Дело № 33-1382 Докладчик: Циркунова О.М. Федеральный судья: Ляднова Э.В. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 21 сентября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего Циркуновой О.М. судей Капустянской М.М. и Мерновой О.А. с участием прокурора Териной Н.Н. при секретаре Журавлевой И.Ю. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 09 августа 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить. Признать бездействие администрации Орловского района Орловской области по организации безопасного хранения обезличенных непригодных к применению пестицидов незаконным. Обязать администрацию Орловского района Орловской области обеспечить организацию работы по хранению обезличенных непригодных к применению пестицидов, находящихся в металлическом складе, расположенном по адресу в с. <адрес>, в 400 метрах от жилых домов и в 50 метрах от емкостей с ГСМ, в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 года № 109-ФЗ (в редакции от 04.10.2010 года) и СанПин 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 года № 17». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Циркуновой О.М., судебная коллегия У С ТА Н О В И Л А: Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском о признании бездействия Администрации Орловского района Орловской области незаконным и обязании обеспечить организацию работы по хранению обезличенных, непригодных к применению пестицидов. В обоснование требований ссылался на то, что в результате мониторингового обследования химических источников антропогенного воздействия на окружающую среду Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям установлено, что в с. <адрес>, в 400 метрах от жилых домов и в 50 метрах от емкостей с ГСМ, находится полуразрушенный металлический склад, размером 2х6 м. бывшего колхоза <...>, где хранятся старые, непригодные к применению пестициды в количестве около 1600 кг. Металлическое здание склада полуразрушено, в боковой стене и крыше имеются проломы и щели. Под воздействием атмосферных осадков пол склада прогнил от коррозии, поэтому пестициды фактически хранятся на открытом грунте, вход в склад беспрепятственный. К хранящимся в нем пестицидам имеется свободный доступ людей и животных, охрана не осуществляется. В ходе мониторингового обследования и последующих проверочных мероприятий установить законного владельца как металлического склада, так и хранящихся в нем пестицидов не представилось возможным, фактически они являются бесхозяйными. При указанном способе хранения, противоречащем требованиям СанПиН 1.2.2584-10, возрастает угроза возникновения чрезвычайной ситуации, нанесения вреда окружающей среде и здоровью людей, что обусловлено высокой биологической активностью пестицидов, их способностью к циркуляции в окружающей среде, однако администрацией Орловского района, вопреки требованиям ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, мер по предотвращению возможной чрезвычайной ситуации путем организации безопасного хранения пестицидов не принимается. В результате бездействия администрации Орловского района Орловской области причиняется вред окружающей среде и природным объектам, что создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. По изложенным основаниям просил признать бездействие администрации Орловского района Орловской области по обеспечению условий хранения обезличенных, непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов незаконным и обязать принять меры к устранению нарушений, связанных с ненадлежащим их хранением. Судом постановлено обжалуемое решение. В кассационной жалобе администрацией Орловского района Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм процессуального и материального права. В обоснование доводов жалобы указывается, что администрация Орловского района Орловской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полуразрушенный склад находится на территории <адрес>, которое является муниципальным образованием со своим уставом, бюджетом с полномочиями и обязательствами. В связи с чем, полагаю, что <...> поселение является надлежащим ответчиком по делу. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Орловского района Орловской области Феоктистову О.Г., возражения представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области Маношкина В.Ф. и Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской области Полякова С.Н., мнение прокурора Териной Н.Н., возражавшей против доводов жалобы администрации Орловского района, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда. В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 15 этого же федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Частью 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района предполагают организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу ст. ст. 1, 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. К вопросам местного значения муниципального района относятся: - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Статьей 19 вышеназванного Закона предусмотрено, что хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к хранению применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.1077-01», устанавливающие гигиенические требования, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и окружающей его среды, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 34 от 08.11.01г. В соответствии с п.3.1, 3.14 Санитарных правил и норм гигиенические требования к хранению применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов, допускается только в специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). Ежегодно указанные склады предъявляются учреждениям госсанэпидслужбы для оформления заключения установленного образца. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары; в случае ее нарушения препараты немедленно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными или пролитыми. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2010 года № 17 утверждены СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», согласно которым установлено, что хранение пестицидов допускается только в предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. Не допускается хранение пестицидов под открытым небом. Согласно п. 5.2 Санитарных правил, склады и условия хранения в них химпрепаратов должны соответствовать требованиям Санитарных правил и подтверждаться заключениями, выданными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При отсутствии у организаций, имеющих непригодные к применению препараты, надлежащих условий для хранения, указанные организации обязаны обеспечить их перевозку на склады, имеющие соответствующие условия для хранения. В указанные склады должен быть исключен доступ посторонних лиц, что установлено пунктом 22.8 Санитарных правил. Судом при разрешении дела установлено, что на территории <адрес> в 400 метрах от жилых домов и в 50 метрах от емкостей с ГСМ, находится полуразрушенный металлический склад размером 2x6м, где хранятся старые, непригодные к применению пестициды в количестве около 1 600 кг. Находящиеся в металлическом складе пестициды хранятся с нарушением правил хранения, в связи с чем, возникает угроза загрязнения окружающей среды, причинения вреда здоровью людей, а также высока вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные обстоятельства подтверждаются актами мониторингового обследования химических источников антропогенного воздействия на окружающую среду (запрещенных к применению пестицидов) от <дата> <...> от <дата> (<...> и от <дата>. (<...>, а также заключением Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от <дата> (<...> Металлическое здание склада полуразрушено, в боковой стене и крыше имеются проломы и щели. Под воздействием атмосферных осадков пол склада прогнил от коррозии, пестициды фактически хранятся на открытом грунте. Вход в склад беспрепятственный, к хранящимся в нем пестицидам имеется свободный доступ людей и животных, охрана не осуществляется, вблизи склада наблюдается едкий, характерный для пестицидов запах. Материалами дела установлено, что хранящиеся в металлическом складе в районе с. <адрес> пестициды относятся к 2 классу опасности (чрезвычайно опасные и высокоопасные) непригодных и запрещенных к применению пестицидов, которые затарены в мешки. Данное обстоятельство также подтверждается показаниями ФИО13., старшего государственного инспектора отдела государственного надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям <...>). В настоящее время собственник земельного участка и расположенного на нем объекта неизвестен. Из ответа генерального директора ОАО «<...>» от <дата>. следует, что металлический склад и находящиеся в нем просроченные пестициды в количестве 1600 кг. ОАО «<...>» не принадлежит. Металлический склад и пестициды на балансе ОАО «<...>» не числятся и ранее не числились. Информацией о принадлежности данного склада с просроченными пестицидами ОАО «<...>» не располагает <...> Указанное обстоятельство подтвердил в судебном заседании генеральный директор ОАО «<...>» ФИО14 <...> и свидетель ФИО15 <...> Кроме того, из представленных материалов учетного дела ОАО «<...>» (№), предоставленного межрайонной ИФНС России № 1 по Орловской области, СПК «<...>» не передавал ОАО «<...>» имущество, а именно спорный металлический склад. Помимо этого доказательств того, что металлический склад не находится на балансе ОАО «<...>», подтверждается также расшифровкой основных средств, находящихся на балансе ОАО «<...>» по состоянию на <дата> и на <дата> Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что обезличенные, непригодные к применению пестициды не имеют собственника, соответственно, надлежащим образом не обеспечивается их безопасное хранение, в связи с чем создаются реальные предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций и наступление таких негативных последствий, как причинение ущерба окружающей среде в результате ее загрязнения опасными химическими веществами вреда жизни и здоровью людей. Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и обязал администрацию Орловского района, как орган местного самоуправления, в компетенцию которого входят вопросы по соблюдению законодательства об охране окружающей среды, участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в частности, природного и техногенного характера на территории района; организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, обеспечить организацию хранения запрещенных и непригодных к использованию пестицидов в соответствии с требованиями действующего законодательства. По изложенным основаниям доводы кассационной жалобы о том, что администрация Орловского района является ненадлежащим ответчиком по делу являются несостоятельными и не влекут отмену решения суда. С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Орловского районного суда Орловской области от 09 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Орловского района Орловской области об отмене решения - без удовлетворения. Председательствующий: судья Судьи: