об оспаривании отказа в назначении досрочной пенсии



Дело № 33 – 1629

Докладчик Ларионова С.В. Федеральный судья Андреев В.А.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

09 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

председательствующего Старцевой С.А.

судей Мерновой А.В., Ларионовой С.В.

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области на решение Залегощенского районного суда Орловской области от 30 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Азарных <...> к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области об оспаривании отказа в назначении трудовой пенсии по старости -удовлетворить.

Признать отказ ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области в назначении Азарных А.И. трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать ГУ УПФ в Залегощенском районе назначить Азарных А.И. трудовую пенсию по старости в соответствии с п.1 статьи 7 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 173 ФЗ от 17.12.2001 года со снижением пенсионного возраста на три года на основании ст.34 Федерального закона от 15.05.1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со дня первоначального обращения за ней <...>

Заслушав дело по докладу судьи Ларионовой С.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Азарных А.И. обратился в суд с требованием к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области об оспаривании отказа в назначении трудовой пенсии по старости, также просил установить факт проживания на территории Залегощенского района Орловской области в период с 01.09.1988 года по 13.11.1996 года.

В обоснование заявленных требований указывал, что в период с 26.04.1986 года по 31.01.1998 года проживал на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Однако 26.08.2010 года решением комиссии по назначению и выплате пенсий УПФ РФ в Залегощенском районе в назначении досрочной пенсии ему было отказано ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт проживания в указанный период на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Считая отказ ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области незаконным, просил суд признать его незаконным и обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости в соответствии с п.1 статьи 7 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 173 ФЗ от 17.12.2001 года со снижением пенсионного возраста на три года на основании ст.34 Федерального закона от 15.05.1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со дня первоначального обращения за ней - <...>

Судом постановлено обжалуемое решение.

В кассационной жалобе Управлением Пенсионного фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.

В обоснование доводов жалобы указывается, что суд при разрешении спора не принял во внимание то обстоятельство, что период проживания Азарных А.И. с 01.09.1988года по 13.11.1996года не подтвержден документально, в связи с чем, у суда не было законных оснований для назначения истцу досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1.

Помимо этого указывает, что суд необоснованно пришел к выводу о назначении Азарных А.И. пенсии с <...>, так как на дату обращения истца в пенсионный орган его право на льготную пенсию не было подтверждено документально.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшегося решения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

Согласно ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, постоянно проживающим( работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению с 26.04.1986г. по 30.06.1986г. независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения ( выезда) с той территории или принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

На основании примечания к ст. 35 данного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии со ст.28.1 этого же Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1-9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшением возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по свеем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7- 9 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 5 стати 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Статьей 10 Федерального Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 года № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1, границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Из материалов дела видно, что истец Азарных А.И. зарегистрирован по адресу: п. Залегощь <...> с 27.04.2006года, что подтверждается выпиской из лицевого счета и ксерокопией его паспорта (л.д.6,7).

Судом при разрешении спора было установлено, что с 01.09.1988 года по 13.11.1996 года истец с семьей постоянно проживал по адресу: пос. Залегощь <...>

Этот факт подтверждается трудовой книжкой истца, из которой следует, что он работал в организациях Залегощинского района в указанный период; справкой МОУ Залегощинская средняя общеобразовательная школа школа № 1 от 16.09.2011г.,из которой следует, что дочь истца- <...> с 01.09.1993 по 21.06.2004г. обучалась в указанной школе и ее адрес значился: <...>

Из материалов дела также следует, что 05.10.1996года в доме <...> пос. Залегощь Орловской области, где проживал истец с семьей, произошел пожар в ходе которого дом был поврежден, а документация, в том числе и домовая книга, а также имущество истца были уничтожены огнем. Впоследствии семье истца была предоставлена квартира <...> в пос. Залегощь, в которой он зарегистрирован и проживает с 14.11.1996года по настоящее время. Данный факт подтвержден справкой от 08.10.1998г., выданной Залегощенскрой пожарной частью, кредитным договором от 25.10.1996г. на предоставление ссуды для приобретения квартиры, домовой книгой прописки граждан <...> в пос.Залегощь (л.д.18,20, 21,27, ).

Обстоятельства фактического проживания истца в период с 01.09.1988 года по 13.11.1996 года в пос. Залегощь Орловской области, были подтверждены в судебном заседании и показаниями свидетелей <...> соседей по прежнему месту жительства. Не доверять показаниям названных свидетелей у суда не имелось оснований, не приведено их и в настоящей жалобе.

Установив обстоятельства того, что в период с 01.09.1988 года по 13.11.1996 года истец постоянно проживал в пос.Залегощь Орловской области, относящегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Азарных А.И. о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на три года.

В связи с чем, довод жалобы, что у суда не было законных оснований для назначения Азарных А.И. досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1. является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.

Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган Азарных А.И. имел право на указанную пенсию, и данное право нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, то суд, с учетом приведенных выше норм, пришел к правильному выводу о назначении истцу пенсии с <...> года.

Учитывая изложенное, у судебной коллегии оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Залегощенского районного суда Орловской области от 30 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: