Дело № 33-305 Докладчик: Старцева С.А. Федеральный судья: Тишаева Ю.В. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 22 февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего Шевченко Э.Н. судей Циркуновой О.М., Старцевой С.А. с участием прокурора Марковой О.К. при секретаре Шелакове М.М. в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе представителя Территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла Ситко А.И. на решение Северного районного суда г. Орла от 08 февраля 2011 года, которым постановлено: « Заявление Мещерякова Е. В. удовлетворить. Признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла от <дата> № об отказе Мещерякову Е. В. в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № и его отменить. Обязать Территориальную избирательную комиссию Северного района г. Орла зарегистрировать Мещерякова Е. В. кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №». Заслушав дело по докладу судьи Старцевой С.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Мещеряков Е.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла от <дата>. № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № В обоснование заявленных требований указывал, что <дата>. в ТИК Северного района г. Орла им были представлены документы для регистрации его кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов от <...> партии Российской Федерации по одномандатному избирательному округу №, однако решением комиссии от <дата> г. ему было отказано в регистрации кандидатом в соответствии с п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с отсутствием среди представленных документов для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата необходимых документов. Свое решение ТИК обосновала тем, что его паспорт является недействительным, так как в штампе о регистрации по предыдущему месту жительства содержатся посторонние отметки, записи (символы). Полагал, что в нарушение п. 1.1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона № 67-ФЗ он не был уведомлен ТИК о выявленных недостатках в представленных документах и был лишен права устранить эти недостатки, представив иной документ, удостоверяющий личность. По указанным основаниям просил признать незаконным и отменить решение ТИК Северного района города Орла от <дата> № которым ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе представитель Территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла Ситко А.И. ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. Полагает, что недействительность паспорта равноценна отсутствию надлежащего документа, удостоверяющего личность гражданина, в связи с чем положение п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» о праве кандидата заменить представленный документ, если он оформлен с нарушением требований закона, не распространяется на документ, который является недействительным, т.е. не представлен. Считает, что рассмотрение паспорта, в котором имеются посторонние записи (символы), как документа, оформленного с нарушением закона, противоречит установленным правилам оформления и выдачи паспорта, который на момент выдачи его заявителю был действительным и стал недействительным не в результате нарушений оформления документа, а в результате его небрежного хранения. Ссылается на необоснованность вывода суда о том, что наличие рукописных символов в местах расположения штампов прежней регистрации в паспорте заявителя нельзя рассматривать как нарушение избирательного законодательства, так как указанная страница паспорта не содержит значимых для целей регистрации сведений, не влияет на гражданство заявителя и не свидетельствует об отсутствии у лица гражданства РФ, поскольку по смыслу действующего законодательства недействительный паспорт не может признаваться документом, подтверждающим личность и гражданство гражданина, и, соответственно, он не может использоваться для удостоверения личности при осуществлении избирательных прав. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла Ситко А.И., поддержавшей жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Мещерякова Е.В., заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с пунктом 14 статьи 35 Федерального закона 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона. Согласно пункту 2 статьи 33 указанного Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпункт «ж» пункта 26 статьи 38 данного Федерального закона одним из оснований для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов устанавливает отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов. В тоже время подпункт 1.1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона устанавливает, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В соответствии с п.5 Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 23.03.2007 г. № 203/1272-4, если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «б.1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона. Из смысла приведенных норм права следует, что в качестве правовых гарантий избирательного процесса законодатель предусмотрел право кандидатов исправить допущенные ими нарушения, предоставив взамен ранее предоставленных документов, после соответствующего уведомления избирательной комиссией, документы, в том числе удостоверяющие личность гражданина РФ, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства. Из материалов дела видно, что Мещеряков Е.В. был выдвинут избирательным объединением Орловское местное городское объединение <...> в кандидаты в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному округу № <дата>. Мещеряковым Е.В. в Территориальную избирательную комиссию Северного района города Орла были представлены заявление о согласии баллотироваться, копия паспорта, копия документа об образовании (копию диплома), копия трудовой книжки, справка о принадлежности кандидата к избирательному объединению и справка о размере и об источниках доходов. <дата>. Мещеряковым Е.В. в ТИК были представлены дополнительные документы: первый финансовый отчет, автобиографические данные, две фотографии, подтверждение об открытии специального избирательного счета с указанием номера и филиала банка и цветная фотография размером 10*15 см. Решением Территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла от <дата> г. № Мещерякову Е.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № по основанию п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. При этом судом бесспорно установлено, что в установленные п. 1.1. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» сроки Мещеряков Е.В. не был уведомлен избирательной комиссией до принятия вышеуказанного решения о наличии в представленных им документах недостатках, а именно о том, что его паспорт является недействительным ввиду наличия в нем записей, не предусмотренных Положением о паспорте РФ. Срок на устранение таких недостатков ему также не был предоставлен. Таким образом, установив изложенные обстоятельства, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что указанные недостатки паспорта не влияют на гражданство заявителя и не свидетельствуют об отсутствии у него гражданства, в связи с чем, не известив Мещерякова Е.В. о таких недостатках территориальная избирательная комиссия не выполнила возложенную на нее п.п. 1.1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона № 67-ФЗ обязанность. Поэтому правомерно отменил и признал незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла от <дата> № об отказе заявителю в регистрации кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № и обязал зарегистрировать Мещерякова Е.В. в качестве такового, поскольку при рассмотрении дела заявителем суду было представлено предусмотренное действующим законодательством временное удостоверение личности и впоследующем, в заседание судебной коллегии, вновь выданный паспорт гражданина РФ. Ввиду изложенного, несостоятельны, как основанные на неправильном толковании норм материального права, доводы кассационной жалобы представителя ТИК Северного района города Орла. Поэтому не могут повлечь отмену состоявшегося по делу решения. Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Северного районного суда города Орла от 08 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла Ситко А.И. – без удовлетворения. Председательствующий судья: Судьи: