Дело №33-1693 Докладчик Зубова Т.Н. Федеральный судья Гапонова Е.М. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 17 ноября 2011г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: Председательствующего Углановой М.А. судей Зубовой Т.Н. и Герасимовой Л.Н. при секретаре Постникове Н.С. в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 10 октября 2011 года, которым постановлено: «Иск Чуковой В.И. - удовлетворить частично. Включить периоды работы Чуковой В.И. с <дата> по <дата> в ПО «Орелоблэнерго» в стаж муниципальной службы и установить Чуковой В.И.,<дата> года рождения, стаж муниципальной службы 11 (одиннадцать) лет 01 (один) месяц 28 (двадцать восемь) дней. Признать за Чуковой В.И., <дата> года рождения, право на ежемесячную доплату к пенсии, как за лицом, замещавшим муниципальные должности в городе Орле со дня назначения пенсии по старости. В удовлетворении остальной части исковых требований Чуковой В.И. отказать». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав представителя администрации г.Орла Андрееву Н.В., поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения Чуковой В.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Чукова В.И. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о включении периодов работы в стаж муниципальной службы, необходимый для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет. В обоснование заявленных требований указывала, что в период с <дата> по <дата> она занимала должность <...>, с <дата> по <дата> являлась <...> в Управлении домами № г.Орла, с <дата> состояла в должности <...> ОМТС Управления «Орелоблкоммунэнерго», с <дата> по <дата> в должности <...> в ПО «Орелоблэнерго» (с <дата> ГУДПП «Орелоблэнерго»). В апреле 2011г. комиссия по уточнению стажа муниципальной службы бывших работников администрации г. Орла отказала в удовлетворении её заявления от 21.03.2011г. о включении в стаж муниципальной службы указанных периодов работы, за исключением периода работы в Центре комплексной социальной помощи отдела социальной защиты населения администрации Железнодорожного района г. Орла с <дата> по <дата> Считала, что поскольку Управление домами № и в последующем ЖЭУ № г. Орла, а также «Орелоблэнерго» являлись государственными предприятиями, то занимаемые ею должности и периоды соответствующей работы необоснованно не были включены в стаж муниципальной службы. В связи с этим, просила включить оспариваемые периоды работы в стаж муниципальной службы и обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет. Судом постановлено обжалуемое решение. В кассационной жалобе администрация г. Орла просит решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на то, что у суда отсутствовали законные основания для включения в муниципальный стаж истицы периода работы бухгалтером в «Орелоблэнерго», поскольку ею не представлено доказательств, что она ранее выполняла работу по специальности, соответствующей специализации по замещаемой муниципальной должности, а показания свидетеля в данном случае не могут быть приняты судом в качестве доказательства по делу. Указывает, что в настоящее время Положение «О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в городе Орле», признано утратившим силу. Принят Федеральный Закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также Закон Орловской области от 09.01.2008 г. № 736- ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области», на основании которых решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.08.2008 г. утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в городе Орле». Считает, что основанием для назначения как доплаты к пенсии, предусмотренной Положением, действовавшим на момент выхода Чуковой В.И. на пенсию по старости, так и пенсия за выслугу лет, предусмотренная действующим в настоящее время Положением, является заявление лица, имеющего право на назначение пенсии за выслугу лет. Однако после выхода на пенсию по старости в <дата> году истица с заявлением о назначении ей доплаты к пенсии не обращалась, и доплата к пенсии ей никогда не назначалась. Согласно действующему Положению «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в городе Орле» обязательным условием для назначения муниципальному служащему пенсии за выслугу лет является наличие стажа муниципальной службы не менее 15 лет, который истица Чукова не имеет. Поэтому полагает, что истица не имеет права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством, а также надбавки к пенсии в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с существенным нарушением норм процессуального права. Из материалов дела усматривается, что истица в своём исковом заявлении просила суд включить различные периоды её работы в стаж муниципальной службы и обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет. В ходе рассмотрения дела, заявленные требования истица поддержала в полном объёме и просила их удовлетворить. Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Чукова В.И. с <дата> по <дата> замещала муниципальную должность в отделе социальной защиты населения администрации Железнодорожного района. Согласно Реестру муниципальных служащих должность истицы относилась к категории «В». В январе 2002 г. произошла реорганизация муниципальных органов г. Орла, в связи с чем с организации, в которой работала истица, был снят статус муниципального учреждения. Путем реорганизации (выделения) из состава отдела социальной защиты населения администрации Железнодорожного района был создан МСУ Центр СОП. С <дата> Чукова В.И. назначена на должность <...> по социальной работе по 10 разряду ETC отделения срочной социальной помощи. Пенсия по старости Чуковой В.И. была назначена <дата> На момент достижения истицей пенсионного возраста (<дата>) и увольнения с муниципальной службы в порядке реорганизации (<дата>) действовало Положение «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в городе Орле" в редакции утвержденной решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.12.1998 г. N 24/205-ГС, в соответствии с которым лицам, имеющим стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к пенсии, и уволенным по одному из оснований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается не ранее дня назначения пенсии в соответствии с действующим законодательством РФ (независимо от вида пенсии и ведомства, по которому выплачивается пенсия). Из п.3 Положения следует, что ежемесячная доплата к пенсии назначается лицам, замещавшим муниципальные должности категории "Б" и "В" в городе Орле, предусмотренные п. 1 ст. 15 Закона Орловской области "О муниципальной службе" и уволенным с муниципальной службы в г. Орле в связи: - с ликвидацией или реорганизацией муниципальных органов в г. Орле; - сокращением численности аппарата муниципальных органов в г. Орле; - с выходом на пенсию. Лица, замещавшие иные муниципальные должности муниципальной службы в городе Орле, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии при наличии стажа муниципальной службы не мене 12 лет 6 мес. у мужчин и 10 лет у женщин. В целях приведения нормативных правовых актов, регулирующих вопросы прохождения муниципальной службы в соответствие с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Законом Орловской области от 09.01.2008 N 736-03 "О муниципальной службе в Орловской области" Орловский городской Совет народных депутатов 28 августа 2008 г. своим решением N 36/579-ГС утвердил новое Положение "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в городе Орле», в соответствии с которым, граждане, уволенные с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами 2-5 настоящего пункта, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением и муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет. Признавая за истицей право на ежемесячную доплату к пенсии, как за лицом, замещавшим муниципальные должности в городе Орле со дня назначения пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что на момент реорганизации и увольнения истицы в <дата>, а также на момент достижения ею пенсионного возраста в <дата> действовало Положение "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в городе Орле", в ред. утвержденной решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.12.1998 N 24/205-ГС, не предусматривающее условия о замещении должности муниципальной службы не менее одного полного месяца перед увольнением и наличия стажа 15 лет, и она, при увольнении, не могла предполагать о внесении изменений в Положение, которое бы исключало ее право на назначение доплаты к пенсии за выслугу лет, которую она должна была бы получать со дня назначения трудовой пенсии, то есть, с <дата>. Вместе с тем, из материалов дела видно, что истица с заявлением о назначении и выплате доплаты к пенсии никогда не обращалась и данная доплата ей не устанавливалась. Поэтому истица просила суд включить ей различные периоды работы в стаж муниципальной службы и обязать ответчика в соответствии с действующим законодательством назначить ей пенсию за выслугу лет. В силу части 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Суд же в нарушение процессуального законодательства признал за истицей право на назначение доплаты к пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением «О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в городе Орле», которое утратило силу в 2008 году. Однако данные требования истицей не заявлялись. Отказывая Чуковой В.И. в удовлетворении требований о назначении пенсии по выслуге лет, суд первой инстанции исходил из того, что она не лишена возможности после вступления настоящего решения суда в законную силу реализовать своё право на назначение пенсии за выслугу лет с момента её письменного обращения в отдел по пенсионному обеспечению администрации г. Орла. Данный вывод суда нельзя признать правильным, так как в данном случае решить вопрос о наличии либо отсутствие у истицы права на пенсию по выслуге лет возможно лишь в судебном порядке. Поскольку при разрешении спора суд вышел за рамки заявленных требований, решение суда нельзя признать законным, и оно подлежит отмене. Судебная коллегия лишена возможности вынести по делу новое решение в связи существенным нарушением судом первой инстанции норм процессуального права, поэтому дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же районный суд. Руководствуясь статьями 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Советского районного суда г. Орла от 10 октября 2011 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же районный суд. Председательствующий судья Судьи