Дело №33-1670 Докладчик Зубова Т.Н. Федеральный судья Василькова С.С. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 ноября 2011г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: Председательствующего Углановой М.А. судей Зубовой Т.Н. и Герасимовой Л.Н. в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Путилина А.Д. на решение Сосковского районного суда Орловской области от 07октября 2011 года, которым постановлено: «В удовлетворении иска Путилина А.Д. к администрации Шаблыкинского района, Шаблыкинскому районному Совету народных депутатов о признании за ним права на доплату к пенсии за выслугу лет муниципального служащего с марта 2010г. и признании недействующим п.20 Положения «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе», принятого Шаблыкинским районным Советом народных депутатов 22 февраля 2008г., отказать». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Путилин А.Д. обратился в суд с иском о признании Положения «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе», принятого 22 февраля 2008г., не соответствующим федеральному законодательству, законам субъекта РФ - Орловской области, в части регламентации пенсионного обеспечения муниципального служащего, признании за ним права на ежемесячную дополнительную выплату к трудовой пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему с марта 2010г., с учетом стажа муниципальной службы 30 лет. В обоснование иска указывал, что он работал главой администрации Шаблыкинского района шесть лет и был уволен в связи с неизбранием на должность. Его стаж муниципальной службы составляет более 30 лет. Полагал, что его работа в должности главы администрации являлась работой по срочному трудовому контракту. Ссылался на то, что решением Урицкого районного суда от 22 декабря 2010г., вступившим в законную силу 2 февраля 2011г. признано, что он работал на муниципальной должности, и период работы в должности главы администрации зачтён в стаж муниципальной службы. Однако ему отказано в признании права на муниципальную пенсию по тем основаниям, что в Положении «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе» не были указаны все основания увольнения, дающие право на муниципальную доплату к трудовой пенсии, предусмотренные Законом Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» №736 – ОЗ. Поэтому считал, что Положение «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе», принятое 22 февраля 2008г., не соответствует Закону Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» №736 - ОЗ в редакции от 25.12.2008г., Закону Орловской области «О государственной гражданской службе в Орловской области» № 487-03 в редакции от 04.08.2010г., федеральным законам в области обеспечения пенсионных прав гражданских служащих. Основанием несоответствия муниципального нормативного акта указывал Закон Орловской области № 858-03 от 25 декабря 2008г., которым внесены изменения в ст. 23 Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» №736 - ОЗ, установившие, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области». В связи с чем полагал, что имеет право на муниципальную доплату за выслугу лет к трудовой пенсии по ст. 53 Закона Орловской области «О государственной гражданской службе в Орловской области», согласно которой государственные гражданские служащие Орловской области при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности государственной гражданской службы суммарно не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы в случае истечения срока действия срочного служебного контракта, в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего Орловской области, замещавшего должность государственной гражданской службы Орловской области категорий «руководитель» или «помощник (советник)»). По его мнению, неприведение муниципального акта в соответствие с федеральным и областным законодательством нарушает его конституционные права, и препятствует реализации его права на муниципальную доплату к трудовой пенсии. В связи с этим просил суд признать Положение «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе», принятое 22 февраля 2008г., не соответствующим федеральному и областному законодательству в части касающейся пенсионного обеспечения муниципального служащего, и признать за ним право на доплату к трудовой пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему с марта 2010г. Судом постановлено обжалуемое решение. В кассационной жалобе Путилин А.Д. просит решение суда отменить как незаконное и признать за ним право на доплату к трудовой пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему с марта 2010г. Считает, что суд дал неправильную правовую оценку решению Урицкого районного суда от 22 декабря 2010г., и посчитал, что он не занимал должность муниципальной службы категории «руководитель» по срочному служебному контракту. Ссылается на то, что Положение «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе» от 22.02.2008г. судом признано недействующим на период его работы, так как оно не было опубликовано, однако судом не учтено, что по данному неопубликованному положению получают доплату к пенсии муниципальные служащие Шаблыкинского района, которые заявили о своем праве на муниципальную доплату задолго до его опубликования 23 сентября 2011г. Поэтому полагает, что судом не применены положения ст.19 Конституции РФ закрепляющей, что все равны перед законом и судом, так как ему отказано в доплате к пенсии, а другим доплата к пенсии производится по одному и тому же неопубликованному положению. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Согласно ч.ч.1,3 Закона Орловской области от 09.01.2008 года №736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» (в ред. от 25.12.2008 №858-ОЗ) в области пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области "О государственной гражданской службе Орловской области". Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Абзацем 3 ч.1 ст.53 Закона Орловской области "О государственной гражданской службе Орловской области", в редакции от 08.06.2010 N 1070-03, установлено, что государственные гражданские служащие Орловской области при увольнении с государственной гражданской службы Орловской области по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего Орловской области, замещавшего должность государственной гражданской службы Орловской области категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 6, 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности государственной гражданской службы Орловской области не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев. Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Материалами дела установлено, что Путилин А.Д. <дата> был избран Главой района, и согласно Уставу Шаблыкинского района занимал с этого времени должность Главы администрации Шаблыкинского района по <дата>, по день увольнения в связи с неизбранием на должность (л.д.23, 37). <дата> Путилину А.Д. в связи с достижением пенсионного возраста была назначена трудовая пенсия по старости (л.д.16). 11 марта 2010г. он обратился с заявлением о назначении ему муниципальной пенсии за выслугу лет (л.д.153). Решением комиссии по определению законности и правильности назначения материального обеспечения к трудовой пенсии по старости муниципальным служащим Шаблыкинского района Путилину А.Д. было отказано в назначении ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости в связи с тем, что он занимал выборную должность (л.д.17, 150). Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями. Истец полагал, что на момент его увольнения редакция ст. 20 Положения «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе» не соответствовала законам Орловской области и федеральным законам в области пенсионного обеспечения муниципального служащего, в связи с чем и было нарушено его право на получение пенсии муниципального служащего за выслугу лет, поскольку законами субъекта РФ - Орловской области был расширен перечень оснований увольнения с муниципальной службы, дающий ему право при наличии необходимого стажа на получение пенсии муниципального служащего за выслугу лет. Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из того, что на момент увольнения истца 3 марта 2009г. пенсионное обеспечение гражданских служащих Орловской области регулировалось ст. 53 Закона Орловской области "О государственной гражданской службе Орловской области" (принят ООСНД 28.01.2005), в редакции от 07.11.2008г., в которой был приведён перечень оснований увольнения с гражданской службы, дающих право на получение пенсии за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет. При этом основания увольнения как неизбрание на должность, дающего право на получение названной пенсии, в данном перечне не имелось. Кроме того, правомерен вывод суда о том, что положения ст.53 Закона "О государственной гражданской службе Орловской области", на которую ссылается истец как на основание иска, не применимы к возникшим правоотношениям, и не свидетельствует о праве истца на пенсию за выслугу лет, поскольку Законом Орловской области от 08.06.2010 N 1070-03 при введении указанной редакции установлено, что положения части 1 статьи 53 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, то есть на лиц, увольнение которых с муниципальной службы происходило с 1 января 2010г. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Помимо этого, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что должность муниципальной службы категории «руководитель» по срочному служебному контракту истец не замещал. При этом, решением Урицкого районного суда, на которое ссылается истец в своём иске, установлено, что права у Путилина А.Д. на муниципальную пенсию не возникло, так как он был уволен с муниципальной службы по основанию, не дающему права на назначение такой пенсии. Указанное решение не содержит также выводов о том, что его работа была признана работой по срочному служебному контракту категории должности "руководитель". Из материалов дела видно, что согласно Реестру должностей муниципальной службы в Орловской области (в ред. Законов Орловской области от 04.04.2008 N 762-03, от 30.04.2009 N 906-03, от 03.03.2010 N 1037-03) должностями муниципальной службы в местных администрациях по функциональному признаку "руководители" являлись: глава местной администрации, назначенный на должность по контракту; первый заместитель главы местной администрации; заместитель главы местной администрации; глава местной администрации района в городе; заместитель главы местной администрации района в городе; начальник управления. Указанных муниципальных должностей, должностей категории должности "руководитель" истец не занимал, на должность по контракту не назначался, а занимал выборную должность, являлся высшим должностным лицом района, согласно ст.22 Устава Шаблыкинского района. Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правильно отказал истцу в удовлетворении его требования о признании за ним права на доплату к пенсии за выслугу лет муниципального служащего, поскольку несмотря на то, что период замещения Путилиным А.Д. одновременно должности Главы района и Главы администрации района подлежит зачёту в стаж муниципальной службы, однако право у него на муниципальную пенсию не возникло, так как он был уволен с муниципальной службы по основанию, не дающему права на назначение муниципальной пенсии. Проверяя доводы истца о признании Положения «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе», принятого 22 февраля 2008г., не соответствующим федеральному законодательству, законам субъекта РФ - Орловской области, в части регламентации пенсионного обеспечения муниципального служащего, суд установил, что Положение «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе» было принято 22 февраля 2008г. районным Советом народных депутатов. Согласно ст. 47 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Вместе с тем, судом установлено, что Положение «О муниципальной службе в Шаблыкинском районе», принятое Шаблыкинским районным Советом народных депутатов 22 февраля 2008г., ни на момент увольнения истца, ни на момент обращения его в суд не было опубликовано, и не было обнародовано населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт. Данное Положение было опубликовано в газете «Шаблыкинский вестник» только 23 сентября 2011г.(л.д.136). Таким образом, истцом оспаривается недействующий на период его правоотношений с ответчиками муниципальный правовой акт, не затрагивающий его права, свободы или законные интересы. Поэтому вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных Путилиным А.Д. требований в этой части также является правильным. Не может служить основанием для отмены решения суда ссылка в кассационной жалобе Путилина А.Д. на то, что суд дал неправильную правовую оценку решению Урицкого районного суда от 22 декабря 2010г., и посчитал, что он не занимал должность муниципальной службы категории «руководитель» по срочному служебному контракту, поскольку направлена на переоценку доказательств. Другие доводы жалобы, аналогичны тем, которые были приведены Путилиным А.Д. при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Мотивы их необоснованности подробно изложены в решении суда и с их оценкой судебная коллегия соглашается. Руководствуясь статьями 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А Решение Сосковского районного суда Орловской области от 07 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Путилина А.Д. – без удовлетворения. Председательствующий судья Судьи