Дело № 33- 296 Докладчик: Старцева С.А. Федеральный судья: Балашова Г.Ю. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 21 февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего Углановой М.А. судей Старцевой С.А., Склярука С.А. с участием прокурора Териной Н. Н. при секретаре Даниловой Е.В. в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе представителя Семочкина С.В. по доверенности Александрова М.В. на решение Знаменского районного суда Орловской области от 04 февраля 2011 года, которым постановлено: «Жалобу Семочкина <...> на решение территориальной избирательной комиссии Знаменского района об отказе в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Орловской области – оставить без удовлетворения». Заслушав дело по докладу судьи Старцевой С.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Семочкин С.В. обратился в суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области от <дата>. об отказе ему в регистрации в качестве кандидата на должность главы Знаменского района. В обоснование заявленных требований указывал, что избирательной комиссией необоснованно признаны недействительными все 13 подписей избирателей в подписном листе № по тому основанию, что в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей, имеется специально не оговоренное исправление. Полагал, что в данном случае имела место помарка (исправление) в написании названия места жительства указанного лица, которая является незначительной и не препятствует однозначному восприятию сведений о сборщике подписей. Кроме того, ссылался на то, что избирательной комиссией допущен ряд нарушений процедуры проведения выборов, которые заключались в том, что он не был извещен о выявленном нарушении в оформлении подписного листа в установленный срок, итоговый протокол о проверке подписных листов не был подписан секретарем комиссии и был составлен и вручен ему только в день заседания комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата, при принятии решения за отказ в регистрации его в качестве кандидата проголосовало только 3 члена комиссии при численном составе в количестве 7 человек. По указанным основаниям просил отменить решение территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области от <дата>. об отказе ему в регистрации в качестве кандидата на должность главы Знаменского района и обязать территориальную избирательную комиссию восстановить в полном объеме его нарушенное избирательное право. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе представитель Семочкина С.В. по доверенности Александров М.В. просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. Указывает на то, что члены ТИК при принятии оспариваемого решения были введены в заблуждение ее председателем, которая сообщила о ранее принятом решении о признании недействительными 13 подписей избирателей, содержащихся в подписном листе №, представленном Семочкиным С.В., что подтвердили свидетели ФИО16, ФИО17., ФИО18., ФИО19 Не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит собранным доказательствам вывод суда о том, что оспариваемое решение было принято членами комиссии самостоятельно по результатам голосования и что факт оказания давления на членов ТИК при вынесении оспариваемого решения не нашел своего подтверждения, поскольку член ТИК ФИО20., допрошенный в качестве свидетеля, подтвердил факт оказания на него давления со стороны действующего главы района. Дополнительно ссылался на то, что в подписном листе № в сведениях о лице, собиравшем подписи, отсутствуют исправления. Полагает несоответствующим нормам материального права и вывод суда о том, что норм, обязывающих избирательную комиссию выяснять препятствуют или нет исправления, содержащиеся в подписных листах, однозначному восприятию указанных в них сведений, действующее законодательство не содержит. При этом суд необоснованно исходил из факта наличия исправлений, в то время как в законодательстве не содержится такого понятия, а также не определено отличие исправления от помарки, описки, опечатки, которые в данном случае имели место, поскольку при прочтении места жительства сборщика подписи однозначно видно, что он проживает в с. Знаменское, а не в каком-либо другом населенном пункте. Указывает, что показаниями свидетелей ФИО21., ФИО22., ФИО23., ФИО24 опровергается вывод суда о том, что заседание комиссии по проверке подписных листов проводилось и на нем обсуждался вопрос об исправлении в подписном листе Семочкина. Не дано в решении суда и оценки доводам заявителя о нарушении его прав, предусмотренных ст. 32 Конституции РФ и статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которыми каждый гражданин должен иметь право и возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Семочкина С.В. и его представителя по доверенности Александрова М.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области Тельновой В.А. и ее представителя Медведевой И.В., заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Частью 1 ст. 12 Закона Орловской области от 30.06.2010 г. № 1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» предусмотрено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. Частью 4 этой же статьи закона определено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей, и кандидата. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. В соответствии с подпунктом «д» п. 24 ст.38 вышеуказанного Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. В соответствии с подпунктом 12 п.5 ст.13 названного закона недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, имеются исправления, специально не отмеченные лицом, осуществлявшим сбор подписей. В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона Орловской области от 30.06.2010 № 1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» избирательная комиссия в срок, не превышающий 10 дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям Федерального закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Пунктом 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Из материалов дела следует, что решением главы Знаменского района Орловской области от <дата> г., в связи с истечением срока полномочий Главы Знаменского района были назначены его выборы на 13 марта 2011 г. <дата>. Семочкин С.В. подал в Территориальную избирательную комиссию Знаменского района Орловской области заявление, которым уведомил о самовыдвижении кандидатом на должность Главы Знаменского района Орловской области, и соответствующие документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе подписные листы, содержащие 101 подпись избирателей в его поддержку. Все указанные подписи были проверены указанной избирательной комиссией. Решением Территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области от <дата>. Семочкину С.В. отказано в регистрации кандидатом на должность главы Знаменского района Орловской области. Основанием отказа послужило представление недостаточного количества достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку Семочкина С.В. (при наличии необходимых 92 достоверных и действительных подписей), так как 13 подписей, содержащихся в подписном листе №, признаны недействительными ввиду наличия в сведениях о лице, осуществлявшем их сбор, исправлений, специально не отмеченных этим лицом. В протоколе проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Знаменского района Орловской области от <дата> также отражено, что все подписи избирателей в подписном листе № в количестве 13 признаны недействительными на основании того, что в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, имеется исправление, специально не отмеченное лицом, осуществлявшим сбор подписей. Проверяя доводы заявителя об отсутствии исправлений в подписном листе №, судом бесспорно установлено, что в данном подписном листе в сведениях о лице, собиравшем подписи избирателей, имеется специально неотмеченное этим лицом исправление в наименовании его места жительства, а именно в названии села «Знаменское», в котором тот проживает (л.д. 12). Таким образом, поскольку в подписном листе № в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, имеются исправления, специально не отмеченные этим лицом, что в соответствии с действующим законодательством является основанием для признания подписей избирателей, содержащихся в таком подписном листе недействительными, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что решение Территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области от <дата> которым отказано в регистрации Семочкину С.В. кандидатом на должность Главы Знаменского района Орловской области, является законным и обоснованным, поскольку действительных и достоверных 88 подписей избирателей, содержащихся в остальных подписных листах, представленных заявителем, недостаточно для регистрации кандидатом на указанную должность. Ввиду изложенного несостоятельны, как неподтвержденные материалами дела, доводы кассационной жалобы о том, что в подписном лице № в сведениях о лице, собиравшем подписи, отсутствуют исправления. Не могут повлиять на законность постановленного по делу решения и доводы кассатора о допущенных ТИК нарушениях при поверке подписей избирателей и при принятии оспариваемого решения, поскольку в силу п.п. 1.1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона уточнения и изменения не могут вноситься в подписные листы с подписями избирателей, а наличие в представленном заявителем подписном листе № исправлений в сведениях о сборщике подписей, послуживших основанием для признания всех содержащихся в этом листе подписей недействительными, нашло бесспорное подтверждение в ходе судебного разбирательства. Доводы заявителя о нарушении его прав, предусмотренных ст. 32 Конституции РФ и статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах являются голословными, в связи с чем не влекут отмену постановленного по делу решения. Не могут повлечь отмену решения суда и остальные доводы кассационной жалобы, в которых фактически указывается на неправильную оценку суда представленным доказательствам. Суд дал правовую оценку всем материалам по настоящему делу, результаты оценки отразил в решении и привел мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средства обоснования своих выводов, с которыми судебная коллегия согласна. С учетом изложенного, оснований к отмене решения суда не имеется. Руководствуясь ст. ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Знаменского районного суда Орловской области от 04 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Семочкина С.В. по доверенности Александрова М.В. – без удовлетворения. Председательствующий судья: Судьи: