к. так как указанное учреждение не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка № 781, а также ранее действовавшими списками, не влечет отмену состоявшегося по делу решения суда, поскольку основано на неправильном толковании норм материального права.

Также не влекущим отмену решения суда является довод жалобы о том, что суд необоснованно удовлетворил требования Ловчиковой Т.А. о назначении ей пенсии с момента первоначального обращения в пенсионный орган, поскольку у истцы право на указанную пенсию возникло с момента первоначального обращения к ответчику - 05 марта 2011 года.

В кассационной жалобе не приведено доказательств, опровергающих вывод суда первой инстанции, или свидетельствующих о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу чего оснований для ее удовлетворения судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заводского районного суда г. Орла от 26 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий - судья

Судьи