О признании незаконным бездействия администрации района и понуждении организовать перезатаривание и безопасное хранение пестицидов



Дело № 33-1604

Докладчик: Склярук С.А. Федеральный судья: Шекшуева О.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего Склярука С.А.

судей: Сабаевой И.Н., Углановой М.А.

с участием прокурора Лебедевой Ю.В.

при секретаре Журавлевой И.Ю.

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 30 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Орловского района Орловской области удовле­творить.

Признать бездействие администрации Орловского района Орловской области по организации безопасного хранения непригодных к применению пестицидов незакон­ным.

Обязать администрацию Орловского района Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить организа­цию работы по перезатариванию, безопасному хранению и дальнейшей утилизации пес­тицидов, находящихся на территории производственной базы бывшего хозяйства ООО «<...>» в д. <...>, в 150 м от жи­лой зоны, 150 м от водонапорной башни, в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 года № 109-ФЗ (в редакции от 04.10.2010 года) и СанПин 1.2.2584-10 «Гигиенические требо­вания к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, примене­ния, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 года № 17».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Орловского района Орловской области обратился в суд с заявлением к администрации Орловского района Орловской об­ласти о признании незаконным бездействия администрации и понуждении организовать перезатаривание и безопасное хранение пестицидов.

В обоснование заявленных требований указывал, что Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям было установлено, что на территории производственной базы бывшего хо­зяйства ООО «<...>» в д. <...>, в 150 метрах от жилой зоны и в 150 метрах от водонапорной башни на стеллажах складов осуществляется хранение старого, не пригодного к применению, пестицида «Байтан» в количестве 1,150т и железных бочек из-под пестицида «Тарга Супер» в количестве 3-х штук емкостью 25 и 100 л. Не исключается попадание пестицидов в окружающую среду при нарушении целостности емкостей, что повлечет за собой причинение ущерба окружающей среде. При таком спо­собе хранения пестицидов возрастает угроза возникновения чрезвычайной ситуации, нанесения вреда окружающей среде, здоровью людей, так как пестициды являются хи­мическими веществами, представляющими высокую опасность. Каких-либо мер по предотвращению возможной чрезвычайной ситуации администрация района не принимает, в результате чего существует угроза возникновения чрезвычайной си­туации на территории района, причиняется вред окружающей среде, нару­шается конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Просил признать бездействие администрации Орловского района Орлов­ской области по обеспечению условий хранения непригодных к применению пестици­дов незаконным и обязать администрацию произвести перезатаривание, безопасное хра­нение и дальнейшую утилизацию пестицидов в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе администрация Орловского района Орловской области просит об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение.

Приводит доводы о том, что администрация Орловского района Орловской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку ядохимикаты находятся на территории Неполодского сельского поселения, которое является отдельным муниципальным образованием со своим уставом, бюджетом и полномочиями.

Указывает, что судом не было учтено то, что администрация Орловского района Орловской области не наделялась предусмотренными Федеральным законом от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» отдельными государственными полномочиями в этой сфере, в связи с чем, ссылка суда в решении на указанный закон неправомерна.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав мнение прокурора Лебедевой Ю.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

Согласно ст.19 Федерального закона от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

В соответствии с п.5.1, 5.15 СанПин 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы» хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары, в случае её нарушения препараты немедленно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными или пролитыми.

В силу п.22.1 СанПин 1.2.2584-10 обезвреживанию, утилизации и уничтожению подлежат пестициды и агрохимикаты, непригодные к дальнейшему применению по назначению.

Судом при разрешении спора установлено, что на территории производственной базы бывшего хо­зяйства ООО «<...>» в д. <...> в 150 метрах от жилой зоны и в 150 метрах от водонапорной башни на стеллажах бесхозных складов хранится старый, непригодный к применению, пестицид «Байтан» в количестве 1,150т и железные бочки из-под пестицида «Тарга Супер» в количестве 3-х штук емкостью 25 и 100 л. Указанные пестициды хранятся с нарушением правил хранения, в связи с чем возникает угроза загрязнения окружающей среды, причинение вреда здоровью людей, а также высока вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на территории района.

Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались и подтверждаются актами мониторингового обследования химических источников антропогенного воздействия на окружающую среду от <...>., фототаблицей, показаниями свидетеля <...>.Н. и объяснениями специалиста <...>.А. (л.д.9-12)

При этом судом было бесспорно установлено, что вышеуказанные пестициды на балансе какого-либо хозяйствующего субъекта не числятся, что подтверждается показаниями свидетеля <...>Г., сведениями из Управления Росреестра по Орловской области, договором купли-продажи от <...>. (л.д.28,57-61,64-69)

Таким образом, судом установлен факт необеспечения требований законодательства по безопасному хранению обнаруженных на территории производственной базы бывшего хо­зяйства ООО «<...>» непригодных к применению пестицидов, в силу чего имеются реальные предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций и наступления таких негативных последствий, как причинение ущерба окружающей среде в результате ее загрязнения опасными химическими веществами, а также вреда жизни и здоровью людей, проживающих на территории Орловского района Орловской области.

В соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Предусмотренные п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района предполагают организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст.ст. 1, 7 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Основываясь на вышеприведенных нормах права суд пришел к правильным выводам о том, что обязанность по организа­ции работ по перезатариванию, безопасному хранению и дальнейшей утилизации вышеуказанных непригодных к применению пестицидов, обнаруженных на территории Орловского района Орловской области, лежит на администрации Орловского района, так как в ее компетенцию входят вопросы по соблюдению законодательства об охране окружающей среды, участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района.

При таких обстоятельствах, выводы суда об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора в полном объеме являются правильными.

В связи с этим доводы кассационной жалобы о том, что администрация Орловского района является ненадлежащим ответчиком по делу, а также, что законодательством на неё не возложены соответствующие полномочия, не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену постановленного по делу решения, так как данные доводы сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, которая не может быть принята по указанным в настоящем определении основаниям.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Орловского районного суда Орловской области от 30 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Орловского района Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий - судья

Судьи: