Дело №33-1697 Докладчик Зубова Т.Н. Федеральный судья Самойлова Ю.С. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 ноября 2011г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: Председательствующего Углановой М.А. судей Зубовой Т.Н. и Герасимовой Л.Н. при секретаре Постникове Н.С. в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Посохова А.А. на решение Советского районного суда г. Орла от 14 октября 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Посохова А.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Орлу о включении в выслугу лет периода службы в таможенных органах, - оставить без удовлетворения». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав Посохова А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя УМВД России по г.Орлу Косенкову А.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Посохов А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Орлу о включении в выслугу лет периода службы в таможенных органах. В обоснование заявленных требований указывал, что ему отказано во включении в выслугу лет периода службы в таможенных органах с <дата> по <дата> на основании ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении, лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» и п. 1 Постановления Правительства от 22.09.1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Полагал, что указанное решение ответчика незаконно и необоснованно, поскольку не включение в выслугу лет периода службы в таможенных органах, является снижением социальных и материальных гарантий сотрудника правоохранительных органов, нарушением конституционного принципа равенства и справедливости, на котором основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве. В связи с этим просил суд обязать Управление Министерства внутренних дел России по г. Орлу включить в выслугу лет период службы в таможенных органах с <дата> по <дата>, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении (за один месяц службы полтора месяца выслуги) на основании приказа Орловской таможни № от <дата> Судом постановлено обжалуемое решение. В кассационной жалобе Посохов А.А. просит решение суда отменить как незаконное и постановленное с нарушением норм материального права и вынести новое решение об удовлетворении его исковых требований. Несмотря на то, что в Постановлении Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 категория «сотрудники таможенных органов» не указана, однако считает, что действие данного документа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 г. №103 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.01.2010 г. №17 распространяется на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях ГТК РФ и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах РФ в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах РФ. Ссылается на то, что пункт 1 Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 г. №103 прямо указывает на необходимость распространить с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах РФ действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. №941, на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета РФ и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В силу ч.3 ст.18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации. Согласно ст.1 данного Закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются: а) на следующие категории лиц: лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают; б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей. Действуя в рамках предоставленных Законом полномочий, Совет Министров – Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». В соответствии с п. «а» ст.13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации. Закрепляя право указанных лиц на получение пенсии за выслугу лет и определяя, какие виды службы и иной деятельности засчитываются в выслугу лет, Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в статье 18 устанавливает, что Правительство Российской Федерации определяет только порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии. Материалами дела установлено, что истец Посохов А.А. проходил службу в таможенных органах, с <дата> по <дата>, что подтверждается приказом № от <дата> «О приеме на службу в таможенные органы и назначении на должность», а также приказом №-кт от <дата> «Об увольнении ФИО7 (л.д.8-9). С <дата> истец проходит службу в УВД по Орловской области, что подтверждается копией его трудовой книжки (л.д. 13-14). 21.06.2011 г. на свое обращение о включении в выслугу лет периода службы в таможенных органах, Посохов А.А. получил ответ за подписью начальника УМВД России по г. Орлу, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава ОВД не засчитывается служба в таможенных органах РФ (л.д.18). Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями. Проанализировав действующее законодательство, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца, исходя из того, что ни Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ни Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» служба лица, в таможенных органах, имеющего специальное звание не засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии ни в льготном, ни в обычном исчислении. При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется. Доводы жалобы кассатора по существу повторяют его правовую позицию, выраженную им в ходе разбирательства в суде первой инстанции, основаны на ином толковании правовых норм, и направлены на переоценку представленных в материалах дела доказательств, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и оценены в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ. Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, окончательные выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу решения. Руководствуясь статьями 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Советского районного суда г. Орла от 14 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Посохова А.А. – без удовлетворения. Председательствующий судья Судьи