Дело № 33-804 Докладчик Ларионова С.В. Федеральный судья Абрамочкина Г.А. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 01 июня 2011г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего Циркуновой О.М. судей Зубовой Т.Н., Ларионовой С.В. с участием прокурора Евтюховой Е.Н. при секретаре Алдошиной М.Ю. в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 12 апреля 2011 года, которым постановлено: «Иск Орловского транспортного прокурора к ОАО «Российский железные дороги» о ликвидации свалки бытовых отходов - удовлетворить. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Орловской дистанции пути ликвидировать свалку бытовых отходов в полосе отвода железной дороги на участке 134 км пикет 6 перегона Лужки-Паньково». Заслушав дело по докладу судьи Ларионова С.В., судебная коллегия установила: Орловский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») о ликвидации свалки бытовых отходов. В обоснование требований ссылался на то, что на основании действующего законодательства арендатор федеральных земель - ОАО «РЖД» обязано соблюдать требования пожарной безопасности в полосе отвода железных дорог и содержать их в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством. По указанным основаниям просил обязать ОАО «РЖД» в лице Орловской дистанции пути ликвидировать свалку бытовых отходов в полосе отвода железной дороги на участке 134 км пикет 6 перегона Лужки-Паньково. Судом постановлено обжалуемое решение. В кассационной жалобе ОАО «РЖД» просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права. Считает, что суд при вынесении решения не указал конкретную норму закона или подзаконного акта, согласно которой на ОАО «РЖД» лежит обязанность по уборке несанкционированной свалки бытового мусора, которая образована не из деятельности ответчика. Ссылается на то, что у суда отсутствовали законные основания для удовлетворения иска прокурора и возложении обязанности по ликвидации указанной свалки на ответчика, поскольку в силу действующего законодательства такая обязанность лежит на органе местного самоуправления. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ОАО «Российские железные дороги» по доверенности Зенова А.Р., поддержавшего жалобу, заключение прокурора Орловской транспортной прокуратуры Евтюховой Е.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В статье 42 Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушениям. На основании ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 3 Приказа МПС РФ от 15.05.1999 года № 26Ц «Об утверждении положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог» содержание полосы отвода должно соответствовать земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным требованиям, установленными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 34, 37 Федерального Закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 граждане и руководители организаций должны соблюдать правила в области пожарной безопасности. На основании п.5.1. «Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ППБО-109-92» утвержденных МПС РФ 11.11.1992 № ЦУО-112 полоса отвода железных дорог должна содержаться очищенной от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего мусора. Указанные материалы должны вывозиться с полосы отвода. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 14.07.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей природной среды и соответствовать экологическим и санитарным требованиям. Судом, при разрешении спора установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 264 от 29.04.2006 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» участок 134 км. пикет 6-7 перегона Лужки-Паньково предоставлен железной дороге на праве аренды по Договору № 21-05 от 21.04.2005г. (л.д.52-59). В соответствии с приказом № 54М1Ч-25 от 19.01.2010 «Об изменении границ административного деления по Орловской дистанции пути» указанный участок закреплен за Орловской дистанцией пути ОАО «РЖД» (л.д.12-18). В соответствии с п.4.4.6 Договора аренды от 21.04.2005г. ОАО «РЖД» обязано не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории (л.д.55). Обстоятельство того, что полоса отвода должна содержаться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации, подтвердили в судебном заседании свидетели <...> Из акта осмотра спорного участка от 25.11.2010 года <...> следует, что свалка бытового мусора находится в полосе отвода железной дороги (л.д.9) Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании <...> что свалка находится в полосе отвода железной дороги на шестом пикете 134 км перегона Лужки-Паньково (л.д.107). Поскольку должностными лицами Орловской дистанции пути ОАО «РЖД» не было принято мер, направленных на обеспечение организации работ по ликвидации свалки бытовых отходов, что создает реальные предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций и наступления негативных последствий, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. На основании изложенного довод кассационной жалобы ответчика о том, что ОАО «РЖД» не обязано производить действия по уборке свалки, т.к. не установлен виновник образования свалки бытовых отходов, является несостоятельным и не влекущим отмену решения, поскольку такая обязанность лежит на ответчике в соответствии с п. 4.4.6 Договора аренды от 21.04.2005г. Ссылка в жалобе кассатора на то, что суд при вынесении решения не указал норму закона или подзаконного акта, согласно которой на ОАО «РЖД» лежит обязанность по уборке несанкционированной свалки бытового мусора, которая образована не из деятельности ответчика, является не состоятельной и не влечет отмену решения суда, поскольку опровергается материалами дела. В кассационной жалобе не приведено доказательств, опровергающих вывод суда первой инстанции, или свидетельствующих о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу чего оснований для ее удовлетворения судебная коллегия не находит. Руководствуясь ст.ст. 360-367 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 12 апреля 2011года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения. Председательствующий - судья Судьи