Дело № 33-1224 Докладчик: Угланова М.А. Федеральный судья: Сафронова Л.И. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 17 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего Углановой М.А. судей Капустянской М.М., Коротченковой И.И. при секретаре Журавлевой И.Ю. в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 15 июля 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Русанова О.Н. удовлетворить. Признать за Русановым О.Н. право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на три года. Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Русанову О.Н. с 13 апреля 2011 года.» Заслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Русанов О.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В обоснование требований указал, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС в назначении пенсии ему было отказано, на том основании, что факт его проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтверждается регистрацией по месту жительства. Считая данный отказ незаконным, ссылался на то, что в период с 08.02.1975 г. по настоящее время он постоянно проживает без регистрации в <адрес>, <адрес>, <адрес>, относящейся к территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом. Полагая, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, уточнив исковые требования, просил признать за ним право на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально - экономическим статусом на три года и обязать ответчика назначить ему пенсию с 13 апреля 2011 г., то есть по достижении возраста 57 лет. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права. Ссылается на то, что истец не имеет права на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку период его проживания в зоне с льготным социально–экономически статусом с 26.04.1986г. по 28.01.2011года не подтвержден регистрацией по месту жительства. Кроме того, полагает, что поскольку на день обращения истца в Управление с заявлением о назначении пенсии 14.03.2011года право на пенсию не возникло, то правовых оснований для назначения пенсии с 13.04.2011г. не имеется. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ковалеву Н.Л., поддержавшую доводы жалобы, возражения на жалобу Русанова О.Н., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Согласно ст. 34 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.91г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. В соответствии со ст.1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Статья 2 названного Закона признает местом жительства - жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 3 указанного Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии. В соответствии с Перечнями населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.91 г. и Постановлением правительства РФ № 1582 от 18.12.97 г., территория населенного пункта – <адрес> области относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Из материалов дела следует, что 11.04.2011 г. ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области Русанову О.Н. было отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста на три года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за отсутствия регистрации по месту жительства на загрязненной территории (л.д. 7). Согласно паспортным данным Русанов О.Н., <дата> года рождения, с 27.11.1974 г. по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 10-11). При разрешении спора судом установлено, что с 08.02.1975 г. по настоящее время истец фактически проживает в <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается справкой администрации Неполодского сельского поселения № от 28.01.2011 г., из которой также следует, что указанная территория с 26.04.1986 г. по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 9). Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой <адрес> сельской библиотеки от 24.05.2011 г. о том, что семья Русанова О.Н. с 1975 года является читателями их библиотеки (д.д.27), справкой МОУ средней общеобразовательной справкой МОУ средней общеобразовательной школы № 3 г.Орла от 11.05.2011 г., из которой следует, что дочь истца ФИО 1 . с 1985 по 1992 годы обучалась в данной школе, была зарегистрирована по адресу: <адрес>, основанием выдачи справки указана алфавитная книга № 01.22/1 п/н Р-18 (л.д. 28), а также почтовой корреспонденцией за спорный период (почтовые открытки, квитанции о получении подписных изданий) из которой следует, что Русанов О.Н. получал почтовую корреспонденцию по месту жительства: д<адрес>, <адрес>.(л.д.30)., а также показаниями свидетелей ФИО4, ФИО2, ФИО3(л.д. 52-53). Таким образом, установив, что в период с 1975 года по настоящее время истец постоянно проживает в <адрес> <адрес>, которая с 26.04.1986 г. по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Русанов О.Н. имеет право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на три года в соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и разъяснениями, содержащимися в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» право на назначение пенсии по старости возникает с момента обращения в ГУ УПФ РФ с заявлением и всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на назначение пенсии. Таким образом, установив, что такое право у истца возникло 13.04.2011г., т.е. по достижении им возраста 57 лет, суд правильно обязал ответчика назначить Русанову О.Н. досрочную пенсию по старости с 13 апреля 2011 года. Довод кассационной жалобы ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о том, что факт проживания может быть подтвержден исключительно регистрацией по месту жительства, является несостоятельным, т.к. основан на неправильном толковании норм материального права, поэтому не может повлечь отмену решения суда. Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношениям, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Заводского районного суда г. Орла от 15 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об отмене решения - без удовлетворения. Председательствующий: судья Судьи: <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...>