восстановление статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобольской АЭС, выплата ежемесясной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.



Дело № 33-1553

Докладчик: Угланова М.А. Федеральный судья: Лигус О.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

председательствующего Углановой М.А.

судей Мерновой О.А., Ларионовой С.В.

при секретаре Постникове Н.С.

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационным жалобам ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области и Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 09 сентября 2011 года, которым с учетом определения суда от 16 сентября 2011 года постановлено:

«Исковые требования Суслова А.Г. удовлетворить частично.

Восстановить Суслову А.Г. статус участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, призванного в качестве военнообязанного на специальные сборы в период с 26.06.1986 года по 18.07.1986 года и выполнявшего работы, связанные с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах тридцатикилометровой зоны отчуждения.

Взыскать с Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области в пользу Суслова А.Г. задолженность по невыплаченному пособию в сумме <...> рублей.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Суслова А.Г. задолженность по невыплаченной единовременной денежной выплате в сумме <...> рублей.

В иске к Управлению социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области отказать».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Суслов А.Г. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области, Управлению социальной защиты населения Департаменту здравоохранения и социального развития, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о восстановлении статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и взыскании денежных средств.

В обоснование исковых требований ссылался на то, что участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения с 26.06.1986 г. по 19.07.1986 года, в составе <...>, работая <...>, на которой ежедневно выезжал на территорию атомной станции и выполнял работы по дезактивации территории специальными средствами. Получив предельно допустимую дозу облучения, был направлен по месту жительства в г. Орел, где в военкомате ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Были назначены и выплачивались полагающиеся компенсационные выплаты.

Указал, что в 1992 году он утерял удостоверение и взамен ему была выдана справка о том, что он является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

С 05.11.2005 года УПФ в г. Орле и Орловском районе и с 01.01.2007 года Управлением социальной защиты населения компенсационные выплаты были прекращены на том основании, что у него отсутствует удостоверение участника ликвидации последствий на ЧАЭС.

Просил восстановить ему статус участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и взыскать с ответчиков задолженность по выплатам с июля 2008 года по настоящее время.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что истец не имеет права на получение ежемесячной денежной выплаты, поскольку он не представил документ, подтверждающий статус участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.

В кассационной жалобе Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области просит решение суда в части взыскания с Департамента в пользу Суслова А.Г. задолженности по невыплаченному пособию в размере <...> рублей отменить и в данной части требований истцу отказать, ссылаясь на то, что суд необоснованно взыскал задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с Департамента, поскольку в соответствии с Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, утвержденными Постановлением Правительства № 907 от 31.12.2004 г. ( в ред. от 24.09.2010 года), данные выплаты производит орган социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта РФ, каковым в Орловской области является КУ «Управление социальной защиты населения в г. Орел».

Кроме того, указывает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для взыскания задолженности по указанной выплате, так как факт участия Суслова А.Г. в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС был установлен только обжалуемым решением суда, поэтому право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 15 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1 у истца возникнет только с момента предъявления удостоверения в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Пальчиковой И.В., Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области Бухвостовой О.А., КУ «Управление социальной защиты населения г. Орла» Васильевой Е.С., поддержавших доводы жалоб, возражения представителя истца по доверенности Тавлович С.Г., судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению ввиду следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Согласно ч. 3 ст. 13 приведенного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрены статьей 15 Закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 26 июня 1986 года истец Суслов А.Г., будучи военнообязанным в запасе, <адрес> военкоматом г. Орла был призван на специальные сборы для участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 14-16, 64).

В период с 26 июня 1986 года по 18 июля 1986 года Суслов А.Г. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и в указанный период времени получил дозу облучения 22, 04 ренген.

23.04.1991 года истцу было выдано удостоверение участника ликвидации последствий на ЧАЭС серии А (л.д.15).

23.08.1996 года Указом Президента РФ от 23.08.1996 года Суслов А.Г. награжден орденом «Мужества» (награда ) (л.д. 17,67).

Вместо утерянного удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС <адрес> райвоенкоматом г. Орла 16 марта 1998 года истцу была выдана справка о том, что он действительно принимал участие в ликвидации последствий на ЧАЭС с 26.06.1986 г. по 18.07.1986 г. (л.д. 18).

Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что до ноября 2005 года истцу выплачивалась ежемесячная денежная выплата, предусмотренная п. 3 ч. 1 ст. 27.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

До 01.01.2007 года Суслов А.Г. состоял на учете в отделе социальной защиты населения по <адрес> как получатель ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной нормами приведенного Закона.

По смыслу действующего законодательства, поскольку факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы порождает права и льготы, закрепленные в базовом Законе, то он может быть установлен в судебном порядке в случае, если у заявителя отсутствуют документы, на основании которых в соответствии с положением о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выдаются удостоверения, подтверждающие право на получение указанных льгот и компенсаций, и такие документы невозможно получить в ином порядке либо восстановить их в случае утраты.

Разрешая спор по существу и установив факт выполнения Сусловым А.Г. в период с 26.06.1986 года по 18.07.1986 г. работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах тридцатикилометровой зоны отчуждения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о восстановлении истцу статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, призванного в качестве военнообязанного на специальные сборы в период с 26.06.1986 года по 18.07.1986 года и взыскании в его пользу задолженности по невыплаченной единовременной денежной выплате в сумме <...> рублей и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <...> рублей.

Расчеты подлежащих взысканию сумм судом сделаны с учетом периодов задолженности, оснований для признания произведенных расчетов неправильными не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о взыскании образовавшейся задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области.

В соответствии с п. 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.204 г. № 907 (в ред. от 24.09.2010 года) для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление с приложением определенных Постановлением Правительства РФ документов.

По месту подачи заявления на каждого получателя компенсации формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке.

Уполномоченный орган составляет списки граждан, которые подписываются руководителем этого органа, заверяются печатью и представляются ежемесячно в территориальный орган Федерального казначейства.

Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.

Согласно Уставу Казенного учреждения Орловской области «Управление социальной защиты населения г. Орла», учреждение является некоммерческой организацией, созданной Орловской областью для оказания государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральным и областным законодательством полномочий органов государственной власти Орловской области в сфере социальной защиты населения.

Учреждение оказывает в соответствии с законодательством о социальной защите населения государственные услуги: назначение, перерасчет, оформление документов на выплату в соответствии с федеральным законодательством компенсаций в возмещение вреда здоровью, на приобретение продовольственных товаров на питание, на оздоровление, по случаю потери кормильца, иных установленных законодательством выплат лицам, пострадавшим вследствие воздействия радиации на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ветеранам подразделений особого риска (п.п. 7 п. 12.2 Устава).

Таким образом, учитывая, что выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров должна производиться КУ «Управление социальной защиты населения г. Орла» и данное Учреждение было привлечено судом первой инстанции в качестве ответчика по настоящему делу, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда, взыскав задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме <...> рублей с Казенного учреждения «Управление социальной защиты населения г. Орла».

Довод кассационной жалобы ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе в той части, что истец не имеет права на получение ежемесячной денежной выплаты, поскольку не представил документ, подтверждающий статус участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС не влечет отмену принятого судом решения, поскольку совокупностью исследованных судом первой инстанции доказательств подтвержден факт выполнения Сусловым А.Г. в период с 26.06.1986 года по 18.07.1986 г. работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах тридцатикилометровой зоны отчуждения, что предоставляет ему право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Орла от 09 сентября 2011 года изменить.

Взыскать с Казенного учреждения «Управление социальной защиты населения г. Орла» в пользу Суслова А.Г. задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме <...> рублей.

В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, а кассационный жалобы ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе и Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области об отмене решения – без удовлетворения.

Председательствующий: судья

Судьи: