о признании бездействия администрации Кромского района по организации работ по утилизации пестицидов



Дело № 33-1588

Докладчик Ларионова С.В. Федеральный судья Погорелый А.И.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

председательствующего Циркуновой О.М.

судей Герасимовой Л.Н., Ларионовой С.В.

при секретаре Наумовой Н.М.

в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе администрации Кромского района Орловской области на решение Кромского районного суда Орловской области от 29 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Кромского района Орловской области незаконным и обязании обеспечить организацию работ по утилизации обезличенных непригодных к применению пестицидов, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Кромского района Орловской области по организации утилизации обезличенных, непригодных к применению пестицидов, незаконным.

Обязать администрацию Кромского района Орловской области в срок до 01 декабря 2011 года обеспечить организацию работ по утилизации обезличенных непригодных к применению пестицидов, находящихся в двух полуразрушенных складах, расположенных в п. Кромской, Кромского района, Орловской области, в 200 метрах от оврага, в 50 метрах от яблоневого сада».

Заслушав дело по докладу судьи Ларионовой С.В., судебная коллегия

У С ТА Н О В И Л А:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском о признании бездействия Администрации Кромского района Орловской области незаконным и обязании обеспечить организацию работ по утилизации обезличенных, непригодных к применению пестицидов.

В обоснование требований ссылался на то, что в результате мониторингового обследования химических источников антропогенного воздействия на окружающую среду Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям установлено, что на территории бывшего совхоза «Кромской» в п. Кромской Большеколчевского сельского поселения Кромского района, в 200 метрах от оврага, в 50 метрах от яблоневого сада, находятся два полуразрушенных склада, где хранятся старые, непригодные к применению пестициды в количестве около 7 тонн.

Кирпичное здание склада разрушено, стены и крыша обвалились. Пестициды разных видов хранятся на полу, навалом, их упаковка нарушена. С торцевой стороны склада, на открытом грунте, хранятся обезличенные пестициды в количестве около 500 кг.

Второй склад деревянный, от которого остались одни фрагменты, находится в трех метрах от разрушенного кирпичного склада. В нем также хранятся старые, непригодные к применению пестициды в количестве около 3 тонн.

К указанным складам имеется свободный доступ людей, животных, атмосферных осадков, здесь же наблюдается едкий, характерный для пестицидов запах. Охрана местности не осуществляется.

В ходе мониторингового обследования и последующих проверочных мероприятий установить законного владельца складов и хранящихся в нем пестицидов не представилось возможным, фактически они являются бесхозяйными.

При указанном способе хранения, противоречащем требованиям СанПиН 1.2.2584-10, возрастает угроза возникновения чрезвычайной ситуации, нанесения вреда окружающей среде и здоровью людей, что обусловлено высокой биологической активностью пестицидов, их способностью к циркуляции в окружающей среде, однако администрацией Кромского района, вопреки требованиям ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, мер по предотвращению возможной чрезвычайной ситуации путем организации безопасного хранения пестицидов не принимается.

В результате бездействия администрации Кромского района Орловской области причиняется вред окружающей среде и природным объектам, что создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

По изложенным основаниям просил признать бездействие администрации Кромского района Орловской области по организации утилизации обезличенных, непригодных к применению пестицидов незаконным и обязать принять меры к устранению нарушений, связанных с ненадлежащим их хранением.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В кассационной жалобе администрацией Кромского района Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм процессуального и материального права.

В обоснование доводов жалобы указывается, что администрация Кромского района Орловской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полуразрушенные склады находятся на территории одного неоднократно реорганизованного сельскохозяйственного предприятия (совхоз «Кромской», СПК «Кромское», ТНВ «Михайлов и К», руководителем которого является Михайлов В.Е. – представитель заинтересованного лица. В адрес Михайлова В.Е. неоднократно выносились различные предписания надзирающих органов по вопросу безопасного хранения пестицидов, однако никаких действенных мер по данному нарушению закона принято не было.

Ссылается на то, что администрация Кромского района как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления не обладало и не обладает властными полномочиями в сфере безопасного обращения с пестицидами.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Кромского района Орловской области Степанец Л.И., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.

В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 15 этого же федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Частью 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района предполагают организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу ст. ст. 1, 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

К вопросам местного значения муниципального района относятся:

- организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Статьей 19 вышеназванного Закона предусмотрено, что хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к хранению применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.1077-01», устанавливающие гигиенические требования, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и окружающей его среды, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 34 от 08.11.01г.

В соответствии с п.3.1, 3.14 Санитарных правил и норм гигиенические требования к хранению применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов, допускается только в специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). Ежегодно указанные склады предъявляются учреждениям госсанэпидслужбы для оформления заключения установленного образца. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары; в случае ее нарушения препараты немедленно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными или пролитыми.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2010 года № 17 утверждены СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизация пестицидов и агрохимикатов», согласно которым установлено, что хранение пестицидов допускается только в предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. Не допускается хранение пестицидов под открытым небом.

Согласно п. 5.2 Санитарных правил, склады и условия хранения в них химпрепаратов должны соответствовать требованиям Санитарных правил и подтверждаться заключениями, выданными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При отсутствии у организаций, имеющих непригодные к применению препараты, надлежащих условий для хранения, указанные организации обязаны обеспечить их перевозку на склады, имеющие соответствующие условия для хранения. В указанные склады должен быть исключен доступ посторонних лиц, что установлено пунктом 22.8 Санитарных правил.

Судом при разрешении дела установлено, что два полуразрушенных склада в 200м от оврага и в 50 м от яблоневого сада, расположенные на территории п.Кромской Кромского района Орловской и хранящиеся в них обезличенные пестициды в количестве 7 тонн не имеют собственника(бесхозны). Данные пестициды хранятся с нарушением правил хранения, в связи с чем, возникает угроза загрязнения окружающей среды, причинения вреда здоровью людей, а также высока вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Указанные обстоятельства подтверждаются актами мониторингового обследования химических источников антропогенного воздействия на окружающую среду (запрещенных к применению пестицидов) от 19.05.2011г. (л.д. 24,25),а также заключением Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 27.06.2011 г. (л.д. 22-23).

Два полуразрушенных склада не имеют крыши. Под воздействием атмосферных осадков, пестициды фактически хранятся на открытом грунте. Вход в склады беспрепятственный, к хранящимся в нем пестицидам имеется свободный доступ людей и животных, охрана не осуществляется, вблизи склада наблюдается едкий, характерный для пестицидов запах, в образцах почвы обнаружено превышение содержания «хлорпирифоса».

Материалами дела установлено, что хранящиеся в полуразрушенных складах в районе пос. Кромской пестициды относятся к первому классу опасности (чрезвычайно опасные и высокоопасные) непригодных и запрещенных к применению пестицидов,с нарушенной целостностью упаковки. Данное обстоятельство также подтверждается показаниями <...> представителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям (л.д.84 ).

В настоящее время собственник земельного участка и расположенного на нем объекта неизвестен.

Из пояснений руководителя ТНВ «Михайлов и К»» следует, что два полуразрушенных склада с непригодными к применению пестицидами, находящимися на территории ТНВ «Михайлов и К» в п. Кромской Кромского района Орловской области от СПК « Кромское» в собственность ТНВ «Михайлов и К» не передавались, на балансе данного хозяйства не числиться и ранее не числились. Информацией о принадлежности данного склада с просроченными пестицидами ТНВ «Михайлов и К» не располагает (л.д.47,70,88).

Указанное обстоятельство подтвердил в судебном заседании руководитель ТНВ «Михайлов и К» <...>.(л.д.69) и эколог администрации Кромского района <...>

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что обезличенные, непригодные к применению пестициды не имеют собственника, соответственно, надлежащим образом не обеспечивается их безопасное хранение, в связи с чем создаются реальные предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций и наступление таких негативных последствий, как причинение ущерба окружающей среде в результате ее загрязнения опасными химическими веществами вреда жизни и здоровью людей.

Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и обязал администрацию Кромского района, как орган местного самоуправления, в компетенцию которого входят вопросы по соблюдению законодательства об охране окружающей среды, участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в частности, природного и техногенного характера на территории района; организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов обеспечить организацию хранения запрещенных и непригодных к использованию пестицидов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

По изложенным основаниям доводы кассационной жалобы о том, что администрация Кромского района является ненадлежащим ответчиком по делу являются несостоятельными и не влекут отмену решения суда.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кромского районного суда Орловской области от 29 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Кромского района Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий - судья

Судьи