Дело №33-1457 Докладчик Зубова Т.Н. Федеральный судья Болотская Р.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 05 октября 2011г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: Председательствующего Шевченко Э.Н. судей Зубовой Т.Н. и Герасимовой Л.Н. при секретаре Шалаевой И.В. в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 18 августа 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Ларина А.Р. удовлетворить. Признать за Лариным А.Р. право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на три года в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить Ларину А.Р. досрочно пенсию по старости с <дата>». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав представителя ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ковалеву Н.Л., поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения Ларина А.Р., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Ларин А.Р. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи со снижением общеустановленного возраста. В обоснование заявленных требований указывал, что с <дата> по <дата> он работал в <...>, а с <дата> по <дата> в <...>. Юридическим адресом организации <...> и <...> являлся: <адрес>. Однако фактически предприятия располагались близь <адрес>. При этом с 26.04.1986 года в соответствии с Перечнем, определенным Правительством РФ 28.12.1991 года, территория Орловского района Орловской области и поименованные в ней территории сельских поселений, где фактически располагались указанные фирмы, являются зоной с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. При обращении в мае 2011 г. к ответчику с заявлением о назначении пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста ему в этом было отказано по тем основаниям, что территория предприятия, на котором он работал, не входит в зону загрязнения в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 г. В связи с этим, уточнив исковые требования, просил суд признать за ним право на назначение пенсии по старости досрочно с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года и назначить пенсию с момента достижения необходимого возраста, т.е. с <дата> Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что истец не имеет права на уменьшение общеустановленного возраста для назначения пенсии досрочно на три года, поскольку им не представлено суду документов, подтверждающих факт его работы на территории с льготным социально-экономическим статусом в спорные периоды. Кроме того, указывает, что суд необоснованно обязал Управление производить выплату пенсии истцу с <дата>, поскольку такое право у него может возникнуть только после вступления решения суда в законную силу. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В силу ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Согласно п.8 ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии с примечанием к ст.35 данного Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Материалами дела установлено, что <дата> Ларин А.Р. был принят в <...> <...>. <дата> <...> переименовано в <...>. <дата> <...> переименовано в <...> <...><...>. <дата> <...> переименовано в <...>. <дата> <...> переименовано в <...>. <дата> Ларин А.Р. был уволен в связи с ликвидацией организации. <дата> истец был принят <...> в <...>, и <дата> уволен в порядке перевода на <...>». Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке Ларина А.Р.; архивной справкой № от <дата>; архивной справкой № от <дата>; архивной справкой № от <дата> (л.д. 13-17, 10,11,37). Согласно выписки из ЕГРЮЛ от <дата> юридическим адресом <...> является: <адрес>. Указанное предприятие ликвидировано вследствие банкротства (л.д.81-84). В соответствии с государственной лицензией на осуществление строительной деятельности серии № адресом <...> является: <адрес>, организация поставлена на налоговый учет (л.д. 54-57, 42-43). Из схемы утвержденных адресов по улицам <адрес>, <адрес>, <адрес> <...> сельсовета и копии Постановления от 31.10.2000 года № 652 «Об утверждении протокола №1 от 24.10.2000 года территориальной адресной комиссии <адрес> в связи с присвоением новых наименований улиц администрацией г. Орла» видно, что старым адресом <...> являлся: <адрес>, однако утвержденным адресом - <адрес>. (л.д. 60-62, 63). Согласно справкам администрации <...> сельского поселения, <...>, <...>, <...>, <...>, а также <...> действительно располагались на территории земель <...> сельской администрации <адрес>. С 26.04.1986 г. по 01.02.1998 г. данная территория относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 6, 7). Факт постоянной работы истца на загрязненной территории подтвердили допрошенные судом первой инстанции свидетели ФИО1, ФИО2 и ФИО3 До 01.02.1998 года действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года № 297-Р. С 01.02.1998 года действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582. В указанных перечнях перечислены населенные пункты, куда также входит и <адрес> Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Ларина А.Р. о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста. Довод кассационной жалобы ответчика о том, что истец не имеет права на уменьшение общеустановленного возраста для назначения пенсии досрочно на три года, поскольку им не представлено суду документов, подтверждающих его факт работы на территории с льготным социально-экономическим статусом в спорные периоды, противоречит установленным по делу обстоятельствам. В соответствии с п.п. 1,2 ст. 19 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Удовлетворяя требования Ларина А.Р. и обязывая ответчика назначить ему пенсию с <дата>, суд первой инстанции исходил из того, что на указанную дату истец имел право на назначение льготной пенсии, однако ему в этом было неправомерно отказано. Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, а довод кассационной жалобы ответчика о том, что право на льготную пенсию у Ларина А.Р. возникло только после вступления в законную силу решения суда, несостоятельным. Суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня со дня возникновения права на указанную пенсию, поскольку это установлено ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации». Руководствуясь статьями 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Заводского районного суда г. Орла от 18 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области – без удовлетворения. Председательствующий судья Судьи