Дело №33- 1689 Докладчик Мернова О.А. Федеральный судья Щербаков А.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 ноября 2011года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе Председательствующего Коротченковой И.И. судей Мерновой О.А. и Ларионовой С.В. при секретаре Журавлёвой И.Ю. в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 14 октября 2011 года, которым постановлено: «Иск Ветровой Т.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы и времени нахождения в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, с 01.08.1991 г. по 31.05.1994 г., в с пециальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и обязании досрочно назначить пенсию - оставить без удовлетворения». Определением суда от 18.10.2011года постановлено: «Внести исправление в резолютивную часть решения Заводского районного суда г. Орла от 14.10.2011года по гражданскому делу по иску Ветровой Т.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы и времени нахождения в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, с 01.08.1991г. по 31.05.1994г., указав, что иск о включении данного периода в специальный стаж в льготном исчислении – оставлен без удовлетворения». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Мерновой О.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Ветрова Т.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы и нахождения в отпуске по беременности и родам в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указывала, что с 06.04.1987 года по настоящее время она работает в должности акушерки в ОГУЗ «Орловский перинатальный центр». Полагая, что имеет необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, 15.09.2010 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Однако в связи с тем, что ответчиком ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, истица, уточнив исковые требования просила суд включить период её работы с 01.06.1994 года по 31.05.2005 года в должности акушерки санпропускника в ОГУЗ «Орловский перинатальный центр» в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с даты первоначального обращения, то есть с <дата> Судом постановлено обжалуемое решение. В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит изменить мотивировочную часть решения в части включения в календарном исчислении в специальный стаж медицинской деятельности период отпуска по уходу за ребенком после 06.10.1992г., ссылаясь на то, что Правилами исчисления периодов работы, дающими право на досрочное назначение пенсии по старости, включение в стаж спорного периода не предусмотрено. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Пальчикову И.В., поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу Ветровой Т.Н., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Положениями ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для отдельных категорий граждан закреплено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона. В соответствии с п.п.20 п.1 и абз.1 п.2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам. Приведенными выше Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. Согласно данному Перечню льготный порядок подсчета стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрен для акушерок в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 Списка, к которым отнесены: акушерские, акушерские физиологические, акушерские обсервационные, акушерские отделения патологии беременности; гинекологические отделения. Указанным Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, санпропускник не поименован. Отсутствует указание на санпропускник и в соответствующем Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066, подлежавшем применению с <дата>. Как видно из материалов дела, истица Ветрова Т.Н. 06.04.1987 года была принята на должность акушерки физиологии Орловского областного роддома, который неоднократно переименовывался и в настоящее время является ОГУЗ «Орловский перинатальный центр», с 01.08.1987г. работала акушеркой акушерского физиологического отделения, с 01.08.1991 года по 31.05.2005г. - акушеркой санпропускника, с 01.06.2005 года до настоящего времени работает акушеркой акушерского обсервационного отделения, что подтверждается копией трудовой книжки(11-15). Согласно штатным расписаниям Орловского областного родильного дома за 1995-2005 г.г. санпропускник не входит в акушерско-физиологическое, акушерско-обсервационное, акушерское отделение патологии беременности; гинекологическое отделения (л.д.96-123). Поскольку Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, санпропускник не поименован в перечне учреждений, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период работы истицы с 01.08.1991г. по 31.05.2005г. акушеркой санпропускника не подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается. Из материалов дела также следует, что у Ветровой Т.Н. имеется сын ФИО7, <дата> года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.33). С 17.10.1991 г. по 03.03.1992 г. истица находилась в отпуске по беременности и родам, с 04.03.1992 г. по 09.06.1993 г. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а с 10.06.1993 г. до 31.05.1994 г. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. В соответствии со ст. 256 Трудового Кодекса РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях). До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Кроме того, положения Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11, не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992 возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в т.ч. и для случаев назначения пенсии на льготных условиях. В силу п. 7 разъяснений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 №-23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе, при назначении государственных пенсий, а равно в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска. Таким образом, учитывая, что стаж работы истицы до предоставления Довод жалобы ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на то, что суд необоснованно включил в общий стаж медицинской деятельности отпуска по уходу за ребенком после 06.10.1992г., ссылаясь на то, что Правилами исчисления периодов работы, дающими право на досрочное назначение пенсии по старости, включение в стаж спорного периода не предусмотрено, является несостоятельным, поскольку ранее действующее законодательство предусматривало такое право. Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Заводского районного суда г. Орла от 14 октября 2011года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области – без удовлетворения. Председательствующий Судьи
ей отпуска по беременности и родам в период с 17.10.1991 г. по 03.03.1992 г.
не являлся льготным (1 год за 1 год 6 месяцев) и дающим право на досрочное
назначение пенсии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период нахождения в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком не подлежат зачету в специальный стаж истицы в льготном исчислении, а подлежат включению в общий стаж.