иск о досрочном назначении трудовой пенсии по старости



Дело № 33 –1546

Докладчик: Герасимова Л.Н. Федеральный судья: Щербаков А.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

председательствующего Саниной Л.Л.

судей Герасимовой Л.Н., Капустянской М.М.

при секретаре Алдошиной М.Ю.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Верижниковой Л. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области о досрочном назначении пенсии - удовлетворить.

Признать за Верижниковой Л. А. право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.91 г. №-1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Верижниковой Л. А. пенсию с 21.06.2011 года».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Герасимова Л.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Верижникова Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указывала, что в период с 01.06.2000г. по 08.06.2008г. она работала <...> в <...> дистанции пути <...> отделения <...> железной дороги, расположенного в <адрес>, относящемся к территории с льготным социально-экономическим статусом.

Обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии, в чем ей было отказано ввиду того, что по данным персонифицированного учета указанный период работы отражен работодателем без кода территориальных условий.

Считая отказ незаконным, просила суд назначить ей пенсию на льготных условиях, согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.91 г. №-1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», снизив пенсионный возраст на 2 года, и назначить льготную пенсию с 21.07.2011 г.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.

В обоснование доводов жалобы указывается, что поскольку документально не подтвержден факт работы истицы полный рабочий день в спорный период времени в границах зоны радиоактивного загрязнения, то у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований.

Полагает, что правовых оснований для назначения истице пенсии с 21 июня 2011 года не имеется, учитывая, что такое право возникает с момента подачи заявления о назначении пенсии после вступления решения суда в законную силу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Пальчиковой И.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Верижниковой Л.А. адвоката Савенкова А.П., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом, гражданам, имеющим право на одновременное снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст.30-37 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в соответствии с п.п. 1-10 п.1 ст.27 и п.п. 1-6, 8, 9, 13 п.1 ст.28 Федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предоставлено право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

Согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 года № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1, границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

С 01.02.1998 года действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582, в который входит и п.Верховье, Верховского района, Орловской области.

Из материалов дела видно, что истица с 01.06.2000 г. по 08.06.2008 г. работала в <...> дистанции пути в должности <...>

Указанное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки Верижниковой Л.А. АТ-I №5700410, справкой №21 от 17.01.2011г., выданной ОАО «РЖД» филиала «<...> железная дорога» Структурного подразделения <...> отделение <...> железной дороги <...> дистанция пути (л.д. 5,36).

Согласно уведомлению ГУП «<...> отделение <...> железной дороги» МПС РФ от 01.06.2000 г. за подписью начальника ОП ГУП «<...> отделение Московской железной дороги» МПС РФ «<...> дистанция пути» Верижникова Л.А. поставлена в известность о том, что ее рабочее место будет располагаться на станции <...> (л.д.31).

Из пункта 1.6 Положения о Верховской дистанции пути Орловско-Курского отделения Московской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденному начальником Московской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» от 30.09.2003 г., усматривается, что местом нахождения дистанции пути является <адрес> (л.д. 6 об.).

Из схемы Верховской дистанции пути следует, что истица в течение полного рабочего дня работала на территории радиоактивного загрязнения, относящейся к зоне с льготным социально- экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Отказывая истице в назначении пенсии по старости досрочно с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста, ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области указывало, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета указанный период работы заявлен работодателем без кода территориальных условий, факт ее работы на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден документально.

Между тем, судом при разрешении дела установлено, что рабочее место Верижниковой Л.А. было расположено на территории п. <адрес>, где она работала в течение полного рабочего дня.

Данное обстоятельство, помимо вышеприведенных доказательств, также подтверждается схемой <...> дистанции пути, актом № 4 от 02.06.2011г. о результатах документальной проверки факта работы Верижниковой Л.А. на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в <...> дистанции пути (л.д. 38,39).

Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что в период времени с 01.06.2000г. по 08.06.2008г. истица постоянно работала в населенном пункте, относящемся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста.

В связи с этим, довод жалобы, что у суда не было законных оснований для назначения истице досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.

Доводы жалобы ответчика о том, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за истицей должно быть признано с момента вступления решения суда в законную силу, не влекут отмену решения ввиду несостоятельности.

Так, в соответствии с ч.1 ст.19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ).

Поскольку право на получение трудовой пенсии возникло у Верижниковой Л.А. с 21.06.2011г., суд обоснованно указал о назначении истице пенсии с даты, когда у него возникло такое право, так как нарушенное право истицы на получение трудовой пенсии по старости подлежит восстановлению с момента нарушения права.

Руководствуясь ст.ст. 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заводского районного суда г. Орла от 13 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об отмене решения суда – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: