О признании недействительным в части договора на передачу квартиры в собственность



Дело №33-406

Докладчик: Зубова Т.Н. Федеральный судья: Сергуниной И.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 марта 2011г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Шевченко Э.Н.

судей Зубовой Т.Н. и Герасимовой Л.Н.

при секретаре Новиковой Е.В.

в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Власовой Т.В.

на решение Верховского районного суда Орловской области от 01 февраля 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Власовой Т.В. к Администрации Верховского района о признании сделки о передаче квартиры в собственность в части участия в сделке Власовой Т.В. недействительной, и о признании Власовой Т.В. не реализовавшей ранее право на участие в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> отказать».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав представителя Власовой Т.В. по доверенности Глущенко Ю.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Власова Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации Верховского района о признании договора на передачу квартиры в собственность недействительным в части.

В обоснование заявленных требований указывала, что она обратилась в МУ «УКХ г. Орла» по вопросу приватизации квартиры, однако ей в приватизации было отказано в связи с тем, что она уже использовала свое право на приватизацию жилого помещения по адресу: <адрес>.

Ссылалась на то, что хотя на момент приватизации она и была зарегистрирована в квартире, но фактически в связи с обучением проживала в <адрес>, поэтому оформлением документов на приватизацию квартиры занималась её мать.

Согласие на приватизацию квартиры она давала в несовершеннолетнем возрасте.

Однако договор на передачу квартиры в собственность был оформлен <дата>, а совершеннолетия она достигла днём раньше, <дата>.

О том, что у неё будет утрачено в дальнейшем право на приватизацию жилья, не знала, поскольку ей объяснили, что если она дает согласие и подписывает заявление на приватизацию жилья до достижения ею 18 лет, она сможет участвовать в приватизации еще раз после совершеннолетия. Поэтому считала, что ответчиком она была введена в заблуждение.

В связи с этим просила суд признать сделку о передаче квартиры в собственность в части участия её в сделке недействительной, и признать её не реализовавшей ранее право на участие в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В кассационной жалобе Власова Т.В. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, поскольку заявление на приватизацию она писала до достижения совершеннолетия, и ей было разъяснено о праве на участие в приватизации еще раз по достижении совершеннолетия.

Ссылается на то, что лицом, оформляющим договор на передачу квартиры в собственность, был нарушен предусмотренный законом двухмесячный срок для оформления таких договоров, в связи с этим, договор был заключен на следующий день после достижения ею совершеннолетия, тем самым она лишилась права на приватизацию после достижения совершеннолетия.

Считает, что судом неверно определен момент начала течения срока исковой давности, поскольку о нарушении своих прав действиями Верховской администрации она узнала 10.09.2010 г., при обращении за справкой подтверждающей её право на приватизацию.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 (в ред. от 11.08.1994 года) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Согласно ч.1 ст.178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.

Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.

На основании ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно ч.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

В силу ч.2 ст.181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Как установлено материалами дела, 30 декабря 1996 года ФИО1 как наниматель квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, обратилась в <...> комитет по управлению имуществом с заявлением о передаче в совместную собственность занимаемой её семьей квартиры.

Согласие на приватизацию квартиры в данном заявлении выразили все члены семьи, в том числе и истица Власова Т.В.( ранее ФИО2) (л.д.5).

Согласно договору на передачу квартиры в собственность граждан от <дата> Администрация МУЖ КП передала ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 в собственность по <...> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. (л.д.6).

<дата> ФИО2 заключила брак с ФИО5, сменив фамилию ФИО2 на Власову (л.д.8)

Отказ истице в приватизации другого жилого помещения по тем основаниям, что она уже использовала свое право на приватизацию жилого помещения по адресу: <адрес>, послужил основанием для обращения истицы в суд с настоящими требованиями.

Возражая против заявленных требований, ответчик указывал на то, что истицей пропущен срок исковой давности на обращение в суд с данными требованиями.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истица Власова Т.В. пропустила годичный срок исковой давности, который установлен для предъявления требования о признании недействительной оспоримой сделки.

Однако суд первой инстанции ошибочно определил момент начала течения срока исковой давности со дня оформления договора передачи квартиры в собственность, то есть с <дата>.

Как следует из материалов дела, <дата> ФИО3, ФИО4 и Власова Т.В. подарили ФИО1 принадлежащие им по <...> доли каждому в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, что подтверждается договором дарения (л.д.24).

Таким образом, на момент заключения договора дарения истице было известно, что договор на передачу квартиры в собственность был заключен <дата>, т.е. тогда, когда ей уже исполнилось 18 лет. Следовательно, ей было известно, что она принимала участие в приватизации уже будучи совершеннолетней.

Однако с требованием о признании договора о передаче квартиры в собственность недействительным в части истица обратилась в суд 08.12.2010 года, спустя 3 года, т.е. с пропуском установленного законом годичного срока для обращения в суд.

В силу изложенного довод жалобы Власовой Т.В. о том, что судом неверно определен момент начала течения срока исковой давности, поскольку о нарушении своих прав действиями Верховской администрации она узнала 10.09.2010 г., при обращении за справкой подтверждающей её право на приватизацию, является несостоятельным и не влечёт отмену решения суда.

Не может служить основанием к отмене решения суда довод жалобы истицы о том, что заявление на приватизацию она писала до достижения совершеннолетия, и ей было разъяснено о праве на участие в приватизации еще раз по достижении совершеннолетия, как не имеющие правового значения, поскольку судом отказано в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истицей срока исковой давности на обращение в суд.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Верховского районного суда Орловской области от 01 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Власовой Т.В. – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: