Дело № 33- 1241 Докладчик: Старцева С. А. Федеральный судья: Мунгалова Ю. Б. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 02 сентября 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: Председательствующего Шевченко Э. Н. и судей Герасимовой Л. Н., Старцевой С. А., при секретаре Алдошиной М. Ю. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе администрации Шаблыкинского района Орловской области на решение Шаблыкинского районного суда г.Орла от 19 июля 2011 года, которым постановлено: « Исковые требования Гришаевой Л. И. и Любимовой Н. Т. удовлетворить. Признать недействующим со дня его принятия решение Шаблыкинского районного Совета народных депутатов Орловской области № 194 от 01 ноября 2010 года «Об изменениях в Положение «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе» в той части, которая не предусматривает прибавление суммы валоризации пенсионных прав граждан к пенсии за выслугу лет муниципальных служащих. Признать недействующим со дня его принятия решение Шаблыкинского районного Совета народных депутатов Орловской области № 222 от 25 февраля 2011 года «О порядке определения размера среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих муниципального образования «Шаблыкинский район Орловской области» в той части, которая предусматривает распространение действия решения о том, что размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде, на муниципальных служащих, право на получение пенсии за выслугу лет которых, возникло до 25 февраля 2011 года. Решение суда о признании нормативных правовых актов недействующими влечет за собой утрату силы этих нормативных правовых актов в указанной в решении суда части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанных недействующими нормативных правовых актах или воспроизводящих его содержание. Обязать Шаблыкинский районный Совет народных депутатов Орловской области опубликовать сообщение о настоящем решении в газете «Шаблыкинский вестник» в течение одного месяца после вступления настоящего решения в законную силу. Признать за Гришаевой Л. И. право на получение пенсии за выслугу лет как муниципальным служащим. Обязать администрацию Шаблыкинского района Орловской области ежемесячно выплачивать Гришаевой Л. И. пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему в соответствии с действующим законодательством и настоящим решением суда. Признать за Любимовой Н. Т. право на получение пенсии за выслугу лет как муниципальным служащим. Обязать администрацию Шаблыкинского района Орловской области ежемесячно выплачивать Любимовой Н. Т. пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему в соответствии с действующим законодательством и настоящим решением суда. Взыскать с администрации Шаблыкинского района Орловской области в пользу Гришаевой Л. И. неполученную часть пенсии за выслугу лет с 01 января 2011 года по 31 мая 2011 года в размере <...> Взыскать с администрации Шаблыкинского района Орловской области в пользу Любимовой Н. Т.неполученную часть пенсии за выслугу лет с 01 января 2011 года по 30 июня 2011 года в размере <...> Взыскать с администрации Шаблыкинского района Орловской области» в пользу Гришаевой Л. И. расходы по уплате государственной пошлины в размере <...>». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С. А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Гришаева Л.И. и Любимова Н.Т. обратились в суд с иском к администрации Шаблыкинского района и Шаблыкинскому районному Совету народных депутатов о признании права на получение муниципальной пенсии за выслугу лет, взыскании неполученной части пенсии за выслугу лет. В обоснование исковых требований указали, что являются получателями пенсии за выслугу лет как муниципальные служащие, которая в настоящее время выплачивается им не в полном объеме. Указали, что частью 3 и 4 статьи 20 Положения «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе» от 22.02.2008 г. (с учетом изменений, внесенных решением Шаблыкинского районного Совета народных депутатов от 15.05.2009 г. № 124) муниципальным служащим были установлены условия назначения пенсии за выслугу лет в размере 75% среднемесячного заработка муниципального служащего без каких-либо ограничений размера указанного заработка. 01.11.2010 г. Шаблыкинским районным Советом народных депутатов было принято решение № 194 «Об изменениях в Положение «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе». Указанное решение вносило изменение в часть 3 статьи 20 данного Положения, было исключено слово «базовой». То есть теперь из трудовой пенсии вычиталась только ее страховая часть. Однако, нормы об увеличении в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой), а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» не были включены в данное решение, что противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и статье 53 Закона Орловской области «О государственной гражданской службе в Орловской области». Вместе с тем, с января 2011 г. им стали платить пенсию за выслугу лет с ограничением 2,8 от должностного оклада при определении заработка для назначения пенсии на основании решения Комиссии по определению законности и правильности начисления дополнительного материального обеспечения к трудовой пенсии муниципальным служащим (пенсии за выслугу лет) от 31.01.2011 г., в полномочия которой не входит установление размера заработка, из которого начисляется пенсия за выслугу лет. 25.02.2011 г. районным Советом в противоречие с частью 4 статьи 20 действующей редакции Положения «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе» было принято решение № 222 «О порядке определения размера среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих муниципального образования «Шаблыкинский район Орловской области», которым было узаконено ограничение среднемесячного заработка для исчисления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим 2,8 должностного оклада. Данное решение вступало в силу с 01.01.2011 г., то есть ему придали обратную силу, что недопустимо. Поскольку расчет указанного вида пенсии осуществляется органами местного самоуправления некорректно и не соответствует действующим нормам законодательства, просили суд признать за ними право на получение пенсии за выслугу как муниципальными служащими в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», Федеральным законом «О муниципальной службе в РФ», Законом Орловской области «О муниципальной службе Орловской области» (в редакции от 03.03.3010 г. № 1037-03), Законом Орловской области от 08.06.2010 г. № 1070 «О внесении изменений в Закон Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области» и взыскать с ответчика в их пользу неполученную часть пенсии за выслугу лет за период с января по май 2011 г.: в пользу Гришаевой Л.И. - в размере <...>., в пользу Любимовой Н.Т. - в размере <...>. Уточнив исковые требования, просили суд признать недействующими как противоречащие Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ) решение районного Совета народных депутатов от 01.11.2010 г. № 194 «Об изменениях в Положение «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе» в части не включения валоризации пенсионных прав граждан в пенсию за выслугу лет, а также часть 4 статьи 20 Положения «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе», утвержденного решением Шаблыкинского районного Совета народных депутатов «О порядке определения размера среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих муниципального образования «Шаблыкинский район Орловской области» от 25.02.2011 г. №222 в части установления ограничения размера среднемесячного заработка для исчисления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим 2,8 должностного оклада и обязать администрацию Шаблыкинского района ежемесячно выплачивать пенсию за выслугу лет в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. В ходе рассмотрения дела истица Любимова Н.Т. уточнила свои исковые требования и просила взыскать с администрации Шаблыкинского района в ее пользу неполученную часть пенсии за выслугу лет за январь-июнь 2011 г. в сумме <...>. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе администрация Шаблыкинского района просит об отмене решения суда. Указывает, что с 01.01.10 г. перерасчет размера пенсии с учетом валоризации осуществляется территориальными пенсионными органами, которые предоставляют сведения о размере страховой части пенсии уже с учетом валоризации, в связи с чем органы местного самоуправления не вправе при расчете пенсии еще раз прибавлять к ней сумму валоризации. Ввиду изложенного полагает, что расчет пенсии за выслугу лет истицам за вычетом наряду со страховой частью трудовой пенсии суммы валоризации, произведен в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания частично недействующим решения Шаблыкинского районного Совета народных депутатов № 194 от 01.11.10 г. Указывает, что поскольку условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств бюджетов муниципальных образований относятся к компетенции органов местного самоуправления, то решение Шаблыкинского районного Совета народных депутатов № 222 от 25 февраля 2011 года «О порядке определения размера среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих муниципального образования «Шаблыкинский район Орловской области» в той части, которой установлена верхняя граница среднемесячного заработка для муниципального служащего, не противоречит закону и не может быть признано недействующим. Ввиду изложенного, полагает, суд неверно произвел расчет пенсии истцам, взяв при расчете за основу не среднюю заработную плату истиц с учетом ее ограничения 2,8 должностного оклада, а денежное содержание по занимаемым им должностям, и не учтя, что в страховую часть трудовой пенсии уже входит сумма валоризации. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения главы администрации Шаблыкинского района Орловской области Левиной М.А., поддержавшей кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на жалобу Гришаевой Л.И., Любимовой Н.Т. и их представителя Зайцевой Н.И., судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со ст.23 ч.3 Закона Орловской области от 09.01.2008 г. №736-ОЗ (ред. от 03.03.2010 года) «О муниципальной службе Орловской области», условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Как видно из материалов дела, Гришаева Л. И. и Любимова Н. Т. работали <...> отдела социальной защиты населения администрации <...> района и были уволены с указанных должностей в связи с уходом на пенсию: Гришаева Л. И. – 15.04.08 г., Любимова Н. Т. – 21.07.05 г. Решением главы администрации Шаблыкинского района Любимовой Н.Т. с <дата> г. была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии, а решением начальника отдела социальной защиты населения администрации Шаблыкинского района с <дата> г. этой же истице назначена пенсия за выслугу лет. Решением начальника отдела социальной защиты населения администрации Шаблыкинского района Гришаевой Л.И. с <дата> г. также назначена пенсия за выслугу лет. При рассмотрении дела судом также установлено, что пенсии за выслугу лет истицам как муниципальным служащим назначались в соответствии с Положением о муниципальной службе в Шаблыкинском районе, утвержденным решением Шаблыкинского районного Совета народных депутатов Орловской области № 69-рс от 22.02.2008 г. (с изменениями, принятыми Решением Шаблыкинского районного Совета народных депутатов от 15.05.2009 г. № 124-рс). Частью 3 ст. 20 указанного Положения (с учетом указных изменений) предусмотрено, что муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях. За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего. Частью 4 ст. 20 Положения предусмотрено, что размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему Шаблыкинского района исчисляется пенсия за выслугу лет не может превышать установленного оклада месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами по замещаемой должности муниципальной службы. По материалам дела также установлено, что решением Шаблыкинского районного Совета народных депутатов № 194 от 01.11.2010 г. часть 3 статьи 20 Положения «О муниципальной службе Шаблыкинском районе» была изложена в следующей редакции: «Муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 45% «среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75% среднемесячного заработка муниципального служащего». Решением Шаблыкинского районного Совета народных депутатов Орловской области № 222 от 25.02.2011 г. принят Порядок определения размера среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих муниципального образования «Шаблыкинский район Орловской области», статьей 11 которого установлено, что размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде, на муниципальных служащих, право на получение пенсии за выслугу лет которых, возникло до 25 февраля 2011 года. Статьей 14 настоящего Порядка определено, что таковой применяется с 1 января 2011 г. и распространяется на муниципальных служащих, пенсия которым была назначена до утверждения настоящего Порядка. Установив, что решения Шаблыкинского районного Совета народных депутатов Орловской области № 194 от 01.11.2010 г. и № 222 от 25.02.2011 г. противоречат действующему федеральному и областному законодательству, суд, руководствуясь ч.2 ст. 253 ГПК РФ признал их недействующими. Судебная коллегия находит решение суда в указанной части подлежащим отмене как поставленное с существенным нарушением норм процессуального права по следующим основаниям. В соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса. Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" не может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, недействующий нормативный правовой акт или его часть, поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части. Частью 4 ст. 47 Устава Шаблыкинского района Орловской области (в редакции от 23.09.2010 г., действующей на момент принятия оспариваемых решений Шаблыкинского районного Совета народных депутатов) предусмотрено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в течение 7 дней с момента их подписания подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу не ранее их официального опубликования (обнародования). Частью 5 ст. 47 того же Устава предусмотрено, что официальное опубликование муниципальных правовых актов района осуществляется в районной газете «Шаблыкинский вестник». По материалам дела, бесспорно, установлено, что вышеуказанные оспариваемые решения Шаблыкинского районного Совета народных депутатов в официальном источнике опубликованы не были. Не представляется возможным сделать вывод и об обнародовании указанных решений Шаблыкинского райсовета путем размещения на стендах в здании администрации Шаблыкинского района, на что ссылалась Глава администрации района ФИО10 поскольку процедура обнародования на момент принятия этих решений не была определена как в Уставе, так и в каком-либо другом нормативно-правовом акте Шаблыкинского района, что подтвердила в суде кассационной инстанции ФИО10 Таким образом, поскольку на момент рассмотрения дела в суде оспариваемые истицами решения Шаблыкинского районного Совета народных депутатов являлись недействующими ввиду невведения их в действие, они не могли быть подвергнуты нормоконтролю в порядке главы 24 ГПК РФ, как не требующие судебного пресечения их юридической силы из-за отсутствия таковой. По указанным основаниям решение суда в указанной части подлежит отмене с прекращением производства по делу по основаниям, предусмотренным абз. 2 ст. 220 ГПК РФ. В тоже время судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в остальной части, как постановленного в строгом соответствии с нормами материального права, по следующим основаниям. В соответствии с ч.3 ст.3 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Поскольку при рассмотрении дела, о чем указано в тексте кассационного определения, бесспорно, нашло подтверждение, что решение Шаблыкинского районного Совета народных депутатов Орловской области № 222 от 25.02.2011 г., утвердившее Порядок определения размера среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих муниципального образования «Шаблыкинский район Орловской области», статьей 11 которого установлено, что размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде, не было опубликовано, районный суд обоснованно пришел к выводу о правомерности доводов истиц в той части, что размер их пенсий за выслугу лет должен исчисляться без установленных этим Порядком ограничений размера среднемесячного заработка 2,8 должностного оклада. Правомерным является и вывод суда о том, что сумма валоризации не должна учитываться при определении размера пенсий по выслуге лет истицам, поскольку в силу ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 г. № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» в области пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области», пунктом 5 ст. 53 которого предусмотрено, что при определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи, не учитываются суммы, полагающиеся в связи валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Нормативно-правовой акт, устанавливающий ограничения по определению размера пенсий муниципальных служащих по выслуге лет за вычетом сумм валоризации, органами местного самоуправления Шаблыкинского района не принимался, что подтвердила в суде кассационной инстанции Глава администрации района ФИО10 Учитывая изложенное, районный суд правомерно произвел расчет пенсий истиц за выслугу лет как муниципальных служащих без учета ограничений размера среднемесячного заработка 2,8 должностного оклада, а также без учета сумм валоризации, которые в силу приведенных норм права ответчик необоснованно учитывал при определении размера указанных пенсий, включая их в страховую часть трудовой пенсии, и поэтому обоснованно взыскал в пользу Гришаевой Л.И. и Любимовой Н.Т. задолженность по указанным выплатам за периоды, предъявленные каждой из них ко взысканию, обязав администрацию Шаблыкинского района Орловской области производить выплаты истицам пенсий за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством. Ввиду изложенного несостоятельны как основанные на ошибочном толковании норм материального права доводы кассационной жалобы администрации Шаблыкинского района о том, что судом неправильно определен размер пенсий истиц за выслугу лет. Руководствуясь абз. 2 ст.220, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О п р е д е л и л а : Решение Шаблыкинского районного суда Орловской области от 19 июля 2011 года в части признания недействующими решений Шаблыкинского районного Совета народных депутатов Орловской области № 194 от 01 ноября 2010 года «Об изменениях в Положение «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе» и № 222 от 25 февраля 2011 года «О порядке определения размера среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих муниципального образования «Шаблыкинский район Орловской области» отменить и производство в указанной части прекратить. В остальной части решение суда оставить без изменения, изложив его резолютивную часть в следующей редакции: «Обязать администрацию Шаблыкинского района Орловской области ежемесячно выплачивать Гришаевой Л. И. и Любимовой Н. Т. пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему в соответствии с действующим законодательством Взыскать с администрации Шаблыкинского района Орловской области в пользу Гришаевой Л. И. неполученную часть пенсии за выслугу лет с 01 января 2011 года по 31 мая 2011 года в размере <...> Взыскать с администрации Шаблыкинского района Орловской области в пользу Любимовой Н. Т. неполученную часть пенсии за выслугу лет с 01 января 2011 года по 30 июня 2011 года в размере <...>. Взыскать с администрации Шаблыкинского района Орловской области» в пользу Гришаевой Л. И. расходы по уплате государственной пошлины в размере <...>». Председательствующий Судьи