Дело № 33 – 1222 Докладчик: Капустянская М.М. Федеральный судья: Ендовицкая Е.В. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 17 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе председательствующего Углановой М.А. судей Капустянской М.М. и Коротченковой И.И. при секретаре Журавлевой И.Ю. в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 12 июля 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Егорченковой Нины Семеновны удовлетворить. Признать за Егорченковой Ниной Семеновной право на назначение пенсии по старости досрочно в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области производить выплату пенсии Егорченковой Нине Семеновне с <...> года». Заслушав дело по докладу судьи Капустянской М.М., выслушав представителя ответчика Ковалеву Н.Л., поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражение Егорченковой Н.С., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Егорченкова Н.С. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что с августа 1991 года фактически проживает на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в п. <...> района Орловской области. Однако при обращении в апреле 2011 года в УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области для назначения пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста ей было отказано, по тем основаниям, что период её проживания в вышеназванной зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией по месту жительства. Считая данный отказ незаконным, просила суд признать за ней право на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, обязать ответчика назначить ей пенсию по старости досрочно и осуществлять выплату пенсии с <...> года. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить и отказать истице в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению ответчика, поскольку постоянное проживание истицы на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, с августа 1991 года не подтверждено регистрацией, права на снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. она не имеет. Кроме того, суд необоснованно обязал ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить истице пенсию с <...> г., поскольку такое право у неё может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшегося решения. В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста. Согласно ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы ни территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии. Пунктом 1 ст. 20 ГК РФ определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В силу ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Статьёй 2 указанного Закона предусмотрено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 данного Закона, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. На основании ч. 3 ст. 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет. В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утв. Постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-р, действовавшем до 01.02.1998 г., указаны населенные пункты <...> и <...> <...> района Орловской области, как зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по 01 февраля 1998 г. С 1 февраля 1998 г. применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.97 г. В данном Перечне населенные пункты <...> и <...> не указаны. Как усматривается из материалов дела, <...> г. Егорченкова Н.С. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, однако письмом № 127-675 от <...> г. ответчиком было отказано истице в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за отсутствия регистрации по месту жительства на загрязненной территории (л.д. 6). Согласно паспорту Егорченковой Н.С., последняя, <...> года рождения, с 26.02.1988 года по настоящее время зарегистрирована по адресу: <...> (л.д. 8). Однако судом, бесспорно, установлено, что истица с 19.08.1991 года по 06.05.1996 года фактически постоянно проживала в с. <...>, а с 06.05.1996 года по настоящее время в п. <...> <...> района Орловской области, т.е. на территории, которая с 26.04.1986 года по 31.01.1998 года относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС, что подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела (л.д. 13-17, 21-27, 54-62,71-73, 79-82, 86-90, 97), которые согласуются с показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей - <...> и объяснениями истицы. При данных обстоятельствах, принимая во внимание, что право Егорченковой Н.С. на досрочную трудовую пенсию, с учетом наличия у неё права на получение льготный пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, возникло с момента достижения ею <...> лет, суд правильно пришёл к выводу о том, что исковые требования Егорченковой Н.С. о признании за ней вышеназванного права подлежат удовлетворению, указав, что пенсия должна быть назначена истице с <...> года. По изложенным выше основаниям довод кассационной жалобы ответчика о том, что, поскольку период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией, то он не может быть засчитан как время постоянного проживания на загрязненной территории, является несостоятельным и не влечет отмену решения суда. Более того, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами. Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно обязал ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области производить выплату с <...> года, поскольку такое право у истицы может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда, не может быть принят во внимание судебной коллегией. Обязание ответчика в обжалуемом решении назначить истице пенсию с 09.05.2011 года (даты возникновения права на получение пенсии) законно, так как в силу п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Как видно из материалов дела, у Егорченковой Н.С. право на досрочную трудовую пенсию, с учетом наличия у последней права на получение льготной пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, возникло с <...> года - момента достижения ею <...> лет, следовательно, и в этой части довод жалобы является безосновательным. Суд при разрешении спора в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, в связи с чем, оснований для отмены решения по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Заводского районного суда г. Орла от 17 мая 2011 года оставить без изменения, а жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об отмене решения - без удовлетворения. Председательствующий судья: Судьи: