О признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи со снижением общеустановленного возраста



Дело № 33-900

Докладчик Зубова Т.Н. Федеральный судья Амелькина М.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2011г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Шевченко Э.Н.

судей Зубовой Т.Н. и Ларионовой С.В.

при секретаре Алдошиной М.Ю.

в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 04 мая 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Мерцалова В.И. удовлетворить.

Признать за Мерцаловым В.И. право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Мерцалову В.И. трудовую пенсию по старости досрочно с <...>».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Ковалёвой Н.Л., поддержавшую доводы кассационной жалобу, возражения Мерцалова В.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мерцалов В.И. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи со снижением общеустановленного возраста.

В обоснование заявленных требований указывал, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии с уменьшением возраста в связи с проживанием на территории в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а также работы в должности, связанной с вредными условиями труда.

Однако Пенсионным фондом РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ему было отказано в досрочном назначении пенсии.

Отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области считал незаконным, поскольку дер. <адрес> относится к зоне проживания со льготным экономическим статусом. Факт его проживания в данном населённом пункте подтверждает справкой, выданной администрацией <...> сельского поселения <адрес>, о постоянном проживании и регистрации по адресу: <дата> с <дата> по настоящее время, а со <дата> по <дата> о постоянном проживании без регистрации в <адрес>.

В связи с этим, уточнив исковые требования, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года, с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста Пенсионным Фондом на три года за работу во вредных условиях труда, и назначить пенсию с даты обращения в пенсионный орган <дата>

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на то, что период проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом с <дата> по <дата> не подтвержден регистрацией по месту жительства.

Считает, что суд необоснованно обязал ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области производить выплату истцу пенсии с даты подачи заявления о назначении пенсии, поскольку такое право у него может возникнуть только после вступления решения суда в законную силу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу п.8 ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Из материалов дела следует, что <дата> Мерцалов В.И. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении пенсии (л.д.63).

Однако <дата> ответчиком в досрочном назначении пенсии истцу было отказано, поскольку факт его постоянного проживания на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с <дата> по <дата> не подтвержден регистрацией по месту жительства.

Вместе с тем, ответчиком в специальный стаж истца были включены периоды его работы с <дата> по <дата> <...>; с <дата> по <дата> -<...>, итого <...>, и за ним признано право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на три года. Для повторного определения права на досрочное назначение пенсии ему было рекомендовано обратиться в органы пенсионного фонда по достижении возраста 57 лет.

Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (л.д. 5-6).

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец указывал на то, что имеет право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку фактически с <дата> до <дата> постоянно проживал в <адрес>, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поэтому его пенсионный возраст должен быть снижен ещё на 3 года.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что Мерцалов В.И., <дата> г.рождения с <дата> по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, ранее (до <дата>) имел регистрацию по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта истца (л.д.30-31).

Между тем из похозяйственных книг за <дата> - <дата> годы следует, что Мерцалов В.И. вместе с супругой ФИО1 и детьми ФИО2 <дата> г.р. и ФИО3 <дата>г.р., проживал в <адрес> (л.д.9-17).

То обстоятельство, что дочь истца ФИО2, <дата> г.р., с <дата> по <дата>, и сын ФИО3 с <дата> по <дата> обучались в средней школе <адрес> и проживали по адресу: <адрес>, подтверждается справкой из школы от <дата> (л.д.52).

Факт проживания истца в оспариваемые периоды в д. <адрес>, относившейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, также подтвердили допрошенные в суде первой инстанции свидетели ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8

Из справки, выданной администрацией <...> сельского поселения <адрес>, следует, что Мерцалов В.И. постоянно проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>. Со <дата> по <дата> истец постоянно проживал без регистрации в д. <адрес>, с <дата> постоянно проживает и зарегистрирован по указанному адресу. С 26 апреля 1986 года по 01 февраля 1998 года указанная территории относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.8).

С 1 февраля 1998 г. применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.97 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2005г. №197, с изменениями, внесёнными решениями Верховного Суда РФ от 23.10.2002 № ГКПИ 02 -1146, от 23.12. 2002 №ГКПИ 2002-1291). В данном Перечне населенный пункт <адрес> не поименован.

Однако до 01.02.1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.91г. В данном Перечне перечислены населенные пункты Орловской области, куда также входит <адрес>.

Установив изложенные обстоятельства, с учетом того, что истец уже имел право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на три года, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании за Мерцаловым В.И. права на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года и обязании ответчика назначить истцу трудовую пенсию по старости досрочно с <дата>.

Довод кассационной жалобы о том, что период проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом с <дата> по <дата> не подтвержден регистрацией по месту жительства, не влечет отмену решения суда, поскольку судом первой инстанции, бесспорно, установлено, что в указанный период времени истец проживал в д. <адрес>, относившейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Ссылка в жалобе кассатора на то, что суд необоснованно обязал ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области производить выплату истцу пенсии с даты подачи заявления о назначении пенсии, поскольку такое право у него может возникнуть только после вступления решения суда в законную силу, является несостоятельной, так как суд в соответствии с п.1 ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обоснованно обязал пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, поскольку на момент его обращения к ответчику право на указанную пенсию у него уже возникло.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заводского районного суда г. Орла от 04 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области – без удовлетворения.

Председательствующий: судья

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200