33-1890/2011 от 21.12.2011 года о признании незаконным отказа в предоставлении бесплатного обеспечения лекарственным препаратом, обязании бесплатного обеспечения лекарственным препаратом.



Дело № 33-1890

Докладчик: Коротченкова И.И.

Федеральный судья: Третьякова Е.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

председательствующего-судьи Старцевой С.А.

судей Зубовой Т.Н., Коротченковой И.И.

при секретаре Журавлевой И.Ю.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе представителя департамента здравоохранения и социального развития Орловской области Ю.А. Морозовой на решение Советского районного суда <адрес> от <дата>, которым постановлено:

«Исковые требования Щербаковой Л.Н. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области в предоставлении Щербаковой Л.Н. бесплатного обеспечения лекарственным препаратом «циклоспорин» / «сандиммун»/.

Обязать Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области за счет средств бюджета Орловской области бесплатно обеспечить Щербаковой Л.Н. лечение лекарственным препаратом «циклоспорин» / «сандиммун»/ по жизненным показаниям 500мг/сут, рекомендованным Орловской областной консультативной поликлиникой в 2011г.».

Заслушав материал по докладу судьи областного суда Коротченковой И.И., судебная коллегия

установила:

Щербакова Л.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохра­нения и социального развития Орловской области о признании незаконным отказа в предоставлении бесплатного обеспечения лекарственным препара­том «сандиммун» и обязании бесплатно обеспечивать лечение препаратом «сандиммун» 500мг/сут. в течение 24 месяцев.

Заявленные требования мотивировала тем, что является инвалидом второй группы. На основании заключения НУЗ ЦКБ им «Семашко» от <дата> ей выставлен клинический диагноз: <...> и ре­комендовано лечение по месту жительства препаратом сандиммун 300 мг/сут. На основании заключения Орловской областной кон­сультативной поликлиники ей рекомендован прием препарата сандиммун 500 мг/сут., планируемое время лечения составляет 24 месяца.

Указанный препарат входит в перечень, утвержденный приказом Минсоцразвития России от 18 сентября 2006 года № 665 «Об утверждении перечня лекарствен­ных средств, отпускаемых по рецептам врача /фельдшера/ при оказании до­полнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям гра­ждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» и предоставляется гражданам, сохранившим за собой право на получение набора социальных услуг.

<дата> Щербакова Л.Н. подала заявление в Департамент здраво­охранения и социального развития Орловской области о предоставлении ей препарата «сандиммун», в чем ей было отказано.

Поскольку законом предусмотрено бесплатное пре­доставление лекарственного препарата «сандиммун», обязанность предоста­вить данный препарат возложена на ответчика, который добровольно отказался предоставить данный препарат, истица просила признать незаконным отказ Департамента здраво­охранения и социального развития Орловской области в предоставлении бесплатного обеспечения лекарственным препара­том и обязании бесплатно обеспечивать лечение препаратом «сандиммун» 500мг/сут. в течение 24 месяцев.

Определением Советского районного суда г. Орла от 07 ноября 2011 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ЦРБ Корсаковского района Орловской области, ОГУП «Орелфармация», Министерство финансов РФ, Департамент финансов по Орловской области.

Определением Советского районного суда г. Орла от 17 ноября 2011 года к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Департамент финансов по Орловской области, ЦРБ Корсаковского района Орловской области.

В судебном заседании представитель истца Бердюгина Е.А. уточнила требования и просила суд признать незаконным отказ Департамента здраво­охранения и социального развития Орловской области в предоставлении Щербаковой Л.Н. бесплатного обеспечения лекарственным препаратом «циклоспорин» / «сандиммун», а также просила обязать Департамент здра­воохранения и социального развития Орловской области за счет средств бюджета Орловской области бесплатно обеспечить Щербаковой Л.Н. лечение лекарственным препаратом «циклоспорин» / «сандиммун» по жизненным показаниям 500мг/сут, рекомендованным Орловской област­ной консультативной поликлиникой в 2011 году.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе представитель департамента здравоохранения и социального развития Орловской области Ю.А. Морозова просит решение суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение вынести новое решение, которым предусмотреть обеспечение Щербаковой Л.Н. лечением лекарственным препаратом «циклоспорин» / «сандиммун» по жизненным показаниям 500 мг/сут. за счет средств федерального бюджета.

Считает, что Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области, не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Указывает, что Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. При этом проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг предоставляется инвалиду за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Перечнем утвержденным Правительством Российской Федерации.

Судом был применен закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», между тем согласно п. 3 ст. 6.5 указанного Закона порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864, установлено, что предоставление гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Щербакова Л.Н. является инвалидом II группы, имеющей заболевание «<...>». В то время как в перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, группа населения, которая имеет такое заболевание, как «<...>» отсутствует. Соответственно нормы Постановления Правительства; Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» не подлежат применению в отношении Щербаковой Л.Н.

Ссылаясь на п. 3 Порядка льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Орловской области за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 6 октября 2009 года № 185, также указывает, что Щербакова Л. Н. не относится ни к одной из категорий граждан, на которых распространяется действие Закона Орловской области от 13 августа 2009 года № 942-03. В связи с чем, Щербакова Л.Н. не имеет права на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета Орловской области. При этом предоставление гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области Морозовой Ю.А., поддержавшей жалобу, возражения представителя Щербаковой Л.Н. по доверенности Бердюгиной Е.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения.

Из материалов дела следует, что Щербакова Л.Н. является инвалидом второй группы по общему заболеванию с <дата>, инвалидность установлена на срок до <дата> (л.д. 8).

Согласно заключению НУЗ ЦКБ № 2 им. Семашко ОАО «РЖД» от <дата> Щербаковой Л.Н. в связи с наличием у нее заболевания апластической анемии необходимо принимать сандиммун 300 мг./сут. (л.д. 6).

В период с <дата> по <дата> Щербакова Л.Н. находилась на лечении в гематологическом отделении ОГУЗ «Орловская областная клиническая больница» с диагнозом: апластическая анемия и ей рекомендован прием сандиммуна 300 мг./сут. длительно (л.д. 5).

Заключением Орловской областной консультативной поликлиники диагноз Щербаковой Л.Н. – апластическая анемия, в связи с чем ей по жизненным показаниям рекомендован «циклоспорин А» / «сандиммун» 500 мг./сут. (л.д. 7).

<дата> Щербакова Л.Н. обратилась в Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области с заявлением о предоставлении ей бесплатно препарата сандиммун 500 мг./сут. (л.д.9).

Из сообщения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от <дата> следует, что закупка необходимого Щербаковой Л.Н. лекарственного средства будет осуществляться в соответствии с дополнительной заявкой МУЗ «Корсаковская ЦРБ» при выделении дополнительных финансовых средств, вопрос о дополнительном финансировании лекарственного обеспечения федеральных льготников находится в стадии рассмотрения, при его положительном решении будет проведена закупка данного препарата (л.д. 10).

До настоящего времени указанный лекарственный препарат истице предоставлен не был.

С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Шербакова Л.Н., являясь инвалидом второй группы, относится к категории граждан, которым предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, вывод суда о том, что финансирование расходов на льготное лекарственное обеспечение Щербаковой Л.Н. должно осуществляется только за счет средств бюджета области, является ошибочным.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 18-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды являются федеральными льготниками.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 18-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных Распоряжением правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, к реабилитационным мероприятиям относится восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).

Согласно ст. 11 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида разработывается на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалидов к выполнению определенных видов деятельности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Согласно Федеральному Закону № 181-ФЗ, обеспечение инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с ФЗ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

В силу ст. 6.1 Федерального Закона № 178-ФЗ в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Ч. 2 указанной статьи установлено, что перечень лекарственных препаратов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального Закона № 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно п. 1 которых, предоставление гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг является расходным обязательством Российской Федерации.

При этом предоставление необходимых лекарственных средств осуществляется в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 года № 665 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи».

В соответствии с разделом 18 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Орловской области к лекарственным средствам, отпускаемым по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, относится «циклоспорин» (капсулы и раствор для приема внутрь).

Согласно письму Министерства экономического развития и торговли РФ от 31 октября 2007 года № 16811-АП/Д04, Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 октября 2007 года № 8035-ВС и Федеральной антимонопольной службы 31.10.2007 № ИА/20555, по вопросу применения норм Федерального закона от 21 июля 2005 года К-94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказов на поставку лекарственных средств осуществляется по международным непатентованным наименованиям. Лекарственное средство «циклоспорин» является международным непатентованным наименованием к препаратам сандиммун, сандиммун-неорал и др.

Таким образом, как уже указывалось выше, Щербакова Л.Н., являясь инвалидом, в силу ст. 6.1 Федерального Закона № 178-ФЗ и в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 года № 665, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, что относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Следовательно, лечение Щербаковой Л.Н. лекарственным препаратом «циклоспарин»/«сандиммун» по жизненным показаниям должно обеспечиться за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем, в силу п. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ « О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Указанный порядок утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328

Статьей 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ определено, что с 1 января 2008 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления полномочия Российской федерации в области государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

При этом субвенции на обеспечение лекарственными средствами в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета перечисляются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который перечисляет указанные субвенции в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Далее субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской федерации.

Из анализа ст. 6.6 указанного Закона следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках взаимодействия по предоставлению гражданам социальных услуг могут заключать соглашения о включении граждан, в том числе и не относящихся к категориям, указанным в ст. 6.1 настоящего Закона, но проживающих на территории соответствующего субъекта, в число получателей набора социальных услуг, а также об оказании за счет средств собственного бюджета дополнительных социальных услуг лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Положением о Департаменте здравоохранения и социального развития Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 30 апреля 2009 года № 23 предусмотрено, что деятельность департамента финансируется за счет средств областного бюджета, а также за счет средств субвенций, предоставляемых из федерального бюджета. Департамент реализует на территории области единую государственную политику в сферах здравоохранения и социальной защиты населения, а также осуществляет полномочия, в том числе, по обеспечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.

Поэтому судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда указанием об обязании Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области бесплатно обеспечить Щербаковой Л.Н. лечение лекарственным препаратом «циклоспорин» / «сандиммун»/ по жизненным показаниям 500мг/сут, рекомендованным Орловской областной консультативной поликлиникой в 2011г., в установленном законом порядке, исключив указание об обеспечении лечения за счет средств бюджета Орловской области.

Оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены решения, судебная коллегия не усматривает.

Доводы кассационной жалобы в части того, что Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области, не является надлежащим ответчиком по данному делу, по изложенным выше основаниям судебная коллегия признает несостоятельными.

Руководствуясь ст. 347, 361, 366 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Орла от 18 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области об отмене решения суда оставить без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть решения суда указанием об обязании Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области бесплатно обеспечить Щербаковой Л.Н. лечение лекарственным препаратом «циклоспорин» / «сандиммун»/ по жизненным показаниям 500мг/сут, рекомендованным Орловской областной консультативной поликлиникой в 2011г., в установленном законом порядке.

Исключить из резолютивной части решения указание об обеспечении лечения Щербаковой Л.Н. за счет средств бюджета Орловской области.

Председательствующий-судья

Судьи