Дело № 33-239 Докладчик: Старцева С.А. Федеральный судья: Бурцев Е. М. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 16 февраля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего Циркуновой О.М. и судей Мерновой О.А., Старцевой С.А. при секретаре Даниловой Е.В. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 30 декабря 2010 года, которым постановлено: «Исковые требования Морозова И. А. - удовлетворить. Признать за Морозовым И. А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Морозову И. А. выплату пенсии с 18.11.2010 года.». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Морозов И. А. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на снижение установленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально – экономическим статусом и назначении пенсии. В обоснование требований указал, что ноябре 2010 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС со снижением пенсионного возраста, в соответствии со ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и п.8 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся катастрофе на Чернобыльской АЭС», в чем ему было отказано, в связи с тем, что период его проживания в зоне с льготным социально – экономическим статусом с 01.04.95 г. по 30.09.02 г. не подтвержден регистрацией. Считает указанный отказ необоснованным, поскольку в спорный период постоянно проживал без регистрации в д. <адрес>, относящейся к территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, однако зарегистрирован был по адресу: <адрес> Поскольку действующим законодательством предусмотрено снижение пенсионного возраста выхода на пенсию гражданам, постоянно проживающим на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, просил суд признать за ним право на снижение пенсионного возраста на 3 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 18.11.2010 года. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. Полагает, у суда не было оснований для назначения истцу пенсии со снижением установленного пенсионного возраста на 3 года, т. к. спорный период его проживания в зоне с льготным социально – экономическим статусом не подтвержден регистрацией. Ссылается также на то, что досрочная пенсия истцу может быть назначена только с момента вступления в законную силу решения суда. Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Гороховой Н.М., поддержавшей кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Морозова И.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.91г. с последующими изменениями и дополнениями «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. В соответствии со ст.1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Статья 2 названного Закона признает местом жительства - жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 3 Закона регистрационный учет граждан России по месту пребывания и по месту жительства имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином России его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что граждане, фактически проживающие без регистрации в населенных пунктах, включенных Правительством РФ в зоны с особым социально-экономическим статусом, имеют право на льготы в пенсионном обеспечении. Как усматривается из материалов дела, Морозов И.А. в период с 01 апреля 1995 года по 01.10.2002 года постоянно проживал без регистрации в д. <адрес>, которая с 26.04.1986 года включена в перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, согласно Распоряжению Правительства РСФСР от 28.12.1991 г № 237-р и Постановлению Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Указанные обстоятельства подтверждаются: справкой главы администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области № 6679 от 17.11.2010 г., из которой следует, что Морозов И. А. проживал в д. <адрес> без регистрации в указанный период времени, данными похозяйственной книги № 26 Платоновского с/п, в которой содержится запись о проживании Морозова И. А. с 1995 г. в д. <адрес> без регистрации в доме родителей супруги ФИО12., а также показаниями свидетелей ФИО13. ФИО14., ФИО15., ФИО16., подтвердивших проживание истца в спорный период времени в д. <адрес> Ответчик не представил доказательств, опровергающих факт проживания истца в д. <адрес> в указанный период времени. При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу о том, что истец имеет право на трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, что предусмотрено ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Довод кассационной жалобы о том, что факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом может быть подтвержден исключительно регистрацией по месту жительства является несостоятельным, т.к. основан на неправильном толковании норм действующего законодательства. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 18.11.2010 г. истец ( <...> достиг возраста 57 лет, то в силу приведенной нормы права суд правильно обязал Управление пенсионного фонда назначить Морозову И. А. пенсию с момента обращения за таковой, в связи с чем, довод жалобы о наличии у истца права на назначение указанного вида пенсии только с момента вступления в законную силу решения суда является несостоятельным и не влечет отмену решения суда. Кассационная жалоба не содержит доказательств, опровергающих выводы суда, поэтому оснований для отмены решения суда по ее доводам, не имеется. Руководствуясь ст. ст. 360,361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Заводского районного суда г. Орла от 30 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения. Судьи: