Дело № 33-1604 Докладчик: Склярук С.А. Федеральный судья: Шекшуева О.Н. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе председательствующего Склярука С.А. судей: Сабаевой И.Н., Углановой М.А. с участием прокурора Лебедевой Ю.В. при секретаре Журавлевой И.Ю. в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 30 сентября 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора Орловского района Орловской области удовлетворить. Признать бездействие администрации Орловского района Орловской области по организации безопасного хранения непригодных к применению пестицидов незаконным. Обязать администрацию Орловского района Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить организацию работы по перезатариванию, безопасному хранению и дальнейшей утилизации пестицидов, находящихся на территории производственной базы бывшего хозяйства ООО «<...>» в д. <...>, в 150 м от жилой зоны, 150 м от водонапорной башни, в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 года № 109-ФЗ (в редакции от 04.10.2010 года) и СанПин 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 года № 17». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Орловского района Орловской области обратился в суд с заявлением к администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным бездействия администрации и понуждении организовать перезатаривание и безопасное хранение пестицидов. В обоснование заявленных требований указывал, что Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям было установлено, что на территории производственной базы бывшего хозяйства ООО «<...>» в д. <...>, в 150 метрах от жилой зоны и в 150 метрах от водонапорной башни на стеллажах складов осуществляется хранение старого, не пригодного к применению, пестицида «Байтан» в количестве 1,150т и железных бочек из-под пестицида «Тарга Супер» в количестве 3-х штук емкостью 25 и 100 л. Не исключается попадание пестицидов в окружающую среду при нарушении целостности емкостей, что повлечет за собой причинение ущерба окружающей среде. При таком способе хранения пестицидов возрастает угроза возникновения чрезвычайной ситуации, нанесения вреда окружающей среде, здоровью людей, так как пестициды являются химическими веществами, представляющими высокую опасность. Каких-либо мер по предотвращению возможной чрезвычайной ситуации администрация района не принимает, в результате чего существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации на территории района, причиняется вред окружающей среде, нарушается конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Просил признать бездействие администрации Орловского района Орловской области по обеспечению условий хранения непригодных к применению пестицидов незаконным и обязать администрацию произвести перезатаривание, безопасное хранение и дальнейшую утилизацию пестицидов в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе администрация Орловского района Орловской области просит об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение. Приводит доводы о том, что администрация Орловского района Орловской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку ядохимикаты находятся на территории Неполодского сельского поселения, которое является отдельным муниципальным образованием со своим уставом, бюджетом и полномочиями. Указывает, что судом не было учтено то, что администрация Орловского района Орловской области не наделялась предусмотренными Федеральным законом от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» отдельными государственными полномочиями в этой сфере, в связи с чем, ссылка суда в решении на указанный закон неправомерна. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав мнение прокурора Лебедевой Ю.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения. Согласно ст.19 Федерального закона от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. В соответствии с п.5.1, 5.15 СанПин 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы» хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары, в случае её нарушения препараты немедленно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными или пролитыми. В силу п.22.1 СанПин 1.2.2584-10 обезвреживанию, утилизации и уничтожению подлежат пестициды и агрохимикаты, непригодные к дальнейшему применению по назначению. Судом при разрешении спора установлено, что на территории производственной базы бывшего хозяйства ООО «<...>» в д. <...> в 150 метрах от жилой зоны и в 150 метрах от водонапорной башни на стеллажах бесхозных складов хранится старый, непригодный к применению, пестицид «Байтан» в количестве 1,150т и железные бочки из-под пестицида «Тарга Супер» в количестве 3-х штук емкостью 25 и 100 л. Указанные пестициды хранятся с нарушением правил хранения, в связи с чем возникает угроза загрязнения окружающей среды, причинение вреда здоровью людей, а также высока вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на территории района. Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались и подтверждаются актами мониторингового обследования химических источников антропогенного воздействия на окружающую среду от <...>., фототаблицей, показаниями свидетеля <...>.Н. и объяснениями специалиста <...>.А. (л.д.9-12) При этом судом было бесспорно установлено, что вышеуказанные пестициды на балансе какого-либо хозяйствующего субъекта не числятся, что подтверждается показаниями свидетеля <...>Г., сведениями из Управления Росреестра по Орловской области, договором купли-продажи от <...>. (л.д.28,57-61,64-69) Таким образом, судом установлен факт необеспечения требований законодательства по безопасному хранению обнаруженных на территории производственной базы бывшего хозяйства ООО «<...>» непригодных к применению пестицидов, в силу чего имеются реальные предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций и наступления таких негативных последствий, как причинение ущерба окружающей среде в результате ее загрязнения опасными химическими веществами, а также вреда жизни и здоровью людей, проживающих на территории Орловского района Орловской области. В соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Предусмотренные п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района предполагают организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст.ст. 1, 7 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Основываясь на вышеприведенных нормах права суд пришел к правильным выводам о том, что обязанность по организации работ по перезатариванию, безопасному хранению и дальнейшей утилизации вышеуказанных непригодных к применению пестицидов, обнаруженных на территории Орловского района Орловской области, лежит на администрации Орловского района, так как в ее компетенцию входят вопросы по соблюдению законодательства об охране окружающей среды, участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района. При таких обстоятельствах, выводы суда об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора в полном объеме являются правильными. В связи с этим доводы кассационной жалобы о том, что администрация Орловского района является ненадлежащим ответчиком по делу, а также, что законодательством на неё не возложены соответствующие полномочия, не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену постановленного по делу решения, так как данные доводы сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, которая не может быть принята по указанным в настоящем определении основаниям. Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Орловского районного суда Орловской области от 30 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Орловского района Орловской области - без удовлетворения. Председательствующий - судья Судьи: