назначение льготной пенсии по старости, в связи с работой в зоне с льготным экономическим статусом



Дело № 33-779

Докладчик Герасимова Л.Н. Федеральный судья Амелькина М.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским дела

Орловского областного суда в составе:

председательствующего Шевченко Э.Н.

судей Сабаевой И.Н., Герасимовой Л.Н,

при секретаре Наумовой Н.М.

в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 12 апреля 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Шамрина В.П. удовлетворить.

Признать за Шамриным В.П. право на назначение пенсии по старости, с учетом снижения пенсионного возраста на три года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.91 г. №-1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Государственное учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Шамрину В.П. досрочно трудовую пенсию по старости с 14.01.2011 года».

Заслушав дело по докладу судьи Герасимовой Л.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шамрин В. П. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.

В обоснование требований указывал, что в период с 07.06.1977 года по настоящее время он работает на базе <...>, которая расположена на <адрес>, относящейся к территории <адрес> сельского поселения Орловского района Орловской области.

В связи с тем, что указанная территория относится к зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, полагал, что имеет право на снижение возраста выхода на пенсию в соответствие со ст. 34 Закона РФ от 15.05.91 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Однако в досрочном назначении пенсии было отказано со ссылкой на то, что документально не подтвержден факт его работы на территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Полагая данный отказ незаконным, просил суд признать за ним право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, обязать ответчика назначить и производить ему выплату пенсии с момента первоначального обращения с заявлением о назначении такой пенсии

Уточнив исковые требования, просил суд признать за ним право на назначение пенсии по старости на льготных условиях, согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.91 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязать ответчика назначить и производить ему выплату пенсии с 14.01.2011 года.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.

Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нахождение организации, в которой работал истец, на территории населенного пункта поименованного в перечнях населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Ссылается на то, что Перечни (1991г. и 1998г.) населенных пунктов, находящихся в границах зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленные Правительством РФ, являются окончательными и расширительному толкованию не подлежат. Указаний о том, что проживание (работа) на землях северо-восточнее, в непосредственной близости (или другое) населенных пунктов, перечисленных в Перечнях не имеется.

Считает, что суд необоснованно обязал назначить Шамрину В.П.. пенсию со дня его обращения в пенсионный фонд, поскольку право на пенсию возникает с момента вступления решения в законную силу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Пальчиковой И.В., поддержавшую доводы жалобы, возражения на жалобу Шамрина В.П. и его представителя адвоката Лившица Е.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

Согласно ст. 34 Закона РСФСР от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению с 26.04.1986 г. по 30.06.1986 г. независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

На основании примечания к ст. 35 данного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии со ст. 28.1 этого же Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Статьей 10 Федерального Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 года № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

До 01.02.1998 года действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года № 297-Р.

С 01.02.1998года применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997г.

Судом при разрешении спора установлено, что Шамрин В. П. 07.06.1977 года был принят в качестве <...> на <...> <...> переводом со <...>.

06.12.1977г. ему был присвоен 4 разряд <...>; 02.08.1982г. присвоен 5 разряд <...>; 12.08.1997г. в связи с введением новых условий оплаты труда <...> стал считаться <...> 5 разряда, в данной должности истец работает по настоящее время.

Указанное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки истца (л.д. 23-28).

Согласно справкам ОАО «<...>» <...> от 10.06.2010 года и администрации <адрес> сельского поселения от 09.06.2010 года, - <...>» расположена на территории <адрес> сельской администрации (л.д.11,12).

Согласно Положению о <...> – филиале ОАО «<...>» местом нахождения административного здания станции является <адрес> завод, <адрес> <...> (л.д.31-39).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, адресом объекта производственно-технического комплекса <...> является <адрес> конь <адрес> (л.д. 13).

Судом установлено, что с 26.04.1986 года территория, на которой располагалось место работы истца, относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1997года № 1582, действовавшим с 01.02.1998г., входит населенный пункт д. Коневка. Согласно справке Платоновской сельской администрации Орловского района Орловской области территория, на которой находилась ПМС-104 с 26.04.1986г. по 01.02.1998г. относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

При рассмотрении дела судом обозревалась карта территории Платоновского сельского поселения <адрес>. Было установлено, что место работы истицы – <...> », расположенная в <адрес> возле села <адрес>, находится в зоне радиоактивного загрязнения.

Судом при разрешении спора установлено, что работникам данного предприятия, в том числе и Шамрину В.П. производились компенсационные выплаты, предоставлялись отпуска большей продолжительностью в соответствии с ФЗ РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС (л.д.35-117).

Указанное обстоятельство подтверждено в судебном заседании показаниями свидетелей ФИО1, ФИО2 (л.д. 70).

Не доверять показаниям данных свидетелей у суда оснований не имелось, не приведено их и в кассационной жалобе.

Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что работа истца постоянно протекала на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста.

В связи с этим, довод жалобы ГУ Управление Пенсионного фонда в городе Орле и Орловском районе Орловской области, что истец не имеет права на снижение общеустановленного пенсионного возраста, поскольку адрес организации, где он работал, не поименован ни в одном из Перечней населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.

Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что на момент обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган Шамрин В.П. имел право на указанную пенсию, и данное право нашло своё подтверждение в ходе судебного разбирательства, то суд, с учетом приведенных выше норм, пришел к правильному выводу о назначении истцу пенсии с 14.01.2011 года.

По этим основаниям довод кассационной жалобы ответчика о том, что за Шамриным В.П. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должно быть признано с момента вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия считает несостоятельным.

Руководствуясь ст.ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заводского районного суда г. Орла от 12 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий - судья

Судьи