назначение льготной пенсии по старости в связи с работой в зоне с льготным экономическим статусом



Дело № 33-781

Докладчик Герасимова Л.Н. Федеральный судья Ендовицкая Е.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

председательствующего Шевченко Э.Н.

судей Сабаевой И.Н., Герасимовой Л.Н.,

при секретаре Наумовой Н.М.

в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 12 апреля 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Хромова А.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области – удовлетворить частично.

Признать за Хромовым А.И. право на назначение пенсии по старости на льготных условиях, согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.91 г. №-1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Государственное учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и выплачивать Хромову А.И. пенсию по старости с 02.01.2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Хромова А.И. судебные издержки в размере <...> рублей, в т.ч.:

- расходы на оплату услуг представителя р размере <...> рублей,

- расходы по оформлению доверенности на представление интересов в суде в размере <...> рублей.

В удовлетворении требований о взыскании государственной пошлины в размере <...> рублей - отказать».

Заслушав дело по докладу судьи Герасимовой Л.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Хромов А.И. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.

В обоснование требований указывал, что в период с 13.12.1976 года по настоящее время он работает на базе <...> которая расположенной на территории <адрес>

До 1998 года указанная территория относилась к зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Полагал, что имеет право на снижение возраста выхода на пенсию в соответствие со ст. 34 Закона РФ от 15.05.91 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

11.06.2010 года, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Однако в досрочном назначении пенсии ему было отказано со ссылкой на то, что указанный населенный пункт, где находится предприятие, не предусмотрен «Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Полагая данный отказ незаконным, просил суд признать за ним право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, обязать ответчика назначить и производить ему выплату пенсии с момента обращения с заявлением о назначении такой пенсии, т. е. с 02.01.2011 года, а также взыскать судебные расходы в размере <...> рублей.

Уточнив исковые требования, просил суд признать за ним право на назначение пенсии по старости на льготных условиях, согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.91 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязать ответчика назначить и производить ему выплату пенсии с 02.01.2011 года, взыскать судебные расходы в сумме <...> рублей.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.

Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нахождение организации, в которой работал истец, на территории населенного пункта поименованного в перечнях населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Считает, что суд необоснованно обязал назначить Хромову А.И. пенсию со дня его обращения в пенсионный фонд, поскольку право на пенсию возникает с момента вступления решения в законную силу.

Кроме того, также не согласно с решением суда в части взыскания с Управления судебных издержек в сумме <...> рублей, поскольку в соответствии со ст.18 Федерального закона РФ № 167- ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда имеют строго целевое назначение и направляются на выплату и доставку трудовых пенсий и пособий, а также иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионом страховании.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Пальчиковой И.В., поддержавшую доводы жалобы, возражения на жалобу Хромова А.И., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

Согласно ст. 34 Закона РСФСР от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению с 26.04.1986 г. по 30.06.1986 г. независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

На основании примечания к ст. 35 данного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии со ст. 28.1 этого же Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Статьей 10 Федерального Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 года № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

До 01.02.1998 года действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года № 297-Р.

С 01.02.1998года применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997г.

Судом при разрешении спора установлено, что Хромов А.И. в период с 13.12.1976 года и по настоящее время постоянно работает на базе <...>, расположенной в пос. <адрес> в различных должностях, что подтверждается копией его трудовой книжки, справками ОАО «<...>» и администрации <...> сельского поселения Орловского района Орловской области № 7219 от 10.12.2010 года

Согласно справкам ОАО «<...> Филиал <...> от 10.06.2010 года и администрации <...> сельского поселения от 09.06.2010 года, - Путевая машинная станция № 104» расположена на территории Платоновской сельской администрации.

Согласно Положению о <...> ОАО «<...>» местом нахождения административного здания станции является <адрес> завод.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, адресом объекта производственно-технического комплекса <...> является пос. <адрес>

Поселок <адрес> конь <адрес> сельского поселения <адрес> до 1998 года входил в Перечень населённых пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утверждённый распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года, что подтверждается справкой Главы администрации <адрес> сельской администрации <адрес>.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1997года № 1582, действовавшем с 01.02.1998г., населенный пункт - <адрес> сельского поселения <адрес> указан, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

При рассмотрении дела судом обозревалась карта территории <адрес> сельского поселения <адрес>. Было установлено, что место работы истца – <...> », расположенная в пос. <адрес> возле села <адрес> находится в зоне радиоактивного загрязнения.

Судом при разрешении спора установлено, что работникам данного предприятия, в том числе и Хромову А.И. производились компенсационные выплаты, предоставлялись отпуска большей продолжительностью в соответствии с ФЗ РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС (л.д.35-117).

Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что работа истца постоянно протекала на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста.

В связи с этим, довод жалобы ГУ Управление Пенсионного фонда в городе Орле и Орловском районе Орловской области, что истец не имеет права на снижение общеустановленного пенсионного возраста, поскольку адрес организации, где он работал, не поименован ни в одном из Перечней населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.

Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что на момент обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган Хромов А.И. имел право на указанную пенсию, и данное право нашло своё подтверждение в ходе судебного разбирательства, то суд, с учетом приведенных выше норм, пришел к правильному выводу о назначении истцу пенсии с 02.01.2011 года.

По этим основаниям довод кассационной жалобы ответчика о том, что за Хромовым А.И. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должно быть признано не с даты достижения им пенсионного возраста, а с момента вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия считает несостоятельным.

Не влечет отмену решения суда и довод жалобы о неправомерном взыскании с ответчика судебных издержек в сумме <...> рублей, поскольку бесспорно установлено и подтверждено документально, что истец при рассмотрении дела понес расходы на оказание юридической помощи. Поэтому суд с учетом разумности и справедливости в соответствии со ст.100 ГПК РФ взыскал расходы на оказание юридической помощи с ответчика. С данным выводом суда судебная коллегия соглашается и не усматривает при этом нарушения прав ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заводского районного суда г. Орла от 12 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий - судья

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200