Дело №33-1674 Докладчик Зубова Т.Н. Федеральный судья Андрусенко М.А. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 ноября 2011г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: Председательствующего Углановой М.А. судей Зубовой Т.Н. и Герасимовой Л.Н. с участием прокурора Рудого Н.С. при секретаре Постникове Н.С. в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Букия Д.Л. на решение Урицкого районного суда Орловской области от 28 сентября 2011 года, которым постановлено: «Заявленные требования ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области об установлении административного надзора в отношении Букия Д.Л. удовлетворить. Установить за Букия Д.Л., <дата> года рождения, административный надзор сроком на <...> года. Срок административного надзора исчислять с момента постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания. Установить в отношении Букия Д.Л. административные ограничения в виде: 1) запрещения пребывания в местах массового отдыха людей, проведении мероприятий с массовым участием людей; 2) запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 22 часов 30 минут до 6 часов 00 минут ежедневно; 4) запрещения выезда за территорию Республики Абхазия; 5) обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. УСТАНОВИЛА: ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора. В обоснование заявленных требований указывало, что в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области отбывает наказание Букия Д.Л., осужденный по приговору Киреевского районного суда Тульской области от 30 января 2007 года к <...> годам <...> месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Начало срока - <дата>. Конец срока - <дата> Ссылалось на то, что в учреждении Букия Д.Л. содержится с <дата>, куда прибыл из ИК-1 г.Донской Тульской области, где режим содержания и правила внутреннего распорядка он не нарушал, взыскания на него не налагались. По прибытии в учреждение Букия Д.Л. допускал нарушение установленного порядка отбывания наказания. За систематические нарушения режима содержания и правил внутреннего распорядка был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия отбывания наказания, также был поставлен на профилактический учет как склонный к суициду. Однако и в строгих условиях отбывания наказания Букия Д.Л. систематически допускал нарушения режима содержания и правил внутреннего распорядка, за что неоднократно к нему применялись меры дисциплинарного воздействия, такие как водворение в ШИЗО и перевод в ЕПКТ. По постановлению Урицкого районного суда Орловской области от 02 октября 2007 года он был переведен в тюрьму на <...> года, где отбывая наказание был поставлен на профилактический учет как склонный к побегу, в дальнейшем с учета был снят. Продолжал нарушать режим содержания, за что налагались взыскания в виде водворения в ШИЗО и выговора. <дата> прибыл в ФКУ ИК-5. По прибытии этапом допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, за что был водворен в ШИЗО сроком на <...> суток и признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, также был поставлен на профилактический учет как склонный к суициду. На мероприятия воспитательного характера, проводимые с ним, не реагировал, отношения поддерживал с осужденными отрицательной направленности, своим поведением крайне отрицательно влиял на других осужденных, отрицал возможность самовоспитания в условиях отбывания наказания. Требовал постоянного контроля со стороны администрации учреждения. В заявлении указано, что после освобождения из учреждения убывает по адресу: <адрес>. С учетом тяжести совершенного преступления, за которое отбывает наказание Букия Д.Л., личностных характеристик и поведения осужденного в период отбывания наказания, а также большой степени вероятности совершения правонарушений после освобождения ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, уточнив требования, просило суд установить в отношении него административный надзор на срок <...> года и административные ограничения в виде: 1) запрещения пребывания в местах массового отдыха людей, проведения мероприятий с массовым участием людей; 2) запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 22.30 ч. до 06.00 ч. ежедневно; 4) запрещения выезда за территорию Республики Абхазия; 5) обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Судом постановлено обжалуемое решение. В кассационной жалобе Букия Д.Л. просит решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на то, что суд в нарушении ч.2 ст.24 Конституции РФ отказал ему в ознакомлении с личным делом, где имеется его характеристика, тем самым проигнорировал его законное требование, отказав в защите. Полагает, что суд незаконно отказал ему в удовлетворении ходатайства о вызове в качестве свидетелей осужденных, указанных в характеристике от 07.09.2011 г., тем самым, нарушив его право на защиту. Считает, что суд незаконно исключил из доказательств психологическую характеристику от 07.09.2011 г. Указывает на то, что заявление ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области содержит недопустимую формулировку о предположении установления в отношении него административного надзора. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В силу ч.2 ст.173.1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части первой настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Согласно ст.116 УИК РФ злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин. Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор. Осужденный, совершивший указанные в частях первой и второй настоящей статьи нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами «в», «г», «д» и «е» части первой статьи 115 и пунктом «б» статьи 136 настоящего Кодекса. Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания. В соответствии с п.1 ч.1 и п.1 ч.3 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Согласно чч.1,2 ст. названного Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным. На основании п.1 ч.1 ст.5 данного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. В силу ч.ч.1и 2 ст.261.8 ГПК РФ суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений. Как установлено материалами дела, Букия Д.Л. отбывал наказание по приговору Киреевского районного суда Тульской области от 30 января 2007 года (с учетом изменений, внесенных кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Тульского областного суда от 04 апреля 2007 года) по ч.5 ст.33, ч.3 ст.30, ч.3 ст.69 УК РФ в виде <...> лет <...> месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Преступления, за которые Букия Д.Л. отбывал наказание, в соответствии со ст. 15 УК РФ относятся к категории тяжких преступлений. Из материалов дела также следует, что в период отбывания наказания осужденный Букия Д.Л. зарекомендовал себя с отрицательной стороны. Букия Д.Л. прибыл в учреждение из ИК-1 г. Донской, где нарушений не допускал, взысканий не имел. По прибытии в учреждение ИК-5 <дата>, встал на путь систематического нарушения режима содержания. Отбывая наказание в строгих условиях, продолжил нарушать режим содержания, за что к нему неоднократно применялись меры дисциплинарного воздействия в виде выговоров, водворения в ШИЗО, ЕПКТ. Согласно выводу администрации учреждения ИК-5 осужденный Букия Д.Л. характеризуется как злостный нарушитель установленного порядка отбывания и в отношении него целесообразно установить административный надзор после освобождения из мест лишения свободы. Указанные обстоятельства подтверждаются характеристикой, справкой о поощрениях и взысканиях осужденного Букия Д.Л. (л.д.4,5). Кроме того, 11 января 2011 года постановлением начальника ИК-5, Букия Д.Л. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д.7). При таких обстоятельствах, учитывая приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об установлении в отношении Букия Д.Л. административного надзора сроком на <...> года с соответствующими административными ограничениями. Вместе с тем, судебная коллегия считает, что установленное в отношении Букия Д.Л. ограничение в виде запрещения выезда за территорию Республики Абхазия, нельзя признать законным. Из материалов дела следует, что Букия Д.Л. является гражданином Российской Федерации, проживал и был зарегистрирован на территории <адрес>. После освобождения из мест лишения свободы проживает в <адрес>. Поэтому установление ограничения в виде запрещения выезда за территорию другого государства, гражданином которого он не является, затрагивает его конституционное право на проживание на территории Российской Федерации, гражданином которой он является. Кроме того, решение суда, устанавливающее ограничения в виде запрета выезда за территорию Республики Абхазия, является неисполнимым, поскольку в настоящее время отсутствует Соглашение о правовой помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия. В связи с чем, судебная коллегия считает необходимым, не изменяя решение суда, исключить из резолютивной части решения суда указание о применении в отношении Букия Д.Л. ограничения в виде запрещения выезда за территорию Республики Абхазия. Довод кассационной жалобы о том, что суд в нарушение ч.2 ст.24 Конституции РФ отказал ему в ознакомлении с личным делом, где имеется его характеристика, тем самым проигнорировал его законное требование, отказав в защите, не является основанием для отмены решения суда, поскольку заявленное Букия Д.Л. ходатайство было разрешено судом в соответствии с требованиями ст. 166 ГПК РФ. Не влекут отмену решения суда ссылки в жалобе кассатора на то, что суд незаконно отказал ему в удовлетворении ходатайства о вызове в качестве свидетелей осужденных, указанных в характеристике от 07.09.2011 г., тем самым нарушил его право на защиту, а также, что суд незаконно исключил из доказательств психологическую характеристику от 07.09.2011 г., так как согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют юридическое значение для рассмотрения и разрешения дела. Кроме того, суду принадлежит право, а не обязанность удовлетворять заявленные лицами, участвующими в деле, ходатайства. Иные доводы кассационной жалобы не влекут отмену решения суда, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего дела по существу. Руководствуясь статьями 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Урицкого районного суда Орловской области от 28 сентября 2011 года оставить без изменения. Исключить из резолютивной части решения суда указание о применении в отношении Букия Д.Л. ограничения в виде запрещения выезда за территорию Республики Абхазия. Кассационную жалобу Букия Д.Л. об отмене решения суда оставить без удовлетворения. Председательствующий судья Судьи
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав заключение прокурора Рудого Н.С., полагавшего решение суда оставить без изменения, исключив из резолютивной части решения суда указание о запрещении Букия Д.Л. выезда за территорию Республики Абхазия, судебная коллегия