Дело № 33-347 Докладчик : Угланова М.А. Федеральный судья: Ляднова Э.В.. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 09 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего Орловой А.В. судей Углановой М.А., Зубовой Т.Н. с участием прокурора Териной Н.Н. при секретаре Трубниковой Н.С. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационным жалобам администрации Орловского района Орловской области и на решение Орловского районного суда Орловской области от 19 января 2011 года, которым постановлено: «Заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить. Признать бездействие администрации Орловского района Орловской области по организации безопасного хранения обезличенных непригодных к применению пестицидов незаконным. Обязать администрацию Орловского района Орловской области обеспечить организацию работы по хранению обезличенных непригодных к применению пестицидов, находящихся в металлическом складе, расположенном по адресу: <адрес>». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., судебная коллегия установила: Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Орловского района Орловской области и понуждении организовать безопасное хранение непригодных к использованию, обезличенных пестицидов и агрохимикатов. В обоснование требований ссылался на то, что в результате мониторингового обследования химических источников антропогенного воздействия на окружающую среду Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям установлено, что в <адрес>, в 400 метрах от жилых домов и в 50 метрах от емкостей с ГСМ, находится полуразрушенный металлический склад, размером 2х6 м. бывшего колхоза им. 22 Партсъезда, где хранятся старые, непригодные к применению пестициды в количестве около 1600 кг. Металлическое здание склада полуразрушено, в боковой стене и крыше имеются проломы и щели. Под воздействием атмосферных осадков пол склада прогнил от коррозии, поэтому пестициды фактически хранятся на открытом грунте, вход в склад беспрепятственный. К хранящимся в нем пестицидам имеется свободный доступ людей и животных, охрана не осуществляется. В ходе мониторингового обследования и последующих проверочных мероприятий установить законного владельца как металлического склада, так и хранящихся в нем пестицидов не представилось возможным, фактически они являются бесхозяйными. При указанном способе хранения, противоречащем требованиям СанПиН 1.2.2584-10, возрастает угроза возникновения чрезвычайной ситуации, нанесения вреда окружающей среде и здоровью людей, что обусловлено высокой биологической активностью пестицидов, их способностью к циркуляции в окружающей среде, однако администрацией Орловского района, вопреки требованиям ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, мер по предотвращению возможной чрезвычайной ситуации путем организации безопасного хранения пестицидов не принимается. В результате бездействия администрации Орловского района Орловской области причиняется вред окружающей среде и природным объектам, что создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Поэтому просил признать бездействие администрации Орловского района по обеспечению условий хранения обезличенных, непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов незаконным и обязать принять меры к устранению нарушений, связанных с ненадлежащим их хранением. Судом постановлено обжалуемое решение. В кассационной жалобе Администрация Орловского района Орловской области просит об отмене решения суда, постановленного с нарушением норм процессуального и материального права. Считают неправильным вывод суда в той части, что обезличенные, непригодные к хранению пестициды не имеют собственника, поскольку склад расположен на земельном участке, относившемся к колхозу им. 22 Партсъезда, который, хотя и прекратил существование в качестве самостоятельного субъекта, однако имеет правопреемника. Указывают, что склад объектом недвижимости не является, а сами пестициды не пригодны к применению и незаконно списаны ОАО <...> с баланса, что противоречит требованиям к хранению пестицидов и агрохимикатов, установленными Санитарными правилами. Не согласны с выводом суда о том, что на них возложена обязанность по безопасному хранению обезличенных пестицидов. В соответствии с ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению пестицилы и агрохимикаты, а также тары из-под них подлежат обезвреживанию, либо утилизации, либо уничтожению, либо захоронению. Методы уничтожения пришедших в негодность к применению пестицидов разрабатываются изготовителями пестицидов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В кассационной жалобе Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры ставится вопрос о дополнении резолютивной части решения суда указанием о возложении на администрацию Орловского района Орловской области обязанности обеспечить организацию работы по хранению обезличенных, непригодных к применению пестицидов, находящихся в металлическом складе бывшего колхоза им 22 Партсъезда, расположенном в <адрес>, в 400 метрах от жилых домов и в 50 метрах от емкостей с ГСМ, в соответствии с требованиями Федерального закона « О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 года № 109-ФЗ (в редакции от 04.10.2010 года) и СанПин 1.2. 2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 года № 17. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения на жалобу представителя Россельхознадзора по доверенности Полякова С.Н., представителя Образцовского сельского поселения Савватеевой Е.Ю., заключение прокурора Териной Н.Н., поддержавшей кассационную жалобу Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры и возражавшей против доводов жалобы администрации Орловского района, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда. В соответствии с п.п. 8 п. 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 15 этого же федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Предусмотренные ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района предполагают организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст. ст. 1, 7 ФЗ от 10.01.2002г. №7 «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. К вопросам местного значения муниципального района относятся: - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Статьей 19 приведенного Закона предусмотрено, что хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к хранению применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.1077-01», устанавливающие гигиенические требования, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и окружающей его среды, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 34 от 08.11.01г. В соответствии с п.3.1, 3.14 Санитарных правил и норм гигиенические требования к хранению применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов, допускается только в специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). Ежегодно указанные склады предъявляются учреждениям госсанэпидслужбы для оформления заключения установленного образца. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары; в случае ее нарушения препараты немедленно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными или пролитыми. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2010 года № 17 утверждены СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», согласно которым установлено, что хранение пестицидов допускается только в предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. Не допускается хранение пестицидов под открытым небом. Согласно п. 5.2 Санитарных правил, склады и условия хранения в них химпрепаратов должны соответствовать требованиям Санитарных правил и подтверждаться заключениями, выданными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При отсутствии у организаций, имеющих непригодные к применению препараты, надлежащих условий для хранения, указанные организации обязаны обеспечить их перевозку на склады, имеющие соответствующие условия для хранения. В указанные склады должен быть исключен доступ посторонних лиц, что установлено пунктом 22.8 Санитарных правил. Судом при разрешении спора установлено, что на территории <адрес> в 400 метрах от жилых домов и в 50 метрах от емкостей с ГСМ, находится полуразрушенный металлический склад размером 2х6 м бывшего колхоза им. 22 Партсъезда, где хранятся старые, непригодные к применению пестициды в количестве 1600 кг. Находящиеся в металлическом складе пестициды хранятся с нарушением правил хранения, в связи с чем возникает угроза загрязнения окружающей среды, причинение вреда здоровью людей, а также высока вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные обстоятельства подтверждаются актами мониторингового обследования химических источников антропогенного воздействия на окружающую среду (запрещенных к применению пестицидицов) от 12.04.2010 года и от 30.11.2010 и заключением Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 17.12.2010 года (л.д. 7-12). Металлическое здание склада полуразрушено, в боковой стене и крыше имеются проломы и щели. Под воздействием атмосферных осадков пол склада прогнил от коррозии, пестициды фактически хранятся на открытом грунте. Вход в склад беспрепятственный, к хранящимся в нем пестицидам имеется свободный доступ людей и животных, охрана не осуществляется, вблизи склада наблюдается едкий, характерный для пестицидов запах. Из материалов дела следует, что хранящиеся в металлическом складе в районе <адрес> пестициды относятся к 2 классу опасности (чрезвычайно опасные и высокоопасные) непригодных и запрещенных к применению пестицидов, которые затарены в мешки. В соответствии с письмом администрации <адрес> от 13.04.2010 года, железный контейнер с остатками ядохимикатов в <адрес> принадлежал колхозу им. 22 Партсъезда Орловского района Орловской области, который перкратил существование. В настоящее время собственник земельного участка и расположенного на нем объекта неизвестен. То обстоятельство, что металлическая емкость с пестицидами является бесхозяйной, подтверждается сведениями, предоставленными ОАО <...> согласно которым указанный металлический склад на балансе ОАО <...>» не числится (л.д. 14-15). Таким образом, в ходе разрешения спора установлено, что обезличенные, непригодные к применению пестициды не имеют собственника, соответственно, надлежащим образом не обеспечивается их безопасное хранение, в связи с чем создаются реальные предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций и наступление таких негативных последствий, как причинение ущерба окружающей среде в результате ее загрязнения опасными химическими веществами вреда жизни и здоровью людей. Поэтому, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и обязал администрацию Орловского района, как орган местного самоуправления, в компетенцию которого входят вопросы по соблюдению законодательства об охране окружающей среды, участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в частности, природного и техногенного характера на территории района; организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, обеспечить организацию хранения запрещенных и непригодных к использованию пестицидов в соответствии с требованиями действующего законодательства. По изложенным основаниям доводы кассационной жалобы о том, что администрация Орловского района является ненадлежащим ответчиком по делу являются несостоятельными и не влекут отмену решения суда. Ссылка в жалобе администрации Орловского района на то, что ответственность за безопасное хранение пестицидов должна быть возложена на ОАО <...> как на правопреемника колхоза имени 22 Партсъезда, также является несостоятельной, поскольку доказательств, подтверждающих правопреемство, в материалах дела не имеется. Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношениям, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы. Вместе с тем, в целях устранения в полном объеме допущенных органом местного самоуправления нарушения прав и законных интересов граждан, в защиту которых прокурор обратился с настоящим заявлением, судебная коллегия считает заслуживающим внимания довод жалобы прокурора о дополнении резолютивной части решения указанием о возложении на администрацию Орловского района Орловской области обязанности обеспечить организацию работы по хранению обезличенных, непригодных к применению пестицидов, находящихся в металлическом складе бывшего колхоза им 22 Партсъезда, расположенном в <адрес>, в 400 метрах от жилых домов и в 50 метрах от емкостей с ГСМ, в соответствии с требованиями Федерального закона « О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 года № 109-ФЗ (в редакции от 04.10.2010 года) и СанПин 1.2. 2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 года № 17. Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Орловского районного суда Орловской области от 19 января 2011 года оставить без изменении, а кассационную жалобу администрации Орловского района Орловской области об отмене решения - без удовлетворения. Дополнить резолютивную часть решения указанием о возложении на администрацию Орловского района Орловской области обязанности обеспечить организацию работы по хранению обезличенных, непригодных к применению пестицидов, находящихся в металлическом складе бывшего колхоза им 22 Партсъезда, расположенном в <адрес>, в 400 метрах от жилых домов и в 50 метрах от емкостей с ГСМ, в соответствии с требованиями Федерального закона « О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 года № 109-ФЗ (в редакции от 04.10.2010 года) и СанПин 1.2. 2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 года № 17. Председательствующий - судья Судьи: