Дело № 33- 1661 Докладчик: Старцева С. А. Федеральный судья: Самойлова Ю. С. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 09 ноября 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: Председательствующего Старцевой С. А. и судей Ларионовой С. В., Мерновой О. А. при секретере Шелакове М. М. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Кузнецовой Р. И. на решение Советского районного суда г. Орла от 07 октября 2011 года, которым постановлено: « Исковые требования Кузнецовой Р. Н. к администрации г. Орла, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области о признании права на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем, - оставить без удовлетворения». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С. А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Кузнецова Р.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области о признании права на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем. В обоснование требований указала, что является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (удостоверение Серия Р № 018130 от 28.05.1998 г), а также инвалидом <...> группы <...> (Справка МСЭ-2007 № 5817676). Нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения не является, а проживает в жилом помещении, общая площадь которого на одного человека составляет 10,8 квадратных метра, то есть менее учетной нормы. Полагая, что имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и на обеспечение жильем в рамках проводимых программ, связанных с улучшением жилищных условий, в соответствии со статьей 14 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в чем администрацией г. Орла ей было отказано со ссылкой на письмо Минрегиона РФ от 19.03.2010 г. N. 10496-СК/07, в соответствии с которым бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не подлежат, просила суд признать за ней право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета согласно ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" и на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов"; обязать администрацию г. Орла принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 05.08.2011 года; обязать администрацию г. Орла включить её в заявку на предоставление субвенций из федерального бюджета. Уточнив исковые требования, просила суд установить за ней право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 14, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов"; признать отказ администрации г. Орла в постановке ее на учет нуждающейся неправомерным и обязать принять её на такой учет с 05.08.2011 года на основании документов, представленных в Администрацию вместе с заявлением от 05.08.2011 года; принять решение о выделении персональной выплаты и представить его в Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области с полным пакетом документов, подтверждающих право на получение социальной выплаты; обязать Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области включить её в заявку на предоставление субвенций из федерального бюджета; включить её в сводный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвердить сводный реестр и представить его в Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области; обязать Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области произвести распределение средств, предусмотренных в областном бюджете на обеспечение жильем, согласно ее льготной очередности; в пятидневный срок перечислить субвенцию в местный бюджет; обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 36 кв.м. в собственность в форме единовременной социальной выплаты за счет субвенций из областного бюджета в порядке ассигнований, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе Кузнецова Р. Н. просит об отмене решения суда как незаконного ввиду неправильного применения судом норм материального права, а также в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что как бывший несовершеннолетний узник фашизма имеет право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилья, а также имеет право состоять на учете нуждающихся в получении такового. Указывает, что в соответствии с действующим законодательствам ею представлены все документы, необходимые для постановки на учет для получения жилья, в том числе справка о составе семьи, из которой следует, что бывшая невестка, в квартире которой она в настоящее время проживает, не входит в состав её семьи, в связи с чем её право пользования указанным жилым помещением не может служить основанием для отказа в постановке её на учет нуждающихся в жилье. Отмечает, что поскольку она не является собственником квартиры, в которой проживает, то по ней вообще не может быть определена учетная норма, в связи с чем вывод суда о намеренном ухудшении ею жилищных условий путем прописки в квартиру, в которой она проживает, ее внучки ФИО30 является неправомерным. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя истицы по доверенности Кузнецовой М.И., поддержавшую кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на жалобу представителя администрации г. Орла Платошкиной И.Ю., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 9 января 2010 г. N 30) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Правительству Российской Федерации предложено предусмотреть бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом в 2009 - 2011 годах. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" участники Великой Отечественной войны относятся к ветеранам Великой Отечественной войны. Пунктом 8 ст. 154 Федерального закона от 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (подп. 3 пункта 1 статьи 15). Таким образом, из приведенных норм права следует, что только нуждающиеся в улучшении жилищных условий бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в виде мер социальной поддержки обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. Частью 1 ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2). В силу ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления установленной данным органом. Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 года №5/058-ГС установлена учетная норма площади жилого помещения в г. Орле в размере 11,5 кв.м общей площади жилого помещения. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч.1). Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч.1). В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Из материалов дела следует, что Кузнецова Р.Н., <дата> г. рождения, является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (удостоверение Серия Р № 018130 от 28.05.1998 г), а также инвалидом <...> группы <...> (Справка МСЭ-2007 № 5817676) (л.д.50-51). 05.08.2011 года Кузнецова Р.Н. обратилась с заявлением в администрацию города Орла о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как несовершеннолетний узник фашизма, в чем ей ответом от 16.08.2011 г. № К-4667 отказано со ссылкой на то, что узники, имеющие право на льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп, не приравнены к участникам Великой Отечественной войны в полном объеме (л.д.54). При рассмотрении дела по существу представители ответчиков ссылались также на отсутствие у Кузнецовой Р.Н. права на указанные меры социальной поддержки и ввиду того, что она не нуждается в получении жилья, так как является членом семьи Кузнецовой М.И., у которой в собственности, помимо той квартиры, в которой проживает истица, имеется еще одна квартира площадью более 40 кв.м, следовательно, площадь жилья, приходящегося на истицу, более учетной нормы в г. Орле. Кроме того, с целью постановки на учет в качестве нуждающейся незадолго до обращения в администрацию с соответствующим заявлением в квартиру, в которой проживает истица, была вселена и зарегистрирована внучка последней ФИО18., проживающая и зарегистрированная до этого в квартире <адрес>, что свидетельствует о создании искусственной нуждаемости истицы и является самостоятельным основанием для отказа в постановке ее на учет нуждающихся в получении жилья по п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. Проверяя доводы истицы о незаконности отказа ответчика в постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, судом установлены следующие обстоятельства. В настоящее время Кузнецова Р. Н. зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 43,2 кв.м Указанная квартира была предоставлена ей <дата> г. по ордеру № на состав семьи 3 человека: она, ее мать ФИО17 и сын ФИО18 <дата> г. ФИО17. умерла (л.д.104). <дата>. между ФИО18 и Голышкиной (Кузнецовой) М.И. зарегистрирован брак, от которого в <дата>. у супругов родилась дочь – ФИО20 (л.д.26). Согласно копии лицевого счета с 1987 г. в указанной квартире были зарегистрированы 4 человека (истица, ее сын ФИО18., невестка Кузнецова М.И., внучка ФИО20.) <дата> г. МО «Город Орел» по договору на передачу квартиры в собственность передало данную квартиру в собственность Кузнецовой М.И (л.д.99). При этом, судом установлено, что Кузнецова Р.Н., ФИО18. и ФИО20 дали согласие на приватизацию указанной квартиры без их участия (л.д.105). <дата> брак между Кузнецовой М. И. и ФИО18 расторгнут. Из материалов дела также следует, что <дата> г. зарегистрировано право собственности Кузнецовой М.И. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м (л.д.93, 138). <дата>. ФИО20., внучка истицы, была выписана из квартиры <дата> и прописана в вышеуказанной квартире своей матери по <адрес>, в связи с чем в квартире, в которой проживает истица, помимо последней остались проживать с регистрацией по данному адресу только ФИО18. (сын истицы) и Кузнецова М.И. (бывшая невестка истицы). <дата> г., т. е. менее чем за месяц до обращения Кузнецовой Р.Н. с заявлением в администрацию г. Орла о постановке на учет нуждающихся в жилье, ФИО30 была вновь прописана в квартире <адрес> в связи с чем на каждого зарегистрированного в данной квартире стало приходиться всего 10,8 кв.м общей площади жилья, что менее учетной нормы в г. Орле. Достоверных доказательств, подтверждающих объективную необходимость вселения и регистрации в данную квартиру ФИО20 стороной истицы не представлено суду как первой, так и кассационной инстанции. Ввиду изложенного, судебная коллегия находит правомерным вывод суда о том, что указанными действиями была создана искусственная нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий, что в силу п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ является самостоятельным основанием для отказа Кузнецовой Р.Н. в постановке на учет как нуждающейся в получении жилья. Кроме того, материалами дела также установлено, что, несмотря на то, что Кузнецова Р.Н. не является собственником и нанимателем жилых помещений в г. Орле и Орловской области, она проживает в квартире <адрес> как член семьи собственника данного жилого помещения Кузнецовой М. И., которая наряду с другими членами семьи пользуется предоставленными Кузнецовой Р. Н. как несовершеннолетнему узнику льготами по оплате коммунальных платежей, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО28 ФИО29., а также квитанциями об оплате жилья и коммунальных услуг по данной квартире. При таких обстоятельствах, в силу приведенных норм права районный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истицей, являющейся несовершеннолетним узником фашизма, права на меру социальной поддержки в виде предоставления жилья, поскольку по материалам дела, бесспорно, установлено отсутствие оснований как для признания Кузнецовой Р. Н. нуждающейся в жилом помещении, так и для постановки ее на соответствующий учет по причине создания ее искусственной нуждаемости в жилье. Ввиду изложенного довод жалобы истицы о том, что как бывший несовершеннолетний узник фашизма она имеет право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилья, так как имеет вправе состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, судебной коллегией отклоняется как не подтвержденный материалами дела, поскольку основанием для обеспечения данной категории граждан жилым помещением является их нуждаемость в улучшении жилищных условий, которая в отношении истицы не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Противоречат материалам дела, поэтому также не могут служить основанием к отмене решения суда, и доводы жалобы истицы о том, что ее бывшая невестка, в квартире которой она в настоящее время проживает, не входит в состав её семьи, в связи с чем её (истицы) право пользования указанным жилым помещением не может служить основанием для отказа в постановке её на учет нуждающихся в жилых помещениях, а, следовательно, неправомерно определять её нуждаемость в улучшении жилищных условий из расчета площади жилья, которая ей не принадлежит. Руководствуясь ст.361-364 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Советского районного суда г. Орла от 07 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецовой Р. Н. – без удовлетворения. Председательствующий: судья Судьи: