Об установлении пенсии за выслугу лет и взыскании недополученной пенсии



Дело №33-1323

Докладчик Зубова Т.Н. Федеральный судья Икусова Г.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2011г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Шевченко Э.Н.

судей Зубовой Т.Н. и Старцевой С.А.

при секретаре Журавлёвой И.Ю.

в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Крехтунова В.А.

на решение Мценского районного суда Орловской области от 03 августа 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Крехтунова В.А. удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Отрадинского сельского поселения Мценского района Орловской области в пользу Крехтунова В.А. недоплаченную пенсию за период с <дата> по <дата> включительно в сумме <...>.

В остальной части иска отказать».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав Крехтунова В.А. и его представителя адвоката Климанову Т.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей администрации Отрадинского сельского поселения Мценского района Орловской области, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Крехтунов В.А. обратился в суд с иском к администрации Отрадинского сельского поселения Мценского района Орловской области об установлении пенсии за выслугу лет и взыскании недополученной пенсии.

В обоснование заявленных требований указывал, что с <дата> по <дата> на основании распоряжения главы администрации Мценского района он исполнял обязанности <...> администрации <...> сельского поселения Мценского района Орловской области.

После чего он был уволен с занимаемой должности в связи с истечением срока полномочий и выборами нового <...>.

С <дата> распоряжением главы администрации Мценского района ему была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии.

<дата> в связи с принятием Мценским районным Советом народных депутатов решения «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и выборным должностным лицам местного самоуправления в Мценском районе», а затем <дата> Отрадинским сельским Советом народных депутатов решения № 88 «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и выборным должностным лицам местного самоуправления в Отрадинском сельском поселении» ему была назначена пенсия за выслугу лет в размере не превышающем <...>% должностного оклада в сумме <...> (<...> х2,3=<...>, <...>% - <...>).

Однако с <дата> по <дата> из указанного размера назначенной пенсии администрацией Отрадинского сельского поселения незаконно высчитывались выплачиваемые ему суммы валоризации пенсионных прав, в связи с чем, за указанный период ответчиком ему не доплачена пенсия за выслугу лет в сумме <...>.

<дата> Отрадинским сельским Советом народных депутатов Мценского района было принято решение №308 - НП «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Отрадинском сельском поселении», которым изменен порядок назначения пенсии муниципальным служащим.

Однако ему администрацией Отрадинского сельского поселения не сделан перерасчет пенсии по правилам, установленным п. 8 указанного решения, чем нарушены его личные, пенсионные права, в результате этого недоплата пенсии составила <...>.

Всего сумма недоплаты с учетом незаконно удержанных сумм валоризации составляет <...>.

В связи с этим просил обязать администрацию Отрадинского сельского поселения Мценского района произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с <дата> как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в Отрадинской сельской администрации Мценского района на основании решения Отрадинского сельского Совета народных депутатов № 308 - НП «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Отрадинском сельском поселении» и взыскать с ответчика в свою пользу <...>.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе Крехтунов В.А. просит решение суда отменить как незаконное и дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Считает немотивированным вывод суда об отказе в удовлетворении его исковых требований об установлении пенсии за выслугу лет, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения относительно того, являлась его должность выборной или нет. Поэтому его доводы о том, что он получал и далее должен получать пенсию как муниципальный служащий, не опровергнуты.

Ссылается на то, что в решении суда не указано, в какой редакции к нему должны применятся положения п.11.2 решения Отрадинского сельского Совета народных депутатов № 315 - НП от 28 октября 2010 г. «О гарантиях осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления Отрадинского сельского поселения», в соответствии с которым его пенсия должна рассчитываться в размере <...> % среднемесячного заработка. Однако решением Отрадинского сельского Совета народных депутатов № 325 -НП от 10 декабря 2010 г. в вышеуказанное решение были внесены изменения, согласно которому ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости установлена в размере <...> % установленного оклада месячного содержания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.

Пунктом 3 статьи 36 Закона Орловской области от 14. 08.1997 года № 46-03 «О муниципальной службе в Орловской области» предусмотрена ежемесячная доплата к государственной пенсии муниципального служащего за счёт средств местного бюджета, при этом сумма ежемесячной доплаты не может превышать 70 процентов от должностного оклада муниципального служащего.

Размер должностного оклада муниципального служащего определяется по должности, занимаемой им на день прекращения муниципальной службы или на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, по выбору лица, обратившегося за установлением ежемесячной доплаты к пенсии.

Из постановления областного Совета народных депутатов от 19.03.1999 г. № 11/179 – ОС «О применении в отношении глав муниципальных образований (глав администраций) норм закона Орловской области « О муниципальной службе в Орловской области» следует, что до принятия областного Закона о статусе выборного лица местного самоуправления для обеспечения социальных гарантий при выходе не пенсию по старости или выслуге лет применять в отношении Глав муниципальных образований (Глав администраций) нормы пункта 3 статьи 27 Закона Орловской области "О муниципальной службе в Орловской области".

Пунктом 5 статьи 53 Закона Орловской области от 08.02.2005 г. № 487 – ОЗ «О государственной гражданской службе» предусматрено, что при определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы; размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона; а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как установлено материалами дела, Крехтунов В.А. с <дата> по <дата> на основании распоряжения главы администрации Мценского района Орловской области исполнял обязанности <...> <...> поселковой администрации (л.д.7,8).

После увольнения с муниципальной службы в соответствии с действовавшим на тот период законодательством Крехтунову В.А. была установлена доплата к государственной пенсии в размере <...> % должностного оклада (л.д.9).

При этом порядок назначения доплаты к пенсии муниципальным служащим и выборным должностным лицам был одинаковым, поскольку статус выборного должностного лица законодательно не был определен.

Впоследствии после принятия 19 июня 2008 года Отрадинским сельским Советом народных депутатов Мценского района решения №88 «О порядке назначения, перерасчета, индексации выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и выборным должностным лицам местного самоуправления в Отрадинском сельском поселении» Крехтунову В.А. с <дата> была назначена пенсия за выслугу лет в сумме <...> в размере, не превышающем <...>% 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы.

Указанные обстоятельства подтверждаются распоряжением главы администрации Отрадинского сельского поселения Мценского района от 10.07.2008 г. № 37-к; уведомлением и расчётом пенсии за выслугу лет бывшему муниципальному служащему Крехтунову В.А. (л.д.10-12).

Однако с <дата> по <дата> при исчислении пенсии за выслугу лет Крехтунову В.А. из указанного размера назначенной пенсии администрацией Отрадинского сельского поселения высчитывались суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав.

Считая, что суммы валоризации пенсионный прав не должны учитываться при исчислении размера пенсии за выслугу лет, истец обратился в суд с требованиями о взыскании с ответчика доплаты к пенсии за выслугу лет в период с <дата> по <дата> в сумме <...>.

Удовлетворяя требования истца в этой части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что исключение суммы валоризации пенсионных прав ответчика противоречит федеральным и областным нормативным актам, и правомерно взыскал с ответчика в пользу истца недополученную им пенсию за выслугу лет за период с <дата> по <дата> в размере <...>.

Расчёт, произвёденный судом, является правильным и сторонами не оспаривается.

При обращении в суд с настоящим иском, истцом были также заявлены требования о взыскании с ответчика недополученной пенсии за выслугу лет в сумме <...>, сложившиеся, по мнению истца, в связи с отказом администрации произвести ему перерасчёт пенсии за выслугу лет на основании п. 8 решения Отрадинского сельского Совета народных депутатов Мценского района от 30.09.2010 г. № 308-НП « О порядке назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Отрадинском сельском поселении», которым был изменён порядок назначения пенсии муниципальным служащим.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что на момент назначения доплаты к трудовой пенсии Крехтунову В.А., замещавшему муниципальную выборную должность <...> администрации <...> поселковой администрации в <дата>, статус выборного должностного лица в Орловской области не был определен.

Доплаты к пенсии за выслугу лет осуществлялись на основании Закона Орловской области «О муниципальной службе Орловской области». Порядок назначения пенсии был один для муниципальных служащих и выборных должностных лиц.

Вместе с тем, несмотря на единый порядок назначения, перерасчета пенсий за выслугу лет, Крехтунову В.А. пенсия была назначена как выборному должностному лицу, но не как муниципальному служащему.

Однако законодательство о муниципальной службе не распространялось и не распространяется на лиц, замещающих выборные муниципальные должности. Статус и гарантии осуществления полномочий выборных должностных лиц регулируется отдельными нормативными правовыми актами.

Определяя гарантии осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления Отрадинского сельского поселения, Отрадинский сельский совет народных дупутатов Мценского района своим решением от 28.10.2010 г. в пункте 11.2 предусмотрел, что лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления Отрадинского сельского поселения, которым была назначена пенсия за выслугу лет до вступления в силу настоящего решения, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности) в размере <...> процентов среднемесячного заработка, но не выше установленного оклада месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами по соответствующей замещавшей выборной должности, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленных в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.

Впоследствии решением Отрадинского сельского совета народных депутатов Мценского района от 10.12.2010 г. № 325-НП в вышеуказанное решение были внесены изменения относительно размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), которая была установлена в размере <...> процентов установленного оклада месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами по соответствующей замещавшей выборной должности, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленных в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что при расчете доплаты к трудовой пенсии истца администрация Отрадинского сельского поселения должна руководствоваться нормативно правовыми актами Совета народных депутатов Отрадинского сельского поселения, определяющими гарантии осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления. В связи с чем, ответчик правомерно применил п. 11.2 решения № №315 - НП от 28.10.2010 г., регулирующего назначение доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные должности, пенсия которым за выслугу лет была назначена до вступления в силу настоящего решения.

При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал Крехтунову В.А. в удовлетворении его исковых требования в части взыскания с ответчика недополученной пенсии за выслугу лет в сумме <...>.

Довод кассационной жалобы Крехтунова В.А. о том, что он получал и далее должен получать пенсию как муниципальный служащий, не влекут отмену решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Другие доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и мотивы их необоснованности подробно изложены в решении суда и с их оценкой судебная коллегия соглашается.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, окончательные выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу решения.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Мценского районного суда Орловской области от 03 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Крехтунова В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи